«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством интерактивных методов».
методическая разработка
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством интерактивных методов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_zadanie.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством интерактивных методов».
Введение.
Наша жизнь не стоит на месте. Развиваемся мы, развивается наше общество. То каким оно будет, зависит от нашего подрастающего поколения.
Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что особенности развития современных детей требуют усовершенствованного подхода к воспитанию, обучению и развитию.
Активность детей в НОД, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Причинами, препятствующими развитию познавательной активности детей, считаю, являются готовые знания, которые даются ребенку раньше, чем он может их усвоить. Поэтому дети пассивно слушают информацию, почти не задают встречных вопросов, после бесед, игровых ситуаций не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребенка. Как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами? Как заинтересовать дошкольников, сделать процесс обучения интересным и более осознанным? Задавая вышеперечисленные вопросы, пришла к выводу: нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Был сделан выбор в пользу интерактивных методов обучения для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. (ФГОС пункт 1.4.7). Данный документ трактует познавательное развитие следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др.
Познавательное развитие в детском саду, как правило, сводится к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления. Успешным, считается тот, кто может воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае ребенок задействует свою память, а не свое мышление. Он овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой задачей, оказывается беспомощным, не знает, как поступить.
При использовании интерактивных методов ребёнок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы. Так же использование интерактивных методов способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Инновационность опыта заключается в эффективной адаптации существующих интерактивных методик для детей дошкольного возраста и создание оригинальных интерактивных форм обучения, способствующих развитию познавательной активности.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая идея данного опыта заключается в создании дидактически активной среды, способствующей познавательной активности дошкольников в ходе усвоения нового материала и закрепления, пройденного через использование интерактивных методов обучения.
Практическая значимость представленного опыта.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
-при пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику;
-при активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника;
- в основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре:
ребёнок
Педагог ребёнок
ребенок
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.
Цель: повысить уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивных методов обучения.
Задачи:
- учить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты;
- учить самостоятельному поиску и анализу информации;
- учить работать в команде;
- развивать у воспитанников познавательный интерес;
- воспитывать толерантность к чужой точке зрения.
Суть интерактивных методов состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Основные требования его соблюдения:
-гуманная педагогическая позиция;
- ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
-создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
-владение методикой и основами образовательных технологий;
-целенаправленное развитие индивидуальности детей.
Они предполагают сообучение, причем, и ребенок, и педагог, и воспитатель являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.
Формы, которые использую для организации интерактивного взаимодействия:
1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
2) Парная (задание выполняется в паре);
3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);
4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
Методы интерактивного обучения.
В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения.
Во второй младшей группе использую следующие интерактивные методы:
«Рефлексивный круг», «Хоровод», «Работа в парах», «Микрофон», «Цепочка».
Планирую использовать в средней группе: «Рефлексивный круг», «Хоровод», «Работа в парах», «Микрофон», «Цепочка», «Синквейн», «Карусель», «Корзина идей».
В старшей группе: «Рефлексивный круг», «Хоровод», «Работа в парах», «Микрофон», «Цепочка», «Синквейн», «Карусель», «Корзина идей», «Кластер», «Интервью», «Аквариум».
В подготовительной к школе группе: «Рефлексивный круг», «Хоровод», «Работа в парах», «Микрофон», «Цепочка», «Синквейн», «Карусель», «Корзина идей», «Кластер», «Интервью», «Аквариум», «Древо знаний», «Дискуссия», «Метод многоканальной деятельности».
Эти методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так же нельзя брать интерактивную методику не изменяя её, необходимо адаптировать её к работе с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольников более подходящим методом обучения является игра. Поэтому на занятиях использую элементы интерактивного театра, когда ребёнок сам может принять участие в действии. За основу занятий беру сказки, интересные зарисовки, которые знакомят детей с окружающем миром, использую музыкальное сопровождение, двигательную активность, погружение в сказку с помощью кукол, с которыми можно взаимодействовать: помогать, озвучивать и т.д. Метод интерактивного театра способствует развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Ребёнок может лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.
При использовании интерактивных методов придерживаюсь следующей структуры НОД:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Педагог знакомит с темой, выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа.
Поисковый этап.
По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план.
Основной этап.
Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей.
Рефлексивно-оценочный этап.
Оценка эффективности проделанной работы, соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.).
Использование интерактивных методов в работе с детьми с ОВЗ.
Интерактивные методы с успехом могут применятся в инклюзивном обучении. Данная форма специального образования способствует преодолению изолированности детей с особенностями развития, а интерактивные методы обучения - одно из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен помочь адаптироваться детям с особенностями развития в детском саду- создать психологически комфортную воспитательно-образовательную среду. Интерактивные приемы и методы используются для создания доброжелательно-оптимистической атмосферы, а также для активизации внутренних ресурсов и развития коммуникативных навыков учащихся. Л. Лещинская, А. Н. Коноплева, Л. В. Сакович рекомендуют использовать интерактивные методы обучения, позволяющие преодолевать изолированность детей с особенностями психофизического развития, развивать их коммуникативные навыки.
Результативность.
Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников. При проведении мониторинга исследовала стадии познавательного развития : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности, наблюдая деятельность детей на занятии, в свободной деятельности, в игре, также по следующим методикам К.М. Рамоновой «Детские вопросы», Э.А. Барановой «Выбор деятельности», «Угадай, что в ящике».
Общие результаты мониторинга развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством интерактивных методов.
(Количество детей 27)
Познавательное развитие | Любопытство | Любознательность | Познавательный интерес | Познавательная активность | ||||||||||
Уровень развития | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||
Вторая младшая группа, сентябрь, 2018г | 10 | 13 | 4 | 2 | 10 | 15 | - | 10 | 17 | - | 8 | 19 | ||
% | 37 | 48 | 15 | 8 | 37 | 55 | - | 37 | 63 | - | 30 | 70 | ||
Вторая младшая группа, февраль, 2019г | 15 | 11 | 1 | 4 | 13 | 10 | 2 | 13 | 12 | 2 | 10 | 15 | ||
% | 55 | 41 | 4 | 15 | 48 | 37 | 8 | 48 | 44 | 8 | 37 | 55 |
Результаты мониторинга дают основания утверждать о правильности выбранных форм и методов работы с детьми: уровень познавательного развития у воспитанников вырос.
При использовании интерактивных методов:
- формируется познавательный интерес к новым видам деятельности;
- развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
- воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике;
- повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
С целью развития познавательной активности дошкольников планирую применять интерактивные методы во всех возрастных группах.
Заключение.
Интерактивное обучение – творческое и перспективное направление педагогики. Оно развивает познавательною активность, помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Использование интерактивных технологий даёт возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных взаимоотношений.
!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности
В данном материале представлен опыт работы по опытно-экспериметнальной деятельности с дошкольниками....
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....
Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...