Открытое занятие "Ложки расписные, да звонкие такие"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Белозерцева Ольга Михайловна

 Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.  Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По продолжительности соответствовало режиму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие музыкального руководителя  Белозерцевой О.М.

Тема:

«Ложки расписные»

Цель:

Ознакомление  участников с простыми элементами игры на деревянных ложках.

Задачи:

1.Познакомить участников с историей русого сувенира – деревянной ложки.

2.Обучить участников мастер  – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности.

3. Повести занятие в форме презентации-концерта.

Актуальность.

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Обучение детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках способствует развитию чувства ритма, чувства метра и музыкальности в целом.

План:

-знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

-постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

-освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

-презентация сказки «Курочка ряба».

Ход занятия:

Приветствие:

Муз.рук: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Муз.рук: Ребята, посмотрите у нас гости! Надо и гостей поприветствовать.

Дети: 3дравствуйте гости дорогие! Мы вс рады видеть.

Гости:  (По Т53)  Здравствуйте!

А начнется наше занятие сегодня с загадки.

Деревянная подружка

Без нее мы как без рук…

Во время скуки веселушка

И накормит всех округ.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Правильно. Это ложки не простые, это ложки расписные, деревянные. Вт малиновый листок, вот зеленый лопушок. Красны ягодки вокруг издают  веселый стук.

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Долгое время они были у народа не удел .Затем получили распространение как музыкальный инструмент . Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки,  деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок.

Ложки всегда являлись самым доступным музыкальным инструментом. Люди всегда играли и будут играть на ложках. Это не только интересно но и забавно. Сегодня, я хочу познакомить  вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж  легко, как кажется. Итак давайте возьмём в руки наши ложки. Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

            Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с  вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными и расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть. Для этого есть несколько упражнений, вот два самых простых упражнения:

Раз, два, три – ты на ложки

посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы

ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять –

будем мы на них играть.

 Второе упражнение -руки сцепили в замок, держа перед

собой, и сделали руками круговые

движения.

Дидактическая игра «На двери весит замок»

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках. 

Возьму ложки, поверну их спинками горбинками и весело играть начнем. Как можно играть на ложках?

 Правильно, используя разные приемы. Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках. А небольшие потешки  нам помогут их разучить .

-Вот лошадка серый волк

Убегай скорей вприскок…

Цок, цок, цок, цок…

       Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Данным приемом можно передать цоканье копыт лошади  (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).Ложки  можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

Как у нашей бабушки

Вкусные оладушки.

Прием «Блинчики»

Вот лягушка на болоте

Очень весело поет. Ква, ква, ква. Ква, ква, ква.

Целый день она поет. Ква, ква, ква. Ква, ква,ква.

. «Бубен» - одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

Воробьи развеселились

Зернышки клевать пустились.

Целый день они клюют

Все клюют, клюют, клюют.

Черенком по пяточке. Такой прием используют для передачи каких то бытовых звуков. В данном случае озвучивание птичек.

Дождик капает по крыше. Тук, тук, тук. Тук, тук, тук.

Еле слышно, еле слышно. Тук, тук, тук. Тук, тук, тук

Черенок об черенок. . Такой прием используют для передачи каких то бытовых звуков. В данном случае капельки дождя.

Вот течет ручеек

Видно путь его далек

Все журчит, плескается

Убежать пытается.

«Часики». Круговые движения руками перед собой.

В прятки поиграем

С ложками ребятки.

Удары «пяточка об пяточку » перед собой и за спинкой

Вот часы пробили час

Вот часы пробили два

Вот часы пробили три

Ты на ложки посмотри.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие

удары капелек о стекло

Вот  эти приемы мы с вами буде использовать.

А теперь  прищла  пора  нам немножко отдохнуть.

Встанем мы на ножки

К солнышку протянем ладошки.

И давайте с солнышком поиграем.

Вокруг солнышка дружок

Становись скорей в кружок.

Поют:

Утром солнышко проснется

Сразу деткам улыбнется

Дети с солнышком встают

В руки ложечки берут.

Дет ложки в руки взяли

Сразу ложки застучали (прием капельки)

Мы сейчас растопим печь

Надо блинчиков испечь.(прием блинчики)

Нам пора повеселиться

В карусели прокатиться.(кружатся и стучат)

      С вами мы сейчас ребятки

      Поиграем дружно в прятки (прятки)

      Будем в горку подниматься

      А потом с горы спускаться.(вверх и вниз)

      Наши ложки так устали

Очень весело плясали

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

А сейчас, с помощью ложек мы попробуем передать действия героев и расскажем и покажем сказку «Курочка Ряба.»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед бил-бил, не разбил. Ох!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Баба била-била, не разбила. Ох,Ох,Ох!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышка норушка жила за окошком.

В дом прибежала, хвостиком махала.

Яичко покатилось…и разбилось…(tr) Т53

Дед плачет…ух!

Баба плачет…ух!

А курочка ряба крыльями помахивает

Деда с бабой уговаривает…

Не плачьте дед и баба…

Принесу я вам еще яичко

Новое, постое…и совсем не золотое!

Обрадовался дед

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрадовалась баба

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И с ними курочка Ряба

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вот и сказке конец. А кто слушал молодец.

Вышли на поклон.

Молодцы ребятки.

А за то что вы старались и славно занимались

Получайте угощенье! Всем на удивленье!

Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами попрощаемся.

Уч: До свидания, дети!

Дети: До свидания!

Уч: А теперь давайте нашим гостям скажем до свидания.

Дети: До свидания гости!

Я сегодня вам ребята хотела рассказать о деревянных ложках и об некоторых приемах игры на деревянных ложках. А вот как все получилось.

Что интересного вы сегодня узнали о ложках?

Что можно делать ложками?

Что  понравилось больше всего?

Дети уходят

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространенный инструмент русского народа.  Может быть пока наши дети играют на лодках не оборвется та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Самоанализ

   Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По продолжительности соответствовало режиму.

   В самом начале занятия дети исполнили приветственную попевку  «Здравствуйте», которая настроила детей на позитивный лад, способствовала установлению доброжелательного психологического климата на занятии.

   Для того, чтобы заинтересовать детей , сделать занятие более продуктивным, я использовала следующее оборудование: сказочный домик, кукольные персонажи, деревянные ложки. Чтобы поддержать интерес к занятию ввела театрализацию: сказка  «Курочка Ряба» .

   Мой тон общения с воспитанниками был спокойным. Чтобы заинтересовать детей, я  старалась в нужный момент быть эмоциональной, артистичной.

   Я считаю, что задачи, поставленные мною, выполнены.

   В конце занятия было предусмотрено включить сюрпризный момент. Что детям принесло большую радость.

   Дети были активны. Настроение у детей было приподнятым. Переутомления у детей не было. А занятии царила доброжелательная обстановка, сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и детьми.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 3-4 лет)

Беседуя с детьми "о плохом ихорошем" совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в...

Конспект открытого занятия в средней группе " Что такое хорошо и что такое плохо?"

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Проект "Ложка расписная, да звонкая такая" 19.11.2021

Проект "Ложка расписная, да звонкая такая"...

открытое занятие «Ложки деревянные вятские и городецкие»(старшая группа)

воспитание  интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам...

Познавательно- творческий проект «Ложка расписная, да звонкая такая»

Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении деревянной ложки, способах её изготовления....