Программа по дополнительному образованию "Капитошка"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kapitoshka_ot_16.06.2019g._melnichuk_e.n.docx | 60.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №6 «Буратино»
УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий МБДОУ ДС КВ № 6 |
«Буратино» А.А. Иванькович |
«___» ___________2019 г. |
приказ от 2019 г. № |
принято на заседании педсовета |
протокол № от 2019 г. |
Дополнительная образовательная программа
«КАПИТОШКА»
для детей 5-8 лет
Составитель |
Музыкальный руководитель |
Мельничук Е.Н. |
2019-2020 уч. год
Содержание рабочей учебной программы
1 Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность 4
1.2 Цели и задачи программы 4
1.3 Задачи для детей 5-6 лет 5
1.4 Задачи для детей 6-8 лет 5
1.5 Возрастные особенности слуха и голоса детей 5-6 лет 6
1.6 Возрастные особенности слуха и голоса детей 6-8 лет 8
1.7 Структура и формы проведения занятий 9
1.8 Методы и приемы работы 10
2 Ожидаемые результаты 11
2.1 Требования к уровню дошкольников 1-го года обучения 11
2.2 Требования к уровню дошкольников 2-го года обучения 12
3 Содержание дополнительной образовательной программы 13
3.1 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 13
3.2 Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения 14
3.3 Календарно-тематическое планирование 2-й год обучения 15
Используемая литература и интернет-ресурсы 16
1 Пояснительная записка
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребенка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Программа составлена с требованием ФГОС ДО и связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении, песен с сопровождением «a capella».
По целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
1.1 Актуальность программы
За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей.
Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Спланированная деятельность вокального кружка позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование всесторонне развитой личности посредством пения.
Совершенствование певческого голоса и вокально-слуховую координации.
Задачи программы:
1 Формирование условий для творческого развития личности.
2 Формирование навыков культурного общения.
3 Формирование и развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к музыке.
1.3 Задачи для детей 5-6 лет
- Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
- Охранять, беречь голос детей.
- Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
- Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
- Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
- Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
- Учить не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
- Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.
1.4 Задачи для детей 6-8 лет
- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.
- Закрепить представления ребят об образной природе песен, знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.
- Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.
- Закрепить представление о различных видах песни.
- Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.
- Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка.
- Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.
- Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.
- Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течение предшествующих четырех лет.
Желательно, чтобы дети:
- соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;
- свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков;
- следили за темповыми изменениями;
- использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.
- Совершенствовать певческие умения и навыки детей.
- Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).
- Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней.
- Бережное отношение к детскому голосу.
1.5 Возрастные особенности слуха и голоса детей 5-6 лет
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на занятиях пением у детей я развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку.
Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар помогает успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляю интерес к музыке, развиваю музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребёнок- дошкольник не просто познаёт язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности.
Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью, гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты, связки короткие, звук очень слабый, он усиливается резонаторами.
Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до2).
Низкие звуки звучат более напряжённо, поэтому в работе с детьми я использую песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими.
Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее лёгкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
К пяти годам дети должны иметь определённый фундамент музыкального развития, активны на занятиях пения, проявляют инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
К концу года дети 5-6 лет должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
1.6 Возрастные особенности слуха и голоса детей 6-8 лет
Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни.
Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, актуально выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают своё пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, постепенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивое вокальное- слуховая координация.
Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определённый запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.
В работе по пению с детьми этого возраста учитываю не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт натяжения краёв связок, поэтому форсированное пение исключаю.
Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения.
Учу детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
Для детей этого возраста программа предлагает разнообразный репертуар, как по содержанию, так и по форме. Музыкальный язык песен отличается большой выразительностью. Характер песен, их жанровая основа разнообразны: песня-марш, песня-вальс, песня-полька; торжественные, веселые, игровые, шуточные, бодрые, лирические песни и т.д. Возросшие возможности детей позволяют успешно выполнять программные задачи.
Набор в вокальный кружок «Капитошка» осуществляется на базе групп детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 2 года и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально-творческой деятельности детей 5-8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25 – 30 мин., в зависимости от возраста детей. Срок реализации программы 8 месяцев (30 занятий). Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Занятия в вокальном кружке могут посещать дети с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), так как при помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь ребёнка. При этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать вслед за всеми, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается даже у логопеда.
1.7 Структура и формы проведения занятий
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
- прослушивание музыкального произведения;
- разбор текста песни;
- работа с труднопроизносимыми словами;
- артикуляционная гимнастика;
- усвоение певческих навыков (распевание);
- разучивание музыкального произведения;
- работа над выразительностью исполнения.
Формы проведения занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
- Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов - классиков, современных композиторов.
- Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт, проводится для самих детей, педагогов, гостей.
1.8 Методы и приемы работы
Словесные методы обучения:
- Беседа;
- Анализ текста, структура музыкального произведения.
Наглядные методы:
- Показ видеоматериалов, иллюстраций (с использований ИКТ).
Практические методы обучения:
- Вокально-тренировочные упражнения;
- Работа над просодикой.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- методические разработки;
- литература;
Материальное обеспечение:
- мультимедийная установка;
- компьютер;
- музыкальный инструмент фортепиано;
- музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, металлофоны, треугольники, палочки, деревянные ложки);
Кадровое обеспечение:
Данную программу можно реализовывать специалисту, имеющему профессиональное музыкальное образование.
2 Ожидаемый результат
2.1 Требования к уровню подготовки дошкольников 1-го года обучения
Должны знать:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян и др.;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям руководителя, понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, не напряженно;
- исполнять песни и простые вокальные упражнения.
2.2 Требования к уровню подготовки дошкольников 2-го года обучения
Должны знать:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян и др.;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать и применять правила сценической культуры.
