Познавательно- творческий проект «Ложка расписная, да звонкая такая»
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Авксентьева Нина Николаевна

Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении деревянной ложки, способах её изготовления.

            Идея проекта   оказалась интересной, многогранной и полезной для всех участников проекта.

            Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке и т. д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

 

                                               ЗАДАЧИ:

 1.Уточнить и  обогатить знания детей о предмете старины и современности.

 2. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.

 3.Вызвать интерес к практической деятельности через художественное   творчество, чтение художественной литературы – сказок, загадок, пословиц, в которых упоминается ложка.

4. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям   нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhka_raspisnaya_da_zvonkaya_takaya.docx48.18 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно- творческий проект

«Ложка расписная, да звонкая такая»

Информационная карта проекта:

Автор проекта:

Продолжительность проекта: среднесрочный (март)

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-6 лет.

Проблема: как появилась ложка и для чего она нужна.

Цель: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация проектной деятельности в нашем детском саду направлена на формирование общей национальной культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование у дошкольников гражданской ответственности, духовности и культуры.

Перед нами стоит задача, уже в дошкольном возрасте, формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Поэтому и возникла тема: Появление в жизни людей простого, казалось бы, предмета в нашем обиходе ложки. Подготовительной работой над проектом был поиск материалов об истории возникновения ложки, значении этого слова, их видов и материала, способы использования, загадки, поговорки, стихи и исследования. Тема проекта оказалась интересной, многогранной и, я думаю, полезной для всех участников проекта. Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод).

АКТУАЛЬНОСТЬ

Каждый день мы встречаемся с ложкой: за завтраком, обедом, ужином. Однажды во время обеда один мальчик задал вопрос: «А интересно, чем люди ели раньше, когда не было ложек?» И мы с детьми заинтересовались историей появления в жизни людей ложки, решили выяснить, какие способы использования ложек существуют, кроме традиционного использования во время еды. На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Работа по проекту направлена на ознакомление с историей ложки. В ходе проекта дети получат знания о происхождении деревянной ложки, способах её изготовления.

Идея проекта оказалась интересной, многогранной и полезной для всех участников проекта.

Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке и т. д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

ЗАДАЧИ:

#1059;точнить и обогатить знания детей о предмете старины и современности.

2. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.

3.Вызвать интерес к практической деятельности через художественное творчество, чтение художественной литературы – сказок, загадок, пословиц, в которых упоминается ложка.

4. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям нашей страны.

Задачи проекта для родителей:

1. Принимать активное участие в реализации проекта.

#1054;казать помощь в создании выставки «Такие разные ложки».

#1057;овершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек.

Ожидаемые результаты:

-дошкольники знают и испытывают интерес к истории возникновения русской ложки;

-сравнивают ложки по назначению, цвету, форме, материалу;

-классифицируют их (ложки чайные, столовые, музыкальные и др.);

- определяют материалы, из которых изготовлены ложки;

-умеют рассказывать о разнообразии росписи деревянной ложки;

-используют собственный опыт, фантазию, полученные знания в рисунке.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Художественное творчество

Музыкальное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Опытно-экспериментальная деятельность

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап организационный

Подбор художественной литературы для чтения.

Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.

Подбор мультипликационных фильмов.

Подбор для слушания с детьми народных сказок.

Подбор экспонатов для выставки.

Подбор подвижных, словесных, музыкальных и дидактических игр.

2 этап основной (практический)

Совместная деятельность педагогов с детьми

- Беседы: «Путешествие в прошлое ложки», «Откуда взялась ложка?», «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?», «Безопасное обращение со столовыми приборами».

- Составление рассказов по картинкам из серии «Столовые приборы» (ложки) с использованием мнемотаблиц.

- Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках.

- Дидактическая игра «Загадки-отгадки» (о ложках).

- Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)…).

- Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Жихарка», русской народной сказки «Три медведя», «Федорино горе».

- Просмотр электронных презентаций «Путешествие в прошлое ложки».

- Просмотр мультфильмов: «Антошка», «Жихарка», «Три медведя».

- Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских ложек.

- Изготовление героев сказки «Колобок» из одноразовых ложек.

