Конспект образовательной деятельности по направлению «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Моя малая – Родина»
план-конспект занятия (старшая группа)

Татьяна Николаевна Никитюк

Аннотация: образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию с элементами изготовления герба.воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к  малой родине, подвести детей к осознанию внимательного, бережного отношения к достопримечательностям, культуре родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетной учреждение

Детский сад «Светлячок» п. Домбаровский

Конспект образовательной деятельности по направлению

«Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Моя малая – Родина»

(Старший дошкольный возраст)

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                    высшей квалификационной категории

                                                                            МДОБУ Д/с «Светлячок»

                                                                 Никитюк Татьяна Николаевна

2019 год

Цель: развивать интерес к истории и символическим значениям моей Родины.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей об основных достопримечательностях поселка Домбаровский;

Развивающие: способствовать повышению интереса детей к изучению родного края и его культурных ценностей;

Воспитательные: воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к  малой родине, подвести детей к осознанию внимательного, бережного отношения к достопримечательностям, культуре родного края.

Методы и приемы:

  • Наглядный;
  • Практический (в том числе ИКТ, творческая работа);
  • Самостоятельная работа;
  • Объяснительно-иллюстрированный;
  • Репродуктивный;
  • Обобщающий;
  • Поисковый;
  • Коммуникативный;

Предварительная работа: чтение стихов о Родине, заучивание пословиц, рассматривание альбомов и книг, разучивание дидактической игры.

Оборудование и материал: карта Оренбургской области, презентация «Мой посёлок – моя Родина», ноутбук, телевизор, образец герба Домбаровского района, запись гимна на флешке, заготовки деталей из  бумаги для изготовления герба п. Домбаровский по количеству детей; клей, кисти, клеенка, салфетки на каждого ребенка.

Хронометраж:

  1. Вводная часть…………………………………………………….1 мин
  1. Проблемная ситуация……………………………………..2 мин
  2. Мотивация………………………………………………….2 мин
  1. Основная часть……………………………………………………9 мин
  2. Практическая работа……………………………………………   8 мин
  3. Заключительная часть

Рефлексия ………………………………………………………    3 мин

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Дети встают в круг…

Воспитатель:                                                                                                                                                                Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок. Мы живѐм в одном краю

Всех я вас приветствую.

 Ребята, сегодня на нас пришли посмотреть гости, давайте и им улыбнемся и передадим им свое хорошее настроение.

  1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Татьяна Николаевна . А как вас зовут? Мне очень приятно с вами познакомится. Ребята, а как вы различаете друг друга?   У нас разный цвет глаз, цвет волос, разная одежда, А теперь давайте возьмѐмся за руки и посмотрим внимательно друг на друга. А  что  у нас  с вами общего?  Конечно, мы похожи чем-то между собой, у нас две руки, две ноги, два глаза. Да правильно молодцы, а ещѐ  мы живѐм с вами в одной большой стране.

- Ребята, скажите, как называется  страна, в которой мы живѐм? (Россия).  

 -А как называется главный город нашей страны? (Москва).

 Правильно, Москва – это столица нашей страны /России/.

– А какие города вы ещѐ знаете? (ответы детей).

 -Молодцы, вы знаете  очень  много городов, которые находятся в нашей стране.

- А как называется место, в котором мы  с вами проживаем?   - Правильно, ребята – наш поселок называется Домбаровский.

           1.2. Мотивация деятельности детей

Раздается сигнал мобильного телефона

Воспитатель:  слышите, звонит телефон. Это пришло CMC-сообщение. Минутку подождите, я узнаю, какие новости поступили к нам. Воспитатель создает вид читающего СМС сообщения. Воспитатель: спешу вас обрадовать. С нами на связь вышел  мальчик- журналист из  нашего поселка (Никита). Он с друзьями делает альбом о нашем посёлке  и просит вас помочь ему в этом.

  1. Целеполагание (c помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

 Поможем Никите и его друзьям? Ну, тогда давайте попробуем помочь ему собрать информацию о  п. Домбаровский.

II. Основная часть

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Посмотрите на карту (слайд). Это оренбургская область. Главный город – Оренбург, а вот здесь находится (показывает) поселок Домбаровский.

- Далеко мы живем от областного города? (Да).

- Не видно наш посёлок? (Нет)

- А сейчас посмотрите, один художник увеличил наш посёлок, чтобы вам лучше было видно его границы (ставим красную фишку).

- Это и есть наша с вами малая Родина. Посёлок наш не древний, совсем еще молодой. В этом году ему  исполнилось 80 лет. Посёлок раскинулся на бескрайних степных просторах. Со всех городов приезжали к нам люди, чтобы освоить целину, многие остались здесь навсегда. Народ славится у нас своим трудолюбием. У нас на полях выращивают пшеницу, ячмень. (слайд).

- Наш посёлок богат хлебом. Ведь недаром говорится, в пословице «Хлеб всему голова». А вы ребята, какие  пословицы знаете о хлебе?