Уметь:
- чисто петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям руководителя;
- понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку;
- использовать в пении приобретенные певческие навыки;
- слитно произносить песенный текст;
- исполнять песни и вокальные упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Результативность:
Октябрь: выступление на осеннем празднике.
Ноябрь: выступление на концертах «День пожилых людей», «День матери».
Декабрь: выступление на новогоднем утреннике.
Январь: выступление на развлечении «Прощание с елкой», «Зимние колядки».
Февраль: «Прощай, Масленица!» - выступление на празднике.
Март: выступление на празднике, посвященном Дню 8 Марта.
Апрель: выступление на весеннем празднике.
Май: отчетный концерт для родителей и детей МДОУ, выпускной.
Ежемесячно: Дни открытых дверей по плану МДОУ.
3 Содержание дополнительной образовательной программы
Программа состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- музыкально-теоретическая подготовка;
- вокально-хоровая работа;
- концертно-исполнительская деятельность.
3.1 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
1 год обучения | ||
1. | Времена года | 9 занятий |
2. | Мир взрослых | 11 занятий |
3. | Рукотворный мир | 9 занятий |
2 год обучения | ||
1. | Мир ребенка и его сверстников | 9 занятий |
2. | Животные | 11 занятий |
3. | Мир природы | 9 занятий |
3.2 Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения
Тема, период прохождения репертуара | Содержание | Количество занятий |
«Времена года» Октябрь-ноябрь | 1.Артикуляционная гимнастика: «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка». 2.Развитие речевого и певческого дыхания: «Дерево», «Иностранец», «Ветер», «Кто как звучит». 3.Усвоение певческих навыков: Игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тик-тик-так». 4.Пение произведений: «Журавли», муз. А. Лившица, сл. Познанской; «Осень», сл. З. Петровой, муз. Г. Ребровой. | 9 занятий |
«Мир взрослых» Декабрь-февраль | 1.Артикуляционная гимнастика: «Зарядка язычка». 2.Развивающие игры с голосом: «Ночной лес», «Самолёт», «Ослик». 3.Усвоение певческих навыков: «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок- скок». 4.Пение произведений: «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Чудо-чудеса», муз. А. Флиппенко. | 11 занятий |
Рукотворный мир» Март-апрель» | 1.Артикуляционная гимнастика: «Трубочка и улыбка», «Игра». 2.Развивающие игры с голосом: «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами». 3.Усвоение певческих навыков: «Лиса», «Солнышко, не прячься», «Жучок». 4.Пение произведений: «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Что рисую маме», муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской. | 9 занятий |
3.3 Календарно - тематическое планирование 2-й год обучения
Тема | Содержание | Количество занятий |
«Мир ребенка и его сверстников» Октябрь-ноябрь | 1.Артикуляционная гимнастика: «Зарядка язычка», разное. 2.Развитие речевого и певческого дыхания: «Ветка дерева», «Иностранец», «Шарики», «Свечи». 3.Усвоение певческих навыков: мел., «Как пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы просо сеяли» рус. нар. мел. «Ой, вставала я ранешенько» рус. нар. мел. 4.Пение произведений: «Листопад»; «Осень золотая», сл. и муз. М.В. Сидоровой | 9 занятий |
«Животные» Декабрь-февраль | 1.Артикуляционная гимнастика: «Котята», «Лягушка», «Зарядка язычка». 2.Развивающие игры с голосом: «Кошка», «Кража», «Чьи там крики». 3.Усвоение певческих навыков: «Зайчик» рус. нар. «Виноград у нас в бору» рус. нар. мел., «Перед весною» рус. нар. мел. 4.Пение произведений: «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Праздник веселый», муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова; «Здравствуй, родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «зимняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой. | 11 занятий |
«Мир природы» Март-апрель | 1.Артикуляционная гимнастика: «Зарядка язычка», разное. 2.Развивающие игры с голосом: «Мы на горку», «Покажите-ка, ребята», «Мы ногами». 3.Усвоение певческих навыков: «Во поле берёза стояла» рус. нар. мел., «На горе-то калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль я» рус. нар. мел. 4.Пение произведений: «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой»; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве. | 9 занятий |
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1 Битус А. Ф., Битус С. В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007.
2 Ветлугина Н. А., Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981
3 Горбина Е. В., Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007.
4 Демченко Д., Вокальные игры с детьми – М., 2000.
5 Емельянов В. В., Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.
6 Орлова Т. М., Бекина С. И., «Учите детей петь» - М, 1998.
7 Кацер О. В., Игровая методика обучения детей пению - Пб, Музыкальная палитра, 2005.
8 Шаинский В., Избранные песни - М, 1985. СПб, 1999.
9 Струве Г. А., Ступеньки музыкальной грамотности.
10 Радынова О. П., Музыкальное развитие детей - М.: ВЛАДОС,1997
11 Костина Э. П., Камертон (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста). М, Линка - Пресс, 2008.
12 Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
13 Кончева И., Яковлева А., Вокальный словарь – Ленинград, «Музыка», 1988.
14 Метлов Н., Игры с пением - М.: Советский композитор, 1963.
15 Михайлова М. А., Музыкальное развитие детей - Ярославль, Академия развития, 1997.
16 Овчинникова Т. С., Логопедические распевки, (аудиоприложение)
17 Тарасова К. К, Постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005.
18 Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса // Музыкальный руководитель. М., 2004, №5
19 Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова, С. И. Бекина, М.: Просвещение, 1987.
20 Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова, С. И. Бекина, М.: Просвещение, 1988.
21 Шереметьев В., Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель, №5 - 2005, №1 - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....