Развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности в ДОУ
статья на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развития познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности в ДОУ
Дети дошкольного возраста большие исследователи, которые желают во всем разобраться и всё узнать. Они смотрят вокруг на происходящее с восторгом и восхищением, открывают для себя чудесный мир, где много неизвестных вещей и явлений. Мы считаем, что развитие познавательной активности помогут детям самостоятельно принимать решения, находить способы выхода из проблемных ситуаций, испытывать интерес к процессу познания. И сегодня у современных педагогов есть большие возможности для использования разных методик и технологий для развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Наша цель организовать данную деятельность так чтобы она соответствовала потребностям каждого ребёнка, а так же требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы обусловлено с одной стороны необходимостью развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, как одну из задач образовательного процесса и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции разных авторских программ, технологий.
Развитие познавательно активности дошкольников необходимо так как:
- решение вопроса по развитию детей не может быть успешным без интеллектуального аспекта воспитания подрастающего поколения, которые с одной стороны, являются будущими жителями нашей страны, с другой – обладают определенными потребностями в поиске истины и в обогащении своих знаний и умений;
- каждый ребёнок будет проходить социализацию в школе, которая на современном этапе выдвигает всё больше требований к обучению.
Разрешение заявленной проблемы требует создания определенных организационно – педагогических условий. В качестве необходимых и достаточных условий нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.
Основные задачи единой образовательной среды:
- объединение детского сада и семьи в решении задач, связанных с развитием познавательной активности детей;
- установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями;
обеспечение преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении.
С целью организации единого образовательного пространства, нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология. Мы считаем, что данная технология помогает нам обеспечить сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, реализовать личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников.
Внедрение в педагогический процесс проектов позволяет нам:
- организовать детей на поэтапную и заранее спланированную практическую деятельность;
- активизировать детей на самостоятельную и коллективную творческую работу;
- способствовать выполнению воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающихся созданием творческого продукта;
- сформировать исследовательские и поисковые навыки и умения;
- развивать познавательную активность и интеллектуальные способности детей.
В нашем дошкольном учреждении мы используем краткосрочные недельные проекты, которые имеют направления: поисково-исследовательские; творческие; личностно-ориентированные.
Проекты организуются и внедряются поэтапно.
1 этап: формулирование проблемы и продукта проекта; введение в игровую (сюжетную) ситуацию.
2 этап: планирование и организация деятельности;
3 этап: практическая и творческая деятельность.
В рамках проекта проходят групповые сборы, они проходят в определенное время, в специально оборудованном и выбранном детьми месте, где каждый из участников проекта обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют самостоятельную и совместную деятельность. Задачи группового сбора:
- создание условий для: доброжелательных отношений между детьми; поддержки детской инициативы и сотрудничества;
- обмен информацией, выявление детских интересов;
- решение некоторых развивающих задач;
- формирование мотивации к предстоящей деятельности;
- представление информации о материалах в центрах активности и планирование деятельности в центрах;
- осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор можно разделить на: утренний сбор и вечерний; «Утро радостный встреч» и итоговый тематически сбор, презентация.
«Утро радостных встреч» проводиться в начале проекта. На мотивационной основе детям предлагают модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Ответы и будут основой будущего недельного проекта. Все высказывания детей записываются на листочках. Высказывание взрослых (воспитателя и родителей) фиксируются там же только другим цветом. Ежедневной утренний сбор может быть как часть НОД, сюрпризного момента, организационного этапа и т.д. Что можно обсуждать на ежедневном утреннем сборе: Обмен новостями, планирован деятельности на день (работа в уголках: дежурства, природном уголке, обсуждение режима дня, планирование игр и т.д.).
Вечерний сбор – это итог дня рефлексия: что сделали, что не успели, что узнали нового, как прошёл день, планирование деятельности на следующий день.
Итоговый тематически сбор, презентация – это результаты проведенного проекта. Что хотели сделать и сделали, что получилось, какими встретись трудности и почему? Это демонстрация личных достижений детей и получение оценок от сверстников. Это возможность ребёнку самоутвердиться и приобрести опыт.
На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений проектов, обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов. Содержание проектов может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика согласовывается с международными, российскими, региональными праздниками, а так же праздниками времен года. В каждом проекте определяются цели, задачи, формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В подготовке и организации проектов нами используются 2 подхода:
- информационный (поиск и обмен информацией в процессе подготовки и проведения проекта о творческих и индивидуальных возможностях детей и семьи);
- деятельностный (индивидуальная, групповая, совместная деятельность)
А так же учитываются принципы:
- преемственности, согласованностей действий;
- гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
- открытости;
- индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Так же с целью организации проектной деятельности направленные на развитие познавательной активности детей мы используем совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук. Уникальность данного пособия в том, что его можно использовать как в детском саду, так и дома. В эту самодельную книжечку с кармашками, и подвижными деталями, которые ребенок может доставать и перекладывать по своему усмотрению, собирается материал по определенной теме. Лэпбук это итог самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения какого-либо материала. Чтобы заполнить эту книжку дети выполняют определенную поисково-исследовательскую работу, проводят наблюдения, изучают предложенный материал, рисуют и изготавливают поделки, отбирают материал для своих книжек. В ходе вечернего сбора ребята делают презентации своих книжек, которые могут быть итоговым событием реализованного проекта.
Анализ проведенных проектов свидетельствует о продуктивности данной технологии. Проектный метод позволяет:
- педагогам развить в детях творческие способности, активизировать инициативу и самостоятельность, эффективно корректировать социально-личностные аспекты воспитания, помогает направлять детей на поиск выхода из проблемных ситуаций;
- детям обогащать свой личный опыт в: поиске информаций, использовать эксперименты для решения каких-либо задач; развивать свои творческие способности; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; расширять свой кругозор;
- родителям лучше узнать своего ребёнка в условиях дошкольного учреждения; сплотить семью; поделиться опытом семейного воспитания; получить квалифицированную помощь в развитии ребёнка.
А главное проектная деятельность создает условия для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Литература: Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности
В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...
ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1. ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2. информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей
Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....
Презентация "Развитие познавательной активности детей раннего возраста посредством организации исследовательской деятельности в летний период".
Представлена презентация...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности.
В статье представлен опыт работы, по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Изложены методы работы по проекту....
Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе
Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения...