открытое занятие «Ложки деревянные вятские и городецкие»(старшая группа)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
воспитание интереса к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatiena_.docx | 23.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Ложки деревянные вятские и городецкие»
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:
- Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.
- Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
- Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Возраст детей: 7-9 лет, 1-й год обучения Тип занятия: показательное, комбинированное.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование для педагогов: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Ложки деревенские, вятские и городецкие»
баян, деревянные ложки, веерные ложки, коробка-сюрприз с двойным дном.
Оборудование для учащихся: деревянные ложки (по три штуки).
Продолжительность занятия: 45 минут.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Погружение в «сказочную» ситуацию (2 мин.)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я хочу спросить вас, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло…
– Ты три раза должен хлопнуть
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Чудо, чудо появись!»
Дети выполняют задание. Чуда не происходит...
Педагог: Я поняла, чего нам не хватает. Музыки! Сейчас я возьму баян, и мы попробуем ещё раз.
Под музыку дети топают, хлопают, улыбаются друг другу, в класс входит Василиса Премудрая. В роли Василисы учитель музыки.
2. Вводная беседа, введение в тему занятия (5 мин.)
Василиса: Здравствуйте, люди хорошие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!
Педагог: Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Кто вы гостья дорогая, откуда к нам пожаловали?
Василиса: Я – Василиса Премудрая, а пожаловала к вам из русских народных сказок. Да не одна я к вам пришла, девиц красных привела, учениц да помощниц своих. Боюсь, только не тесновато ли нам будет?
Педагог: Как, дети, в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В нашей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко.
Василиса хлопает в ладоши, под музыку в класс входят Василисы (девочки 3 класса в сценических костюмах).
Педагог: Здравствуйте, красавицы! Не хотите ли представиться?
Девочки-Василисы (хором): Мы Василисы Премудрые!
Педагог: Зачем вы к нам пожаловали?
Девочки-Василисы: У нас слёт Василис по обмену премудростями!
Педагог: Чем, чем?
Девочки-Василисы: Премудростями!
Педагог: Мы бы тоже хотели обменяться премудростями!
Василиса: Тогда сядем все рядком, да поговорим ладком.
Василисы садятся.
Василиса: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Дети отгадывают загадку.
Василиса: Верно! А вот и ответ на мою загадку.
Показывает деревянную ложку.
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Василиса рассказывает о том, как появились деревянные ложки, как их изготавливали, чем отличаются ложки разных областей России (фото 2). Рассказ сопровождается медиа-презентацией Приложение 1.
Василиса: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Вот вам и первая премудрость! Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская.
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
Давайте попросим Василис Премудрых показать нам, как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.
Исполнение песни «Русский сувенир», слова А. Осьмушкина, музыка В. Сигалова Приложение 2.
Звучит песня
Василиса: Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть одновременно? А вот вам и вторая премудрость! Наши Василисы покажут вам, как можно играть на 4-х и 6-ти ложках.
Демонстрируются веерные ложки.
Василиса: На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».
Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Были такие мастера игры на ложках, которых наградили почетным званием «Заслуженный артист Российской Федерации». Таким артистом был В.С. Морозов. Вот он перед вами на экране. Он играл в хоре имени Пятницкого.
Наши Василисы, конечно, только учатся, но кое – какие премудрости они вам покажут.
Игра «Ромашка»
На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, дети младшей группы отрывают лепестки, читают, что на них написано, старшие девочки показывают, а Василиса комментирует, как исполняется каждый приём
Василиса:
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
А теперь приёмы игры на трех ложках.
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
Василиса: Вот вам и третья премудрость! Ай да, Василисушки, ай да, умницы!
4. Повторение ранее изученного материала (7 мин.)
Василиса: Ну а наши малыши тоже очень хороши! На предыдущих занятиях они разучили песню «Во саду». Сейчас мы исполнем эту песню. Но только перед тем, как играть, надо ручки размять.
Разминка
Массаж биологически активных точек.
Педагог показывает приёмы массажа, дети повторяют стихи и выполняют движения.
Педагог: Встанем на ножки, погреем ладошки.
– Да, да, да-да-да, наступили холода (потереть ладони друг о друга).
Да, да, да-да-да, превратилась в лед вода (раскрытыми ладонями поочерёдно растирать шею сверху вниз).
Ду, ду, ду-ду-ду, поскользнулся я на льду (подушечками пальцев растереть мочки ушей).
Ду, ду, ду-ду-ду, я на лыжах иду (указательными пальцами сверху вниз потирать нос по бокам).
Ди, ди, ди-ди-ди, вижу заячьи следы (ребрами ладоней делать встречные движения по лбу).
Ди, ди, ди-ди-ди, ну, заяц погоди! (погрозить пальцем).
Василиса: Вот вам и еще одна премудрость. Такая гимнастика поможет вам в любом деле, подготовит ваш организм, согреет его.
Василиса: Теперь мы готовы петь! Давайте встанем и послушаем песню «Во саду».
Исполнение песню «Во саду».
Приложение 4.
5. Закрепление приёмов игры на ложках (7 мин.)
Василиса: Мы уже с вами начали разучивать партию ложек к этой песне. Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в этой партии? («лошадка», «форшлаг», «маятник»).
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала – следующая премудрость.
Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов «лошадка», «форшлаг», «маятник»
Практическая работа: групповая – в ансамбле, и индивидуальная – с отдельными детьми.
Василиса: Молодцы! Приёмы «лошадка», «форшлаг» и «маятник» уже хорошо получаются у всех ребят. А наши гости почувствовали, что играть на ложках не так просто, как может показаться со стороны?!
Сейчас ребята младшей группы исполнят партию ложек к песне «Во саду».
Исполнение партии ложек к песне «Во саду».
Исполняют дети младшей группы
6. Итог занятия (5 мин.)
Василиса: А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе – младший, старшая группа и наши гости, будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!
Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц»
Василиса называет и показывает приём игры на ложках – «лошадка», «маятник», «щелчок», «коленочки», «локоточки», дети и гости исполняют.
Василиса: И премудрость пятая – последняя. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.
Василиса собирает ложки в коробку с двойным дном. Незаметно переворачивает её и достаёт шоколадки.
Василиса: За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Я не раз к вам приду и подробно о них расскажу. И играть на них научу. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию из деревянного конструктора во второй младшей группе "Заборчик"
Воспитатель мативирует детей на то чтобы дети нашли решение в проблемной ситуации, включив песню Козы. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что можно построить забор и тогда волк не сможет пр...
занятие "Ложка, ложка отзовись"
Занятие в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....
Мини-музей деревянной игрушки "Чудо-дерево" (ясельная группа)
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, эстетического развития детей, для сенсорного развития и развития мелкой моторики рук....
НОД деревяннай брусочек для 2 младшей группы
конспект занятия по РПИД...
Открытое занятие "Ложки расписные, да звонкие такие"
Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По про...
"Праздник русской деревянной ложки" для детей подготовительной группы
Праздник русской деревянной ложки посвящён замечательному мастерству и искусству народов России, которое складывалось веками усилиями мастеров многих поколений и приковывает на себя внимание, как худо...