"Неделя теории решения изобретательских задач"
методическая разработка
Цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
- Развитие у детей нестандартного, системного, раскованного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- Формировать у дошкольников целостную картину мира;
- Воспитать у детей интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- Развивать у дошкольников речь, память, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Тематическая неделя по ТРИЗ
«Теория решения изобретательских задач»
Составители:
Старший воспитатель - Грушина Л.В.;
Воспитатель – Микушева Е.Д.;
Воспитатель – Курьерова Г.А.
Сентябрь 2020г.
Пояснительная записка.
ТРИЗ – это система приёмов, с помощью которых удаётся находить принципиально новые и уникальные решения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г. С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи:
- Развитие у детей нестандартного, системного, раскованного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- Формировать у дошкольников целостную картину мира;
- Воспитать у детей интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- Развивать у дошкольников речь, память, творческое воображение.
1 День. Понедельник 16.03.2020
«Ознакомление с понятием ТРИЗ в игровой деятельности»
Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Непосредственная образовательная деятельность |
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. | Беседы: «Что общего между цветком и деревом?», «Что общего между деревом и матрешкой?» и т.д. Метод мозговой штурм: «Как уберечь продукты от мышей»; «Как оставить кусочек лета в зиму?», «Как выгнать лису из заюшкиной избушки?»; Метод синектика: «Покажи походку человека, которому жмут ботинки»; «Изобрази рассерженного поросенка». Художественная литература: Сочинение сказки с новым концом «Курочка Ряба», «Вас поймала Баба-Яга и хочет съесть». Подвижная игра: «Раз, два, три, ко мне беги!». Пальчиковый игротренинг по ТРИЗ с нетрадиционным материалом. | Игры «Что умеет делать?»; «Дразнилка»; «Мои друзья» «Фантазия», «Кто кем будет», «Хорошо-плохо», «Да-нет». Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций. Игровое упражнение «Придумай новый стул», «Волшебная палочка» (уменьшение-увеличение предметов), «Дорисуй картинку». «Сюжетно-ролевая игра «». | НОД с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» |
Оформление стенда по ТРИЗ. Папка-передвижка «Что такое технология ТРИЗ?» |
2 День. Вторник 17.03.2020
«Использование ТРИЗ в ознакомлении с окружающим миром»
Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Непосредственная образовательная деятельность |
- Расширять представления детей о предметах окружающего мира. -Показать взаимосвязи и взаимодействия разных представителей живой и неживой природы. | Беседы: «Весна - красна; «Какой ты себе представляешь царицу – Весну?»; «Чудесные свойства воды»; «Если вырубить весь лес?»; «Придумывание фантастического животного»; «Что буде если пропадёт огонь?» Мозговой штурм: «Как потушить пожар, если нет воды?», «Изобрази рассерженного кота», «Изобрази чайник, который кипит». Художественная литература: Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм на тему «Дикие и домашние животные». Подвижные игры: «Птички и кошка», «Солнышко и дождик», «Медведь бурый». Пальчиковая гимнастика «Цветок» Просмотр мультфильмов: «Почему божью коровку так назвали?», «ТРИЗ и кот Потряскин» | Игры «Хорошо-плохо»; «Моделирование маленькими человечками трёх агрегатных состояний воды»; «Я загадал овощ (фрукт)» - (метод «Да-нетки); словесная игра «Угадай по описанию животное». Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций природы, животных. Игровое упражнение «Дорисуй цветок», «На что похоже» Разукрашивание раскрасок на тему транспорт, цветы, животные. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк – наоборот». | НОД по окружающему миру «В мире животных»; «Волшебный цветок» (младший и средний возраст»); «Царство растений», «Путешествие в мир транспорта». (Старший и подготовительный возраст). |
Интеллектуальная игра по ТРИЗ «Что? Где? Когда?» (старший и подготовительный возраст) |
3 День. Среда 18.03.2020
«Использование ТРИЗ в развитии речи детей»
Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Непосредственная образовательная деятельность |
- Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение. -Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас, выразительность речи. | Беседы: беседы по картинам «Фантазия»; «Интервью у весеннего леса» (метод оживления-окаменения), «Назови сказки, где есть лиса и собака» Мозговой штурм «Как уберечь бабушку от серого волка?» Сочинение стихотворений «Лимерики». Составление детьми сказок на новый лад «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка» (придумывание сказки с другим концом), сказки-наизнанку. Ситуация-сказка «Вкусное лекарство». Пальчиковая игра: «Любимые сказки» | Игры: «На что похоже?», «Повторялка», «Паровоз», «Дидактический мяч», «Гирлянда», «Четвёртый лишний», «Составь загадку», «Доскажи слово», «Придумай рифму», «Придумай слова на определённый звук». Кольца Луллия «Зарядка для язычка», «Автоматизация звуков». Сюжетно – ролевая игра: «Фантастическая парикмахерская», «Фантазии в библиотеке». Подвижная игра: «Карусель». | НОД по развитию речи по технологии ТРИЗ «Заучивание потешки «Кисонька-Мурлысонька», - младший возраст; «Волшебное путешествие» (средний возраст); Составление рассказа «Весна» (старший, подготовительный возраст). |
Создание альбома «Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений» (по возрасту детей) Театрализация сказки по ТРИЗ «В гостях у сказки» |
4 День. Четверг 19.03.2020
«Использование ТРИЗ в формировании математических способностей»
Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Непосредственная образовательная деятельность |
-Формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; -Развивать способность быстро входить в новые предметные области; - Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; -Развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; -Воспитывать творческую личность. | Беседы: «Как люди научились считать?», «Математика в нашей жизни»; «На что похожи цифры, геометрические фигуры?». Сюжетно - ролевая игра: «Супермаркет». Подвижные игры: «Найди пару», «Обруч», «Путешествие», «Кто какого роста?» Чтение художественной литературы: «Математические сказки». «Важные цифры». | Рассматривание иллюстраций «Геометрические фигуры», «Цвета», «Величина предметов». «Цифры», «Части суток». Игры: «Волшебная дорожка», «Раньше-позже», «На что похоже», «Один-много», «Что было бы, если убрать часть», «Палочки Кюизенера», «Сложи узор счётными палочками», «Сложи квадрат», игры-головоломки «Танграм», «Волшебный круг» Игровое упражнение «Обведи по точкам», «Дорисуй фигуру в каждом раду», графические диктанты. | НОД по ФЭМП с элементами ТРИЗ «На помощь к солнышку» (младший и средний возраст», «Волшебный сундучок» (старший и подготовительный возраст). |
Изготовление дидактического пособия по ТРИЗ технологии |
5 День. Пятница 20.03.2020
«Использование ТРИЗ в развитии воображения и творчества»
Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Непосредственная образовательная деятельность |
-Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной. - Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей. | Беседы «Чем и на чём рисует художник», «Тёплые и холодные цвета» Рассматривание иллюстраций известных художников: Ю. Васнецов, «Три медведя», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. Левитан « Март» М. Федотова «Как мы «Как мы встречали весну» Е.Чарушин «Медвежата», «Детки в клетке». Чтение художественной литературы Сутеев В.Г. «Мы ищем кляксу», «Сказка про краски», «Малыши-карандаши, украденные краски». Игры – эксперименты с красками, цветом: «Разноцветные стёклышки» «Радуга из ленточек» «Волшебный цветок» «Радуга на круге» «Разноцветные очки» «Спрячем пуговицу» «Радужный зонт» «Хоровод цветов» «Весёлые краски» | Игры с точкой. Детям предлагается нарисовать 2-3 точки и рассказать, что напоминает каждая из них, какое у них настроение. Представить, что они пришли в гости друг к другу, нарисовать, о чем они будут разговаривать и т. д. Нарисовать много точек и попутешествовать с ними и с карандашиком. Игры с линией. Это сочинение и моделирование мини сказочек. Игры с геометрическими фигурами. Дорисовывание готовых геометрических фигур. Игра «Забывчивый художник». Детям предлагается закончить рисунок, который забывчивый художник начал, но не довёл до конца. И теперь не помнит, что хотел нарисовать. Ребята рисуют картинки по заданным элементам. Игра «Создай новый цвет». Ребёнок экспериментирует с цветом, изменяя и смешивая тона. Изображает заданный объект созданным цветов, придумает рассказ о его особенностях (настроении, способе существования и т.д.) Игры с пятном. На листе бумаги акварелью рисуются пятна, детям предлагают нарисовать пятна у себя на листах, дорисовать мелкие детали и рассказать, что получилось Игры с кляксой. Сделать кляксу на бумаге. Что получилось? На что похоже? Как дорисовать? Рисование при помощи пальцев. Рисование эмоций: настроение, радость, грусть, веселье, задумчивость. Основная идея – передача душевного состояния через цвет. Рисование музыки. Рисование запаха Ребенку предлагают передать запах в рисунке. Использование вышеописанных нетрадиционных техник для создания работ в стиле абстракционизм. Рисование тычком кисти, штрихом, поролоном, разбрызгиванием, из скомканной бумаги, фон гуашью, по-мокрому, на кефире. | НОД: аппликация методом обрывания бумаги «Жираф» (младший и средний возраст); рисование нетрадиционным способом «Цветок» (старший и подготовительный возраст). |
Выставка рисунков «Мы начинающие художники» |
Работа с родителями.
- Папка-передвижка: «Что такое технология ТРИЗ?».
- Памятка «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач
В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-529011-1416129399.jpg)
Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...
Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми технологию ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-746034-1580639497.jpg)
Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"
научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-719740-1449316217.jpg)
План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-776681-1538665115.jpg)
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...