- Подвижные игры: «Кто быстрее возьмет ложку», «Ложку по кругу, передавай друг другу» «Ты беги быстрее ложка», «Перенеси в ложке …» (эстафета)

- Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой…»

- Развлечение «Федора в гостях у детей».

Самостоятельная деятельность детей

- Рассматривание иллюстраций, книг о ложках.

- Дидактические игры: «Собери ложку из частей»,

«Ко всякому угощению своя ложка», «Какая ложка из чего сделана» (из дерева – деревянная и т.д).

- Игры-эксперименты: «Тонет - не тонет», «Магнитные свойства ложки»,

«Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности).

- Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Поликлиника» ».

- Дежурство по столовой.

- Показ театра ложек «Колобок» малышам.

- Музыкально-дидактические игры:

«Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках); «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Разноцветные зонтики», «Веселые матрешки» и др.

Роль родителей в реализации проекта

- Чтение и заучивание стихов.

- Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

- Консультация: «История ложки».

- Творческая мастерская «Кукольный театр из ложек».

3 этап заключительный (рефлексия)

Выставка «Такие разные ложки»

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Участие детей в проекте способствовало повышению познавательной активности, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, выделять материал, из которого изготавливаются предметы, четко выделять их назначение.

Дети научились различать виды росписи, узнали, что все ложки разные и у каждой своя неповторимая история возникновения. Научились создавать узоры по мотивам хохломской и городецкой росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки.

А благодаря использованным в ходе проекта стихотворениям, прибауткам, физкультминуткам и различным подвижным играм по данной тематике, дети усвоили материал легко в привычной, и доступной для них, игровой форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что ложки - универсальный предмет, который можно эффективно использовать в образовательной деятельности детского сада для познавательного, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного и речевого развития.

РЕСУРСЫ

Информационные: интернет-ресурсы, художественная литература, энциклопедии для детей, энциклопедическая и справочная литература для педагога, фотоматериалы.

Приложение.

Пальчиковые игры на тему «Посуда»

1. Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

(Потирать ладошки друг об друга )

Вымыл блюдце и стакан .И закрыл покрепче кран.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

2. Раз, два, три, четыре,(Удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга)

Ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.

Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.

Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.

Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.

Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».

Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Загадки:

Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
….. (Ложка!)

***

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду -

Мимо рта я не пройду.

***

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот.

Кто такая?

***

Каши зачерпнёт

И отправит в рот.

***

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри!

***

По моей тарелке

Лодочка плывёт.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.

***

Сама не ем,

А людей кормлю.

Кто такая?

***

Каши зачерпнет

И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,

Но счастливее немножко,

- Людям я милей и ближе,

Ведь меня еще и лижут!

***

Сама не ест,

А людей кормит.

***

Деревянные ложки -

Постучи-ка немножко.

Хочешь - вальс играй,

А хочешь - суп хлебай!

Пословицы о ложке.

  • Ложка узка, таскает по два куска, развести пошире, вытащит четыре.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • Ложку за окошко даром не выкинешь.
  • Ложкой кормит, а стеблом глаз колет.
  • Яство сладенько, да ложка маленька.
  • Сухая ложка рот дерет.
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
  • Новая ложка — с полочки на полочку, а состареется — по подлавочью наваляется.
  • Не каша кормит — ложка; не припас стряпает, а руки.
  • Родильная ложка с солью, с перцем.
  • Бочка меду, ложка дегтю — все испортит.
  • Ладно со своей ложкой да по чужим обедам.
  • Снову и ложка красна, а охлебается, под лавкой наваляется.
  • Смысл не солянка: его ложкой не расхлебаешь.
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
  • Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего.
  • Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.
  • Вымыла ложки да вылила во щи.
  • Запасливый гость без ложки не ходит.
  • Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.
  • Голова с пивной котел, а ума ни ложки.
  • Он тебя и в ложке утопит.
  • Без ложки и добрый едок станет.
  • Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  • Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
  • На незваного гостя не припасена и ложка.
  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
  • Станем заводить артельщину: работа ваша, харчи ваши, а наше брюхо да ложка.
  • Гости за гостями, а ложки немыты.
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.
  • Словно впотьмах ложкой рта ищет.
  • Видел татарин во сне кисель, так не было ложки; положил за пазуху ложку — не видал киселя.
  • Хлебнул, да и ложку на полати метнул. (От обычая на крестинах подносить отцу ложку каши с солью, перцем, хреном и проч.)
  • Ты ему ложки, а он тебе плошки.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Беседа в музее. «Ложка в быту русского народа».

