Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
материал (средняя группа)
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе. Чтение художественной литературы
Конспект родительского собрания для родителей детей средней группы на тему «Волшебный мир книги»
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: воспитатели, родители, дети, библиотекарь, музыкальный руководитель.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».
3. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».
4. Анализ результатов микроисследования (приложение 1).
5. Выступление библиотекаря.
6. Продолжение дискуссии.
7. Из опыта семейного воспитания.
8. Музыкально-театрализованное представление «Сказки дядюшки Корнея».
9. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома (приложение 1).
2. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.
3. Подготовка фотовыставки «Мы — читающая семья».
4. Подбор советов и рекомендаций для родителей на тему «Как организовать семейное чтение».
5. Оформление папки «Читайте детям книги!».
6. Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья».
II. Организационный этап
На центральной стене — развернутая книга, на страницах которой написана тема родительского собрания; размещены информационные листы с пословицами и высказываниями великих людей об искусстве чтения; оформлена выставка детских книг и журналов.
III. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы —
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы — никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга.
Если в ней картинок нет?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
А. Лесных
Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».
«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят» (Л.Н. Зеленцова).
Воспитатель. Тема нашей встречи — «Волшебный мир книги». Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании 4—5-летнего ребенка принадлежит книге?
IV. Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию»
Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.
Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.
— Расскажите пролог поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый...».
Каждый родитель по очереди говорит по две строки, кто забыл следующую строку — передает эстафету следующему.
V. Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.
— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)
— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книги? (Мнения родителей.)
VI. Анализ результатов микроисследования (приложение 1)
Воспитатель. Давайте проанализируем результаты бесед с родителями и детьми и выясним, каковы же ваши семейные читательские запросы и предпочтения.
VII. Выступление библиотекаря
Воспитатель. Ау нас сегодня в гостях библиотекарь городской детской библиотеки... (Ф.И.О.).
Рекомендации по комплектованию детской библиотечки
Библиотекарь обращает внимание родителей на содержание подготовленной к встрече книжной выставки (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.). Обращается внимание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы).
В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребенка мира: «Я сам» — о детях, их эмоциях, чувствах; «Нерукотворный мир» — о природе; «Рукотворный мир» — о предметах, созданных руками человека; «Мир людей и человеческих отношений».
Рекомендации по обучению детей
Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет книга, формулирует основные требования - как с ней необходимо обращаться детям и как этому нужно учить.
Открытие Книги рекордов группы (самый активный слушатель книг). Проходит награждение самых читающих семей.
VIII. Продолжение дискуссии
Воспитатель обращается к родителям, просит желающих рассказать, как они поступают, если ребенок отказывается слушать. Родители высказываются, делятся опытом.
Далее родители выступают по следующим вопросам:
• Книга в нашей семье.
' Традиции нашей семьи.
• Отношение детей к книге.
IX. Из опыта семейного воспитания
Работа с родителями по подготовке выступлений проводится заранее, за несколько дней до собрания. Родителям предлагается памятка с советами «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?».
1. Пробуждайте интерес ребенка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержат много иллюстраций, и если ребенок ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребенку больше других, и побеседуйте о них.
2. Искушайте ребенка чтением. Выберите книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться.
3. Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и покажите ребенку, как включать магнитофон. Если ребенку это понравится, вы сможете записать на магнитофон и другие тексты.
В заключение дискуссии следует сделать вывод о важности интереса ребенка к детской книге, приобщения его к миру литературы, зарождения привычки самостоятельно общаться с книгой.
X. Музыкально-театрализованное представление «Сказки дядюшки Корнея»
В зал входят дети.
Кот (из-за декорации). Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!
Один за другим появляются литературные герои произведений К.И. Чуковского. Каждый из них коротко рассказывает интересный случай из своей жизни и просит детей узнать, кто он. Воспитанники группы показывают небольшие сценки. В сценарий могут быть включены музыкальные номера и игры.
XI. Заключительная часть
Родителям предлагаются памятки: «Как обращается с книгой Ваш ребенок?», «Если Вы решили купить ребенку новую книгу», «Как стать хорошим читателем» (приложение 2).
Вариант решения родительского собрания
1. Рассказать детям о детской библиотеке, записаться в нее и регулярно брать книги для семейного чтения.
2. Выписать детский журнал.
3. Ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров.
4. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.
5. Посмотреть телевизионную программу о создании книг.
Приложение 1. Материал для микроисследования
Беседа с родителями и с детьми
Вопросы родителям
— Ваши любимые поэты и писатели.
— Ваши любимые литературные герои.
— Любите ли вы читать ребенку?
— Какие книги любят в вашей семье?
— Какие произведения наиболее охотно слушает ваш ребенок?
— Кто из взрослых членов семьи чаще читает ребенку книги?
— В какое время вы, как правило, читаете ребенку?
— Книга прочитывается быстро или нет?
— Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком?
Вопросы детям
— Какие книги ты любишь слушать?
— Какая твоя любимая сказка?
— Кто твои любимые книжные герои?
— На кого ты хочешь быть похож(а)?
— Кто тебе читает книги?
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Все анкеты примут участие в лотерее, где будут разыгрываться поэтические сборники современных детских поэтов.
Самые интересные анкеты будут отмечены специальными призами.
Фамилия, имя, отчество _________________
Место работы _____________
Должность ____________
Адрес и телефон для связи _______________
1. Вы считаете, что стихи необходимы детям:
а) на определенном возрастном этапе (укажите этот возраст);
б) в любом возрасте;
в) свой вариант (написать).
2. Вы сами предпочитаете читать детям:
а) по преимуществу прозаические произведения и иногда стихи;
б) по преимуществу поэтические произведения и иногда прозу;
в) свой вариант (написать).
3. Назовите, пожалуйста, поэтов, произведения которых традиционно входят в круг семейного детского чтения.
4. Каких поэтов или какие произведения Вы бы исключили из этого списка и почему?
5. Выберите одно из утверждений:
а) восприятие ребенком стихотворения не зависит от того, нравится оно мне или нет;
б) восприятие ребенком стихотворения напрямую зависит от того, нравится оно мне или нет;
в) мое отношение к стихотворению, которое я читаю ребенку, может влиять, а может не влиять на восприятие ребенком данного поэтического произведения.
6. Ваши любимые детские поэты, писатели.
7. Без стихотворений какого поэта Вы не мыслите свое семейное воспитание? Почему?
8. Назовите писателей, произведения которых Вы бы порекомендовали другим родителям (своим друзьям) для домашнего чтения детям.
Приложение 2. Памятки для родителей
Как обращается с книгой Ваш ребенок?
По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, Вы можете судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:
1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у вас руки.
2. Читать и рассматривать книгу можно только за столом.
3. Книгу нужно беречь: не пачкать ее, не заминать страницы, правильно их перелистывать, не смачивать палец слюной; не играть с книгой: она от этого портится.
4. После того, как посмотрели и прочитали книгу, надо положить ее на место.
5. Хранить книгу необходимо в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игр.
6. Если заметили, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), ее нужно починить. Если трудно сделать это самим, обратиться за помощью к взрослым.
Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу
При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества.
1. Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор, фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при том достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
3. Понравится ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность: любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.
4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия? Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.
5. Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.
6. Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребенку.
Как стать хорошим читателем
1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение — одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.
2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги.
3. Если в книге встретятся слова, фразы, не понятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.
4. Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания из тех книг, которые читаете.
5. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которую он жил.
6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.
7. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в средней группе «Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью, и добротой,И с чувством сказочным пойдёт онЖизненной тропой.Г. Попов...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГОЩЕНИЕ ЗВЕРЯТАМ». (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Цель: Воспитание в детях духовно-нравственные качества, через художественную литературу и художественное творчество.Задачи:Образовательные задачи:· Учить дете...
Конспект занятия в средней группе «Чтение художественной литературы: рассказ Евгения Чарушина «Лисята».
Цель: Познакомить детей с новым произведением.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа....
Родительское собрание в средней группе "Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. С раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует.Ребенок не может еще ни читать, ни писать, но ...
Конспект занятия в подготовительной группе Чтение художественной литературы. Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях
Конспект занятия в подготовительной группеЧтение художественной литературы.Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессияхЦель:- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас...
Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»
Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...