Опыт работы "Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях".
материал
В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ляхович Екатерина Артуровна,
квалификационной категории не имею,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Щёкино, Тульской области, РФ
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях.
Аннотация: В данной работе рассматривается организация деятельности педагога дополнительного образования во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Содержание:
1. Введение.
2. Понятие и основа дополнительного образования, основная цель педагога дополнительного образования.
3. Формы и методы, используемые педагогом в образовательном процессе.
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям».
5. Заключение.
6. Список использованных источников и литературы.
1. Введение.
Термин «дополнительное образование» до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии». И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования — это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
В соответствии с законодательством, основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от внешкольного воспитания, составляет масштабный образовательный блок, в основе которого – многообразные образовательные программы, находящиеся за пределами государственного образовательного стандарта.
Такое образование является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т. д. Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые обучающимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей, обучающихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому обучающемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития
2. Понятие и основа дополнительного образования, основная цель педагога дополнительного образования.
Дополнительное образование - один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребёнка, его творческих способностей, активной жизненной позиции. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностно-ориентированный и личностно - деятельностный подход в системе дополнительного образования детей позволяет ребёнку занять активную позицию в коллективе, придать общественно-политическую направленность его увлечениям, способностям и потребностям, способствующим жизненному самоопределению.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение обучающихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы обучающихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся. Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе обучающимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей учащихся.
3. Формы и методы, используемые педагогом в образовательном процессе.
Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.
Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов дополнительного образования позволяют ребёнку осваивать социальные роли в разных сферах жизнедеятельности. Семейно-социальные роли осваиваются в процессе игры; профессионально-трудовые в процессе обучения, предметно-практической деятельности; политическая роль - через участие в органах самоуправления; коммуникативная роль - через участие в разнообразных досуговых программах; роль личности в эгосфере - через обучение, творчество, самовоспитание и другие виды деятельности.
Успех и эффективность образовательной деятельности зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «организационные формы обучения».
По мнению М. А. Молчановой, форма есть способ существования и выражения содержания. Как указывает И. М. Чередов, форма организации рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.
Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Ю. К. Бабанским термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура». В. И. Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».
Таким образом, форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования. В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М. И. Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
- На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
- Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Методы организации занятия в творческом объединении:
- словесный, наглядный, практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- метод наблюдений;
- метод программированного обучения;
- проектно-конструкторские методы;
- игровой;
- интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
- психологические и социологические методы и приёмы.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того, они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям».
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Мною была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На пути к знаниям». В этой программе я постаралась учесть то, что подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Поэтому целью моей программы стало развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
5. Заключение.
Дополнительное образование детей выполняет не только компенсаторную и комплементарную функцию по отношению к школе, но и личностно-формирующую. При этом учреждения дополнительного образования детей предоставляют дошкольникам больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым создают благоприятные условия для творчества, поиска, и, следовательно, придают процессу воспитывающий и развивающий характер. Дополнительное образование детей не регламентировано как школа, поэтому более гибко и подвижно в создании условий для проявления детьми инициативы и творчества, в использовании авторских программ и технологий, что придает воспитательному процессу новое качество.
Оздоровление детей в условиях дополнительного образования предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Проходит через интегрированные программы, которые объединяют всех участников образовательного процесса и направлено на создание условий для оздоровления детей и педагогов, введение на занятиях здоровьесберегающих технологий, диагностики состояния здоровья детей и педагогов.
Таким образом, в целом, система дополнительного образования детей занимает значительное место в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, однако не все возможности и ресурсы в этом аспекте ими используются. Реализация этих направлений позволит сохранить и поднять на новый качественный уровень систему дополнительного образования, реализовать в полном объеме воспитательные возможности системы.
6. Список использованных источников и литературы.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / В. А. Безуевская, Е. Н. Глубокова, Н. В. Смирнова, Сургут Издательский центр СурГУ, 2017г.
- Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 192 c.
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2015. - 352 c.
- Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Г. Логинова. - М.: Мегаполис, 2008. - 391 с.
- Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 51-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
В аналитической справке представлены результаты достижений педагога дополнительного образования....
Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования
Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....
Конспект организованной образовательной деятельности педагога дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик семицветик» (по произведениям К.И. Чуковского)
«Есть имена, живущие в нашем сознании как бы изначально: ровно столько, сколько мы себя помним. Имя Корнея Ивановича Чуковского одно из них.Знакомство с ним начинается в те счастливые младенческие год...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обобщение опыта работы....
Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования
Коротко о моей работе...
«Организация дополнительного образования в современных условиях ДОУ»
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способност...