Деревянные изделия не только красивы, но и экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Деревянные ложки использовались по прямому назначению. Пища станет во стократ вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Ложки использовались как в городах, так и в крестьянских хозяйствах, подавались к столу в будние и праздничные дни, и служили единственным приспособлением для приема пищи.

Существовали особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался самым прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу, можно приступать. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу. К ложкам относились бережно. Часто их носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или в голенище сапога.

ЛОЖКА – предмет домашней утвари; в обрядах – символ члена семьи, живого или умершего. Ложка была одной из немногих личных вещей крестьянина; свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Ложка мужчины иногда противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее использовали в народной медицине.

К ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а простые деревянные хранили дома в ложечниках – полках для ложек или ложечницах – специальных корзинах для хранения ложек.

Делали ложки из олова, золота, серебра. Кому что по карману. Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, по тем временам очень дорого металла, так похожего на серебро. Позднее такие ложки стали самыми дешёвыми. Сейчас в быту используют ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном. Сегодня изготавливают огромное количество разнообразных ложек. Основные виды ложек: столовая, десертная, чайная. Дополнительные виды ложек: ложка для супа, для яиц, для бульона, для салата, сувенирная ложка и т. д.

Сейчас в современном хозяйстве человека можно встретить: ложку – ручку, ложку для солений, ложку салатную, ложку рыбака.

Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек -Жихарка.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:- Эта простая ложка - котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая - точеная, ручка золоченая, -это Жихаркина. Никому ее не отдам....

Конспект занятия; экспериментальные опыты с воспитателем «Свойства деревянной и металлической, пластиковой ложки».

Цель:

Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо).

Ход занятия:

Загадать детям загадку: «Сама не ем, а людей кормлю».

Слышится стук в дверь.

Воспитатель:

Кто-то к нам пришел?

Заходит мальчик Миша.

Миша: Здравствуйте, это я, Миша брат Маши!

Дети: Здравствуй, Миша!

Мишка: Ко мне в гости Маша приходила. Мы с ней кашу ели ложками. Вот незадача никак не могли определить, из чего они сделаны? И я решил прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит).

- кубик из дерева, он какой? (деревянный)

- кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый)

- магнит из железа, он какой? (железный)

Воспитатель:

В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.

Опыт 1:

Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.

Воспитатель:

Что вы видите? (ответы детей)

Мишка:

Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжелое и оно сразу тонет. А можно также проверить мои ложки?

Воспитатель и дети:

Конечно!

Опыт 2:

Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная - утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая - на поверхности воды.

Мишка:

Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу рассказать Маше какая у меня ложка.. Мне пора, до свидания!

Миша уходит.

Воспитатель:

Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться. - Ой, а в чем мы помогли, я уже забыла. Подскажите, пожалуйста!

Дети помогают, дают свои ответы о проделанной работе.

Дидактическая игра "Разложи ложки по назначению"

Цель:
Формировать у детей умение применять столовую посуду по назначению. Формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (ложек) - разных по размеру, форме. Развивать способы ориентировки в пространстве (на бумаге) с помощью и предлогов (за, на); Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Закреплять умение выстраивать сериационный ряд. Закреплять знания определений большой, средний (по меньше), маленький(еще меньше) .
Материал: карточки, ложки разной длины

Ложки: для игры можно использовать ложки одинаковой текстуры (деревянные, металлические, пластмассовые.. ) но разные по размеру- большую, среднюю (десертную), маленькую (чайную).

Игра «Пронеси — не урони»

Цель: развивать умение играть сообща.

Соревнуются несколько ребят. Задание — пробежать20 метров(если игра проходит дома, можно сделать более короткую дистанцию, но усложнить ее препятствиями в виде стульев), держа в обеих руках по ложке с небольшим яблоком. Побеждает прибежавший первым. Маленькому ребенку достаточно одной ложки с яблоком.

Игра-эстафета «Пронеси, не урони».

