Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 6 - 7 лет"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа для подготовительной к школе группы. ориентация на листе в клетку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozornye_kletochki_6-7_let.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 206» комбинированного вида
Ленинского района города Барнаула
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по теме: «Озорные клеточки»
Разработчик:
Рейттих Т. М.
воспитатель гр. № 3
2019 год
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Цель.
- Задачи.
- Основные принципы.
- Сроки реализации программы.
- Структура занятий.
- Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
- Предполагаемые результаты.
- Календарно – тематическое планирование.
- Список литературы.
1. Пояснительная записка
Главная задача дошкольного обучения - научить детей
учиться развивать их умственные способности, не стремясь
при этом к обилию знаний.
В.Ф. Одоевский.
- Актуальность
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, цифр, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Для предотвращения перечисленных трудностей, организован кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Актуальность состоит в том, что знания и навыки детей не ограничиваются рамками программы.
- Цель рабочей программы
Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма.
1.3 Задачи рабочей программы
Образовательная:
Формирование мотивации к обучению, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
Развивающая:
Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового, зрительного внимания и графического воспроизведения. Развитие логики и логического мышления. Развитие умений ориентироваться на листе в клеточку.
Воспитательная:
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
2. Основные принципы
- Принцип наглядности.
- Принцип последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип сравнений.
3. Сроки реализации программы.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год (октябрь - апрель). Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, во вторую половину дня, во время совместной деятельности с детьми. Общее количество занятий – 28, время занятий 30 минут.
4. Структура занятий.
В процессе проведения кружковой работы используются различные методы и приёмы:
Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, графический диктант, пропись цифр и букв.
5. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
6. Предполагаемые результаты.
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
- Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
- Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
- Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
- Уметь правильно держать ручку, карандаш.
- Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
- Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
- Уметь выполнять графический диктант.
- Уметь прописывать цифры и печатные буквы.
7. Календарно-тематический план.
Месяц | Занятие | Задачи |
Октябрь | 1 | Определение ведущей руки у детей. Знакомство с тетрадью в клетку (лист, страница, клетка, красное поле и т.д.) и простым карандашом. Закрепить навыки правильного обращения с карандашом (игры на развитие 3 – х пальцев). Определять рамки клеточки с помощью точек (углы, центр). |
2 | Формировать навыки начертания вертикальных, горизонтальных палочек по стенке клеточки. | |
3 | Формировать навыки обводить клеточку карандашом через одну (квадратик). Формировать навыки обводить 2 клеточки карандашом через одну (прямоугольник). | |
4 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (змейка). | |
Ноябрь | 5 | Формировать навыки начертания наклоненных вправо, влево палочек (от угла до угла клеточки, через одну). |
6 | Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну. Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну, соединённых палочками. | |
7 | Формировать навыки рисования треугольников по клеточкам через одну. | |
8 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (вишенка). | |
Декабрь | 9 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (ёлочка). |
10 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (квадратный, треугольный флаг). | |
11 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (кораблик). | |
12 | Формировать умение ставить точки в уголках клеточки, обводить её (квадратик), над ней прорисовывать треугольник (домик). | |
Январь | 13 | Формировать навыки в прописи цифр 0 и 1. |
14 | Формировать умение в прописи цифр 2 и 3. | |
15 | Формировать умение в прописи цифр 4 и 5. | |
Февраль | 16 | Формировать навыки в прописи цифр 6 и 7 |
17 | Формировать навыки в прописи цифр 8 и 9. | |
18 | Формировать умение в прописи цифры 10. | |
19 | Закрепить навыки в прописи уже знакомых цифр. Отработать пропись тех цифр, которые вызывают большие трудности. | |
Март | 20 | Формировать умение в прописи буквы А. |
21 | Формировать навыки в прописи буквы О. | |
22 | Формировать навыки в прописи буквы У. | |
23 | Формировать умение в прописи буквы И. | |
Апрель | 24 | Формировать умение в прописи буквы Ы. |
25 | Формировать навыки в прописи буквы Я. | |
26 | Формировать навыки в прописи буквы Ю. | |
27 | Формировать умение в прописи буквы Э. | |
28 | Формировать умение в прописи букв Е и Ё. |
8.Список литературы:
- А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».
- Гаврилова С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
- В. П. Новикова «Математика в детском саду».
- Т. А. Корнева «Рисование по клеточкам».
Используемые Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/10/07/kruzhok-vesyolye-kletochki
- https://www.maam.ru/detskijsad/plan-kruzhka-graficheskie-diktanty.html
- https://znanio.ru/media/kruzhok_vesyolye_palchiki-103787/123395
- https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/3080-programma-gotovim-ruku-k-pismu.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/19/plan-raboty-kruzhka-veselye-propisi
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/27/vozrastnye-osobennosti-detey-podgotovitelnoy-gruppy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Веселые клеточки"
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это ...
Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 5 - 6 лет"
Рабочая программа для старшей группы. Ориентация на листе в клетку...
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа "Озорные клеточки"
Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма....