Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
В данном материале представлен опыт работы по опытно-экспериметнальной деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kursova_l.i.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АВТОР ОПЫТА Курсова Любовь Ивановна- воспитатель МБДОУ «Детский сад № 47-Центр развития ребенка» г. Бийск, педагогический стаж -6лет. Образование-среднее специальное, окончила Бийский педагогический колледж по специальности: «Дошкольное воспитание» 1996г. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты отслеживались в течении 1года (2013- 2014г.)
Условия возникновения, становления опыта Опыт сформирован на базе МБДОУ «Д/с №47 – ЦРР» г.Бийска, ул. Ленинградская,26. Д/с работает по общеобразовательной программе МБДОУ «Д/с № 47- ЦРР» города Бийска, разработанной на основе Программы воспитания и обучения в д/с под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
В группе оформлен уголок экспериментирования для опытно- экспериментальной деятельности, где представлены различные материалы для исследования: - приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты; - сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); - природный материал: камешки, ракушки, шишки, мох, листья; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель); - медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы.
Актуальность Немаловажную роль детское экспериментирование играет в развитии познавательной активности дошкольников. Выполнение различных экспериментов дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объектах, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Теоретическая база опыта Н.Н. Подъяков «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста», который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с», согласно которой наблюдения и эксперименты составляют основу всяких знаний. Т.А. Балакшина , Л.Н. Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников» выделяет основную особенность дошкольников- ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Л.Н. Прохорова «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности.
Новизна опыта Создана система работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста средством опытно –экспериментальной деятельности. Составлены конспекты занятий. Составлены конспекты совместной деятельности. Оформлена картотека опытов. Мульти-медиа картотека.
Ведущая педагогическая идея Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
Технология опыта Цель: создание условий для развития познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности.
Разработать серию мероприятий по развитию познавательных способностей детей средствами экспериментальной деятельности Разработать вариант системы работы по развитию у детей познавательных способностей средствами опытно- экспериментальной деятельности Выявить уровень развития у детей познавательных способностей Изучить теоретический материал по данной проблеме З А Д А Ч И
Принцип работы Принцип развивающего обучения Принцип систематичности и последовательности Принцип наглядности Принцип доступности
Формы организации Работа с родителями Совместная деятельность Самостоятельная деятельность НОД МАСТЕР-КЛАСС Беседы Консультации Конференции Родительские собрания
Методы и приемы Постановка и решение вопросов проблемного характера Схематичное моделирование опыта Метод «первой пробы» Проблемные ситуации Экспериментальные игры Наблюдение природных явлений Использование художественного слова Дидактические игры
Результативность В процессе исследовательской работы стала проявляться культура мышления Появилось умение видеть проблему Появилось умение выдвигать гипотезу Умение задавать вопросы Умение давать определение некоторым понятиям Сформировалось умение классифицировать Делать выводы Появилось умение анализировать, выделять главное и второстепенное Развитие образного мышления Развитие внимания и наблюдательности
Адресная направленность Для педагогов дошкольных образовательных учреждений, руководителей кружков дополнительного образования, студентов педагогического колледжа.
Трудоемкость Работа по данной теме требовала некоторых затрат времени: Подбор теоретического материала Подбор иллюстраций Организация совместных с детьми опытов Оснащение предметно- развивающей среды
Литература Валова Л.Б. Исследовательская деятельность дошкольников [ Текст ] учебно-методическое пособие. Л. Б. Валова - БПГУ им В.М Шукшина, 2008, Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений экспериментов в детском саду. [ Текст ] ,пособие для работников дошкольных учреждений. А.И.Иванова- М:ТЦ Сфера,2003г- 55с. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. [ Текст ] :учебное пособие. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 56с. А. И. Иванова. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. [ Текст/ ] — Программа развития Издательство: Сфера, 2008 А. И. Иванова. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. [ Текст ] — Программа развития Издательство: Сфера, 2008 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. [ Текст ] Москва Творческий Центр, 2004 Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [ Текст ] Москва АРКТИ, 2003г Тугушева Г. П. Чистякова А. Е Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. [ Текст ] Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Консультация для воспитателей....
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-эксперим...