Команды строятся за линиями старта. Первый игрок в команде кладет из корзике по 1 ложки с крышкой от сока. Напротив каждой из команд на расстоянии 6-8 м ставится по ориентиру (корзинка). По сигналу ведущие первые игроки команд с ложкой в руках добегают до ориентира, кладут крышку, возвращаются к линии старта, передают ложку следующим игрокам. Следующие участники команд выполняют то же самое. Побеждает команда, которая быстрее, правильнее переносят крышки (от сока) и выполнит задание.

Беседа ««Ложки разные бывают»»

Цель.Формировать представления детей о видовом многообразии однородных предметов (ложек) - разных по размеру, форме.

Здравствуйте, ребята дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы! А наша встреча пусть будет весёлой и радостной!

Сегодня мы с вами поговорим…, а в прочем… отгадайте сами.

(Воспитатель загадывает загадку)

Загадка:

Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это ….. (Ложка!)

(Воспитатель показывает деревянную ложку)

- Ложка на Руси была верной помощницей всем хозяюшкам.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, где размещена коллекция ложек, и взять каждому по ложке.

- Проходите к столу, разбирайте ложки. Рассмотрите их хорошенько! Как вы думаете, они одинаковые или разные? (Ответы детей)

- Ложки бывают самых разных размеров (большие и маленькие) и разных форм (глубокие и плоские, овальные и круглые, тупые и остроносые), расписные и резные. Они изготовлены из разного материала, красиво оформлены.

- Скажите мне, пожалуйста, из какого материала сделаны ваши ложки (из дерева, металла, пластмассы…)

Консультация для родителей

Тема: «Искусство игры на ложках»

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под влиянием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» -такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливались и продолжают изготавливать из березы, осины, липы, а также украшали резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.

Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы; сейчас широко используются в исполнительской практике также ложки-веера. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности детей и импровизации.

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (или на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.

Беседа на тему: «Знакомство с русской ложкой»

Цель: пробудить интерес к русским народным музыкальным инструментам «ложки»

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о деревянных ложках, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление; из чего состоит, приёмах игры на ложках)

Развивающие: развивать чувство ритма, координацию рук

Воспитательная: прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Оборудование: деревянные ложки.

Сегодня мы поговорим о самых популярных народных музыкальных инструментах в России. Каких, вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

(Ложка)

Правильно! Ложки расписные - красивые, резные!

- Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.

На Руси даже существовал день когда рубили дерево на выделку ложек. Это было 7 мая - Пелагея.

А теперь 2 апреля стал Международный день ложки.

Неокрашенные ложки использовались ежедневно.

Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас мы дружно поиграем на ложках.

Игра на ложках

Приложение №3

Статья «Ложки - ударные» из «Энциклопедия музыкальных инструментов»

Основные сведения

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Происхождение и история

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет.

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Игра на ложках, техника игры

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Приемы игры на ложках

1. «Игра двумя ложками» Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существуют две разновидности этого приема:

1) черпачки двигаются навстречу друг другу

2) одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой сверху.

2. «Скользящие удары ложки о ложку» Ударяют тыльными сторонами о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

3. «Игра двумя ложками в одной руке» Ложки держат в правой руке, Между черенками ложек находится указательный палец. Большой палец сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу. Расстояние между ними один, два сантиметра. Определяют места удара: ладонь, бедро правой ноги чуть выше колена, бедро левой ноги, удар по плечу. Все эти ударные точки могут чередоваться между собой.

4. «Солнышко» ударяют тыльными сторонами о тыльную сторону другой ложки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность: " Ложки расписные"

Цель:Узнать историю возникновения русской ложки. Провести среди детей социологический опрос: «Что вы знаете о ложках?». Познакомить с предметом обихода - деревянной ложкой, познакомить с промысл...

Познавательно-творческийпроект "Весна - прекрасное начало"

Ввести детей в мир фантазии, вымысла, творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Открытое занятие "Ложки расписные, да звонкие такие"

Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.  Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По про...

Проект "Ложка расписная, да звонкая такая" 19.11.2021

Проект "Ложка расписная, да звонкая такая"...

Познавательно – творческий, исследовательский проект "Ложки расписные – ложки деревянные"

Познавательно – творческий, исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста....