Проект Знакомство с профессиями
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40»
ПРОЕКТ
«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»
Автор проекта:
Тростина Ирина Геннадьевна
г. Саранск 2019
Образовательный проект «Знакомство с профессиями»
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны
И актуальны, и важны.
И вы скорее подрастайте
Профессией овладевайте
Старайтесь в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Актуальность
Экономика и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего в старшем дошкольном возрасте, поскольку дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.
Цель: познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи:
- Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
- Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей.
- Воспитывать уважение к труду людей.
- Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями по тематике.
Проблема: Создание психолого-педагогических условий экономического воспитания детей младшего дошкольного возраста через все виды детской деятельности.
Новизна проекта: Новизной экономического проекта является личностная включенность воспитателей, детей и родителей. Проект позволяет воспитателям, детям и их родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.
Практическая значимость проекта: Уже в дошкольном возрасте все дети мечтают кем-то стать. Это не означает, что ребенок всерьез задумывается о будущей работе. Скорее, это впечатление, которое произвели на малыша люди определенных профессий.
В детстве привлекают профессии героические – летчик, пожарный, космонавт, полицейский или моряк. Они для ребенка овеяны ореолом романтизма, и он непременно хочет быть похожим на таких людей.
Девочки мечтают стать артистками, певицами, балеринами, фигуристками, то есть, выбирают профессии, которые вызывают восхищение. Но, детям нравятся чисто внешние признаки, они и понятия не имеют, что каждая профессия – это тяжелый каждодневный труд.
Рассказывая детям о самых разных профессиях, нужно быть максимально честными и объективными. Нельзя говорить о каких-то специальностях пренебрежительно, тем более, запугивать малыша «непрестижными» работами: «Будешь плохо учиться, станешь дворником, как дядя Миша!»
Ребенку нужно прививать уважение ко всем профессиям, объяснять, что не место красит человека, а совсем наоборот. Вещи и предметы, окружающие нас, созданы руками людей разных профессий – строителями, столярами, ткачами и портными. И то, что мама подает на обед, не упало с неба, а является результатом труда хлеборобов, пекарей, доярок и так далее.
Ненавязчиво знакомить ребенка с разными работами позволяют стихи о профессиях. В доступной, занимательной форме они рассказывают о привлекательных сторонах даже самых скромных профессий. Стихи помогают развивать помять, абстрактное мышление, речь ребенка, изменять его отношение к окружающему миру.
Направления деятельности:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности, в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение разнообразия профессий, связанное с практическими делами (сюжетно ролевые игры, дидактические игры и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Основное содержание проекта:
Тип проекта: игровой, исследовательский, информационный.
Методы и приемы работы:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; изготовление с детьми наглядных пособий.
Целевая аудитория
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Условия реализации образовательного проекта: проект разработан на один год; предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Формы организации деятельности детей: групповая.
Ресурсы:
Информационное обеспечение проекта:
Консультации для родителей;
Консультации для воспитателей;
Дидактический материал
методическая литература
художественная литература
Материальное обеспечение проекта.
Телевизор, экран, проектор, магнитофон, интерактивная доска, уголки экономической направленности.
План реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
1.Диагностирование детей.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
4. Разработка учебно-тематического плана.
5. Создание условий для организации работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных мероприятий
2. Исследовательская и практическая деятельность
детей по изучению объектов живой и неживой природе.
3 этап: Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2.Оформление презентации.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии.
2. Понимают значения слова «Профессия»
3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
4. Уважительно относятся к людям разных профессий.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1.Обогащение уровня экономических знаний родителей.
2. Появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экономическому воспитанию дошкольников.
Вывод
Таким образом, экономическое воспитание, является значимой частью в жизни дошкольников. Формирование экономического сознания приближает детей к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений, учат бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети проявляют интерес к трудовой деятельности взрослых, имеют представления о разных профессиях, понимают значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей. Проявляют интерес к профессиям своих родителей.