- «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

- «Без труда  хлеб не родится никогда».

- «Как в мае дождь, так и будет рожь».

- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Слайд: колос, хлеб).

Спасибо, интересные пословицы вы знаете.

- А ещё у нас выращивают животных? Попробуйте их назвать (корова, овцы, свиньи, козы) (слайд).

- Ребята, а еще у нас в посёлке добывают полезные ископаемые: уголь, глину, руду  (слайд).

Много есть и пословиц о труде: «Добрые руки, не знают скуки».

Ребята продолжите еще.

- «Без труда не выудить и рыбку из пруда».

- «Сделал дело, гуляй смело».

- «Землю красит солнце, а человека труд».

- У  нашей малой Родины, как и у большой, есть свои символы: герб, гимн. Послушайте гимн. Какими словами называют нашу Родину. (Любимый, милый, огонёк).

- Вот наш герб, посмотрите. (слайд). Герб района является историческим символом Домбаровского района, возрождает символику района изображенный в форме тюльпана, с выступающим в середине нижней части острием. Щит делится на две части. В верхней части на голубом фоне — серебряное восходящее солнце. В нижней части на зеленом поле — картографический контур Домбаровского района серебряного цвета, разделенный по центру золотым колосом пшеницы. С левой стороны колоса — изображение овцы белого цвета. С правой стороны — шахтерский копер и угольный террикон черного цвета.

Ребята, как вы думаете, зачем люди с давних времен стали создавать  гербы и флаги? (Ответы детей)

Воспитатель:  Гербы и флаги являются отличительными знаками. При создании гербов мастера стремятся отразить в них самые главные особенности стран, городов, посёлков, которые делают их не похожими друг на друга. Знаки и цвета в каждом гербе  имеют смысл,  они  обозначают  основные занятия людей, живущих в той или иной стране, городе или о наиболее отличительных особенностях окружающей природы. Глядя на герб, можно догадаться, почему и для чего построен этот посёлок, город, чем славятся его жители. Например, если город славен хорошими оружейными мастерами, то в гербе можно увидеть оружие.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Чем славен наш поселок». Я называю слова, и если вы считаете, что этим славен и богат наш посёлок, вы хлопаете.

   Ребята, а теперь, давайте вспомним ещѐ раз о символах нашего посѐлка и я хочу вам предложить сделать  нашему юному журналисту из п. Домбаровский, сюрприз. Я предлагаю сделать своими руками герб  нашего поселка и отправить свои поделки почтой  в редакцию юным журналистам. Согласны? (ответы детей)

2.2. Самостоятельная деятельность детей 

Практическая работа. Посмотрите на образец. По центру расположен колос. С левой стороны то кем богат наш поселок: баран, а справа полезные ископаемые, которые добывают в нем посёлке.

 III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей

Итог: Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали.  Скажите, Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы для себя узнали? Ну что ж, вы теперь всѐ знаете о  символах нашего посѐлка Домбаровский, а сейчас я вам хочу предложить высказать свои пожелания в адрес нашего посѐлка. Каким бы вы хотели его видеть? (красивым, уютным, чистым, молодым…) Я сейчас каждому раздам лучики, а вы подумайте над моим предложением и по очереди подходите к нашему  весеннему солнышку и произносите свои пожелания, прикрепляя  при этом лучик.

IV. Рефлексия

Игра «Солнечный лучик»

Молодцы, ребята, вот посмотрите, какое у нас получилось лучистое солнышко. Всем я хочу сказать большое спасибо и пожелать вам оставаться всегда такими добрыми, умными и милыми детьми.

А закончить занятие я хочу стихотворением местной поэтессы В.П.Габриелян:

Люблю я с детства степь родную,

Волной колышется ковыль,

И трели жаворонков звонких,

И аромат цветочков полевых.

Мне дорог горький запах от полыни,

Степной тюльпан, что радует так глаз.

Такое счастье на меня нахлынет –

Все от того, что здесь я родилась.

Где тропинка во ржи, где снега под луной,

Где  дана тебе жизнь, и не будет другой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по разделу программ "Познавательное развитие" тема: "Перелетные птицы"

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает вклю...

Конспект образовательной деятельности по разделу программ "Познавательное развитие" тема: "Воздушный океан"

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию Тема: «Золотая осень в гости к нам пришла» Подготовительная группа Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельностипо познавательному и речевому развитиюТема: «Золотая осень в гости к нам пришла»Подготовительная группаВоспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14г. Кропоткин...

Организованная образовательная деятельность по направлению социально – коммуникативное развитие в средней группе (дети 4-5 лет) на тему: «Дружные ребята».

Согласно ФГОС ДО социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно...

Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие на остров Доброты» Средняя групп

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел. Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять представления детей о доброте ...

Сценарий образовательной деятельности Средняя группа Блок Программы «История» Тема: «Моя малая Родина»

Сценарий образовательной деятельностиСредняя группаБлок Программы «История»Тема: «Моя малая Родина»...