ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа

Плетнева Виктория Анзоровна

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 

НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитателя МКДОУ « Краснянский детский сад»

Плетневой В.А.

 

 

Тема: « Роль народных праздников в приобщении дошкольников  к русским  народным  традициям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_pletneva_v._a.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  

НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитателя МКДОУ « Краснянский детский сад»

Плетневой В.А.

Тема: « Роль народных праздников в приобщении дошкольников  к русским  народным  традициям»

Без прошлого — нет будущего,
Без языка — нет нации,
Без нации — нет культуры,
Без культуры — нет народа.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической и художественной литературы по теме самообразования;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования;
  4. Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора и др. ;
  5. Использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
  6. Подготовить отчет о проделанной работе по теме самообразования.

Актуальность темы самообразования.

"Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен"  (Н. М. Карамзин.)

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к историикультуре, творчеству русского народа. 

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. С первых лет жизни ребёнка необходимо приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Для формирования личности дошкольника  народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- народные  праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма,

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- методически грамотное проведение  народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Перспективный план работы

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь –

октябрь 2019 г.

Разучивание и повторение загадок, поговорок, пословиц, закличек.

Знакомство с народным календарем "Осенняя ярмарка"

Праздник осени по мотивам русской – народной сказки « Маша и медведь»

Ноябрь 2019 г.

Рассматривание иллюстраций, картин о родной природе

Декабрь 2019 г.

Знакомство с народными праздниками.

Заучивание новогодних стихов

Новогодний утренник

Январь 2020 г.

Рассказ воспитателя о православных праздниках

Знакомство с народными обрядами

Вечерний досуг

 "Рождество Христово"

Февраль 2020 г.

 Рассказ о русских богатырях

Чтение былин

Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря"

Праздник

"Защитники Отечества"

Март 2020 г.

Рассказ воспитателя "Генеалогическое древо"

Беседа "Моя родословная" Заучивание стишков, песен о семье Составление семейной родословной и герба семьи

Выставка рисунков "Мама, мамочка, мамуля"

Апрель 2020 г.

Знакомство с православным праздником "Пасха"

Роспись пасхальных яиц.

Изготовление пасхальных цыплят.

Май 2020 г.

Игры-драматизации Инсценирование знакомых потешек, песенок, сказок Фольклорный праздник

"Весенние посиделки"

Используемая литература.

1. Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

3. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006.

5. Маханева М. Д.Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения.-: М.: ТЦ «Сфера», 2001.

6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.-: М.: ТЦ «Сфера», 2013.

7. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009.

8. Поляк Л. Я.Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.

9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров.- Ярославль«Академия развития», 2007.

10. Усова А. П. Русское народноетворчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е.- Москва: Просвещение, 2012.

11. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во«Учитель», 2010.

12.Энциклопедия детского фольклора:Серия«Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.

13. Ресурсы интернета.

Вывод

Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал воспитания личности складывается: из следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т. д.

Знакомство с произведениями фольклора, творчеством народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Я считаю, что именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Таким образом, без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное воспитание ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год

План работы по самообразованиюна 2019_ – 2020_ учебный год...

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова    МБУ №90 ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходи...

План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»

Актуальность темы:Актуальность  работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных ...