Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
консультация на тему
Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми технологию ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ:
« ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики - среди них технология развития технического творчества Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач и ее составные: теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения позволяет педагогу развить у детей такие ценные качества как логичность, диалектичность, системность мышления, уверенность в своих творческих возможностях, фантазия.
Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми данную технологию
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.
РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ.
Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
во времени -
в одно время объект обладает одним признаком, в другое -противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -растаяла);
в пространстве -
одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
в системах -
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
в отношениях -
объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).
Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -крылья, кабина, шасси, двигатели и др. - летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать.
Подсистемы - составные части (элементы), из которых состоит система.
Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»
Надсистема | Надсистема в ннанастоящем | Надсистема в будущембудущем | |||||
в прошлом | настоящем | будущем | |||||
Система в прошлом | Система в настоя настоящем | Система в будущем | |||||
прошлом | настоящем | ||||||
Подсистема | Подсистема | Подсистема в будущумбудущем | |||||
в прошлом | в настоящем | будущем |
или «пятиэкранки» (для детей):
«Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «Да-нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того, выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
Функция - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: Для чего нужен объект?).
Прогнозирование - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
- в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»),
которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. На
пример, карандаши не будут ломаться; - объекта не будет, а функция будет выполняться. Напри
мер, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта
(карандаша) нет; - объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
Эвроритм — прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:
- функция и противоречия в данном объекте;
- варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
- анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
- анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться
функция?; - анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
- придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
Метод фокальных объектов — прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема -- Ч. Вайтинг (США).
Морфологический анализ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема — Ф. Цвикки (Швейцария).
Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают
Используемая литература:
- Гин А. А. «Да» и «нет» говорите...//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып. 2.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Третье издание. Минск, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач...
Мультимедийное приложение к тематическому педсовету "ТРИЗ- теория решения изобретательских задач"
Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие материала, способс...
Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...
Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".
Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...