Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 5 - 6 лет"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа для старшей группы. Ориентация на листе в клетку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozornye_kletochki_5-6.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 206» комбинированного вида
Ленинского района города Барнаула
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по теме: «Озорные клеточки»
Разработчик:
Рейттих Т. М.
воспитатель гр. № 3
2019 год
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Цель.
- Задачи.
- Основные принципы.
- Сроки реализации программы.
- Структура занятий.
- Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
- Предполагаемые результаты.
- Календарно – тематическое планирование.
- Список литературы.
1. Пояснительная записка
Главная задача дошкольного обучения - научить детей
учиться развивать их умственные способности, не стремясь
при этом к обилию знаний.
В.Ф. Одоевский.
- Актуальность
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, цифр, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Для предотвращения перечисленных трудностей, организован кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Актуальность состоит в том, что знания и навыки детей не ограничиваются рамками программы.
- Цель рабочей программы
Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма.
1.3 Задачи рабочей программы
Образовательная:
Формирование мотивации к обучению, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
Развивающая:
Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового, зрительного внимания и графического воспроизведения. Развитие логики и логического мышления. Развитие умений ориентироваться на листе в клеточку.
Воспитательная:
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
2. Основные принципы
- Принцип наглядности.
- Принцип последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип сравнений.
3. Сроки реализации программы.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год (октябрь - апрель). Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, во вторую половину дня, во время совместной деятельности с детьми. Общее количество занятий – 25, время занятий 30 минут.
4. Структура занятий.
В процессе проведения кружковой работы используются различные методы и приёмы:
Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка, графический диктант, пропись цифр и букв.
5. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
6. Предполагаемые результаты.
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
- Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
- Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
- Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
- Уметь правильно держать ручку, карандаш.
- Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
- Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
7. Календарно-тематический план.
Месяц | Занятие | Задачи |
Октябрь | 1 | Определение ведущей руки у детей. Знакомство с тетрадью в клетку (лист, страница, клетка, красное поле и т.д.) и простым карандашом. |
2 | Закрепить навыки правильного обращения с карандашом (игры на развитие 3 – х пальцев). Совершенствовать технику закрашивании я готовых форм. | |
3 | Формировать навыки начертания вертикальных палочек по стенке клеточки. | |
4 | Формировать навыки начертания горизонтальных палочек по стенке клеточек через одну. | |
Ноябрь | 5 | Формировать навыки начертания горизонтальных палочек по двум стенкам клеточек через одну. |
6 | Формировать навыки начертания горизонтальных, длинных (2 клетки) палочек по стенкам клеточек через одну. | |
7 | Формировать навыки начертания вертикальных, длинных (2 клетки) палочек по стенкам клеточек через одну. | |
8 | Формировать навыки обводить клеточку карандашом через одну (квадратик). | |
Декабрь | 9 | Формировать навыки обводить 2 клеточки карандашом через одну (прямоугольник). |
10 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (змейка). | |
11 | Формировать навыки начертания наклоненных вправо палочек (от угла до угла клеточки, через одну). | |
12 | Формировать навыки начертания наклоненных влево палочек (от угла до угла клеточки, через одну). | |
Январь | 13 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (змейка 2). |
14 | Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну. | |
15 | Формировать навыки рисования кружков в клеточках через одну, соединённых палочками. | |
Февраль | 16 | Формировать навыки рисования треугольников по клеточкам через одну. |
17 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (вишенка). | |
18 | Учить продолжать предложенный рисунок по клеточкам (ёлочка). | |
Март | 19 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (квадратный флаг). |
20 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (треугольный флаг). | |
21 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (кораблик). | |
22 | Закреплять навык продолжать предложенный рисунок по клеточкам (кирпичики). | |
Апрель | 23 | Формировать умение ставить точки в уголках клеточки. |
24 | Формировать умение ставить точки в уголках клеточки, обводить её (квадратик). | |
25 | Формировать умение ставить точки в уголках клеточки, обводить её (квадратик), над ней прорисовывать треугольник (домик). |
8.Список литературы:
- А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».
- Гаврилова С.Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
- В. П. Новикова «Математика в детском саду».
- Т. А. Корнева «Рисование по клеточкам».
Используемые Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/10/07/kruzhok-vesyolye-kletochki
- https://www.maam.ru/detskijsad/plan-kruzhka-graficheskie-diktanty.html
- https://znanio.ru/media/kruzhok_vesyolye_palchiki-103787/123395
- https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/3080-programma-gotovim-ruku-k-pismu.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/19/plan-raboty-kruzhka-veselye-propisi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Веселые клеточки"
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это ...
Рабочая программа кружка "Озорные клеточки 6 - 7 лет"
Рабочая программа для подготовительной к школе группы. ориентация на листе в клетку....
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа кружка "Страна волшебной клеточки" 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа "Озорные клеточки"
Создать условия для формирования элементарных навыков графического письма....