Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
консультация на тему

Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми  технологию ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

                 Консультация для воспитателей ДОУ:

     « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»  

    В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики - среди них технология развития технического творчества Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач и ее составные: теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения позволяет педагогу развить у детей такие ценные качества как логичность, диалектичность, системность мышления, уверенность в своих творческих возможностях, фантазия.

   Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию

                            ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач,  автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.

РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ.

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:

во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое -противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -растаяла);

в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -крылья, кабина, шасси, двигатели и др. - летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.

Подсистемы - составные части (элементы), из которых состоит система.

Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»

Надсистема 

Надсистема в ннанастоящем

Надсистема в будущембудущем

в прошлом 

настоящем

будущем

Система в

прошлом

Система в

настоя настоящем

Система в будущем 

прошлом

настоящем

Подсистема 

Подсистема 

Подсистема в

будущумбудущем

в прошлом 

в настоящем 

будущем

или «пятиэкранки» (для детей):

«Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).

Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

Функция - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос:  Для чего нужен объект?).

Прогнозирование - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:

  1. в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
    которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На
    пример, карандаши не будут ломаться;
  2. объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри
    мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
    (карандаша) нет;
  3. объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..

Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

  1. функция и противоречия в данном объекте;
  2. варианты, которыми представлен объект (фантазирование:  каких вариантов не существует?);
  3. анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
  4. анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
    функция?;
  5. анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
  6. придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).

Морфологический анализ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).

Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают


                         Используемая литература:

  • Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
  • Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Третье издание. Минск, 1999
  • Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.," 2000.
  • Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997
  • Страунпнг А. М. Росток. Программа но ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Одним из современных и интереснейших  методов обучения   остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач...

Мультимедийное приложение к тематическому педсовету "ТРИЗ- теория решения изобретательских задач"

Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие  материала, способс...

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».

Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...