Повысился уровень экономических знаний родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к предметам, людям; бережному отношение к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц/неделя | Совместная деятельность | Цель |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Что вы знаете об экономике» | Цель: выявить уровень экономических знаний у родителей |
сентябрь-октябрь | Подбор материалов и литературы для работы по проекту. | Цель: приобщать родителей, к совместной деятельности с педагогами и детьми. |
Декабрь | Консультативный пункт: Консультация «Дошкольник и экономика» | Цель: развивать желание родителей, давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др. |
Март | «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию» | Цель: конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура». |
Май | Папка-раскладушка «Вот что мы узнали» | Цель: расширение педагогического кругозора родителей. |
Перспективный план работы с педагогами:
Месяц/неделя | Вид деятельность | Программное содержание |
Октябрь | Семинар-практикум «Экономика для взрослых и детей». | Цель: совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов. |
Февраль | Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста» | Цель: ознакомить воспитателей с особенностями и формами организации работы с родителями по экономическому воспитанию детей. |
Май | Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности: «Все профессии нужны, все профессии важны» | Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов по теме «Экономическое воспитание» |
Перспективный план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности:
Месяц/неделя | Образовательный модуль | тема | Программное содержание | Оборудование | Совместная деятельность с детьми |
Октябрь | «Профессии работников детского сада» | Воспитатель | Познакомить с профессией воспитатель, его трудовыми процессами. Развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос предложениями. Развивать логическое мышление и внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Карточки «Профессии» (воспитатель). Стихотворение Найдёновой. Н «Ольга Павловна» | Беседа «Профессия воспитатель», рассматривание иллюстраций. Разучивание стихотворения «Ольга Павловна» |
Октябрь | «Профессии работников детского сада» | Повар | Познакомить детей с профессиями повара, с его профессиональными действиями, с предметами – помощниками Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду Развивать способность к общению, речь. | Карточки «Профессии» (воспитатель); пластилин; муляжи овощей и фруктов для игры. | Беседа «Профессия повар», рассматривание иллюстраций. Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами. Лепка «Чашка и блюдце. Дидактическая игра «Сварим борщ и компот». Чтение художественной литературы С.Беляева «Спасибо поварам». Безопасность «Осторожно электроприборы». |
Ноябрь | «Профессии работников детского сада» | Музыкальный руководитель | Формировать представление о профессии музыкального руководителя; -развивать интерес к труду музыкального руководителя; -воспитывать уважительное отношение к старшим, -закрепить знания об музыкальных инструментах. | Музыкальные инструменты. | Наблюдение за работой музыкального руководителя. Экскурсия в музыкальный кабинет. Рассмотреть музыкальные инструменты. Игры детей на музыкальных инструментах. Беседа «Для чего человеку нужна музыка». Пальчиковые игры «Раз, два три — я играю, посмотри». |
«Профессии работников детского сада» | Прачка | -формировать представление о предметах бытовой технике, используемой дома и в детском саду (стиральная машина, утюг, гладильная доска), о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека; -воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, уважение к труду прачки.
-продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада; -формировать представление о содержании и структуре труда прачки; -закрепить навыки безопасного поведения при работе с бытовыми приборами; -воспитывать уважительное отношение к труду прачки. | Игрушки: гладильная доска, утюг, стиральная машина. Карточки «Предметы бытовой техники» | Занятие – экскурсия «Труд взрослых – прачка» Беседа о бытовой технике, которая помогает в работе прачки. Рассматривание картинок с изображением бытовой техники. Беседа: «Как вести себя с бытовыми приборами». Сюжетно – ролевая игра «Прачечная» | |
Декабрь | «Строительные профессии» | Строители | Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителя. Развивать кругозор детей, внимание, память, речь, мышление. Воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом, а так же воспитывать уважительное отношение к труду человека | Карточки «Профессии» (строитель); деревянный конструктор; строительная каска. | Беседа «Строители», рассматривание иллюстраций. Самостоятельные игры детей: «Строители» Дидактическая игра «Какой дом». |
Январь | «Работник торговой точки» | Продавец | Формировать представления детей о профессии продавца; совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей | Карточки «Профессии» (продавец); альбом, цветные карандаши для каждого ребёнка. | Беседа «Продавец», рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Рисование «Вспомни, что ты купил в магазине, и нарисуй» |
Февраль | «Военные профессии» | Военные | - Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). | Карточки «Профессии» (воспитатель); военная форма (для девочке); пластилин, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей для каждого ребёнка. | Беседа «Военные профессии», рассматривание иллюстраций. Лепка «Самолёт». Изготовление подарков ко Дню Защитника Отечества. Итог деятельности: Участие в утреннике: «Поздравляем мальчиков, дедушек и пап». Выучить наизусть стихи о профессиях военных (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д.) |
Март | «Ну а если случится беда, то они помогут всегда…» | Полицейский | . Познакомить детей с профессией полицейского. 2. Рассказать о роли полиции в жизни людей. 3. Познакомить детей с различными службами полиции. 4. Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии. | Карточки «Профессии» (полицейский);поэмы С. Михалкова «Дядя Степа» и «Дядя Степа- милиционер»; макет светофора. | Беседа «Профессия полицейский», рассматривание иллюстраций. Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа», в том числе «Дядя Степа- милиционер». сюжетно-ролевую игру «Зеленый огонек». |
«Профессия – побеждать огонь» | Пожарный | Систематизировать знания детей о профессии пожарного, определить какими качествами должен обладать человек этой профессии. Повторить правила поведения во время пожара. | Карточки «Профессии» (пожарный); фото с изображением горящего дома; мольберт; картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; простые карандаши и листы с заданиями на каждого ребёнка; картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, смайлики для всех детей. | Беседа «Профессия пожарный», рассматривание иллюстраций. Игровая ситуация «Если случился пожар» Рисование «Пожарная машина» | |
Апрель | «Профессии медицинской направленности» | Врач, медсестра. | Обогатить представления детей о работе врача, обогащение словарного запаса детей. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, а именно врача, бережно относиться к своему здоровью. | Карточки «Профессии» (Врач); детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др. | Беседа «Профессия врач», рассматривание иллюстраций. Беседа «Предметы помощники». Встреча «У нас в гостях врач педиатр». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Чтение худ. Литературы А.Барто «Очки», О.Емельянова «Врач». Аппликация «Витаминки для Иринки». Конструирование «Больница для кукол» |
Май | «Что мы узнали» | Викторина: «Все профессии нужны, все профессии важны» | Развитие детей посредством игрового ознакомления с профессиями. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, закреплять знания и представления о профессиях. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать готовность детей к совместной деятельности и воспитать дружеское взаимоотношение между детьми. Формировать желание играть в сюжетно-ролевые игры, раскрывать роли. И воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Карточки «Профессии»; предметы: молоток, нитки с иголкой, кисточка, ножницы, шприц, фотоаппарат; руль, градусник, очки, шприц и др. | Рассматривание альбома и предметных картинок, изображающих разные профессии. Экскурсия в магазин, на почту. Беседа: «Профессии наших родителей». Разговор «Кем я хочу стать» Итоговое занятие: «Все работы хороши» (Обр. обл. «Ребёнок и общество»). Сюжетно ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Игра «Кто где работает», «Кому это нужно». Дидактическая игра «Найди нужную профессию». Подвижная игра «Мы водители» |
Педагогический мониторинг по экономическому воспитанию.
1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии.
2. Понимают значения слова «Профессия»
3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
4. Уважительно относятся к людям разных профессий.
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид;
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства;
3 балла - называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От 15 до 7-средний уровень
От 7 до 0-низкий уровень
Список использованных источников:
Литература
- Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
- Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
- Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
- Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.
- Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
- Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
- Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
- Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
- Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомство с профессией "Повар"
Проектная деятельность для детей младшей группы...
Педагогический проект "Знакомство с профессией повар"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАР» ...
Проект "Знакомство с профессией повара"
Проект для детей 2 младшей группы....
Проект "Знакомство с профессиями"
Проект "Знакомство с профессиями"...
Проект "Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста"
У детей среднего дошкольного возраста происходят значительные трансформации в области игровой деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, которые характеризуются появлением ролевых и реальных ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ "ПОВАР"
Этот проект направлен на знакомство с профессией "Повар"через все виды деятельности....
проект "Знакомство с профессией медсестры"
проект представлен в текстовом материале Знакомство детей первой младшей группы с профессией медсестры...