"Развивающая экологическая среда в помещении ДОУ"
презентация к уроку (старшая группа)
Обострение экологической обстановки в стране обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных – соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balashkina_t._m.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Обострение экологической обстановки в стране обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных – соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства. Цель:
Задачи: Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о растениях, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами. Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту. Установить контакты и взаимопонимание, а также воспитывать чувство взаимопомощи между педагогами и родителями.
Создание развивающей экологической среды - условие гармонического развития ребенка Среда постоянно и прямо влияет на детей, воздействует на: эмоции, настроение, жизнедеятельность, а также создает эмоционально -психологический комфорт в ДОУ. Во время работы в развивающей экологической среде у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, память. Дети мыслят, запоминают названия и уход за растениями . Во время ухода за растениями у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как: трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Этапы: I этап – Разработка основных положений, программы проекта по экологизации предметно-пространственной среды, составление экологического паспорта ДОУ, паспорта экологической комнаты, паспорта растений и животных, имеющихся в ДОУ, разработка положения об экологической комнате; II этап – Создание необходимой развивающей среды для экологического воспитания дошкольников, работа по наполнению внутреннего пространства ДОУ; III этап – Анализ и обобщение результатов работы в формировании системы ценностных ориентаций у дошкольников путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления.
Работа по созданию развивающей экологической среды в помещении ДОУ Экологическая комната «Зимний сад» Коридор Вестибюль Уголок природы в групповой Уголок релаксации
Модель развивающей экологической среды в группе Паспорт на растения Календари Огород на окне Детское Экспериментирование ( минилаборатория ) Дежурство в эколого-развивающей среде Игры экологического направления Интерактивные экологические коллекции Художественная научно – популярная литература для детей Наглядный материал Продукт детского творчества Комнатные растения
Экологическая комната «Зимний сад»
Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон. В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями. В экологической комнате можно повесить карту мира, на которой дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и местам обитания. Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.
Растения - постоянные обитатели экологической среды При отборе растений следует учитывать требования, предъявляемые программой «Детство». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. При пополнении экологической среды , нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать. Затем создать вместе с детьми табличку по уходу за растением и паспорт на это растение: Требования к отбору растений: Растения должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. Они должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться. Полив растений и заполнения календаря природы осуществляет дежурный группы.
Растения и способ ухода за ними Таблички появляются в цветах по мере знакомства с цветами и способом ухода за ними
Наблюдения за погодой и заполнение календарей
Коридор Напротив экологической комнаты можно оформить стенды с картинами природы в соответствии с временем года, «Это интересно» (интересные факты из мира природы») и др.
Вестибюль
Уголок природы в группе В уголке природы -календари природы, макеты природных зон, материал для опытов, альбомы, скотный двор, аквариум и насекомые (использованы фигурки животных и насекомых). Кроме постоянных растений (и животных) в уголках природы находятся временные объекты природы, например «мини-город на окне» - лук, чеснок, петрушка, огурцы и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В минилаборатории дети под руководством воспитателя могут проводить опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомиться со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволила бы детям с раннего возраста самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы, закладывая предпосылки к исследовательской деятельности для дальнейшего обучения Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.); микроскоп; природный материал.
Интерактивные экологические коллекции Коллекия ракушек Коллекция ракушек Коллекция семян Коллекия природных ресурсов
Уголок релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам Растения одной климатической обладают сходными приспособлениями к условиям среды. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Познавательная литература о природе; Литература по уходу за животными; Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на
Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...