Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
методическая разработка по теме
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит её свободное и активное развитие: человек одновременно является и продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное и общественное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
теоретический семинар
Тема: Представление о понятии «среда»
Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
План
1. Структура образовательной среды
2 Характеристика компонентов образовательной среды
3. Типы образовательных сред
Ведение:
«Под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний окружающих человека» Маркович Д.
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека
Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит её свободное и активное развитие: человек одновременно является и продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное и общественное развитие.
Для человека среда – это мир, который существует в его общении, взаимодействии, коммуникации и других процессах.
- Таким образом среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающие комплексом влияний, условий и возможностей.
- Образование же – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
- Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.
Выделяют 4 типа образовательной среды:
- Догматическая – характеризуется зависимостью и пассивностью
- Безмятежная – пассивностью и свободой
- Карьерная – активностью и зависимостью
- Творческая – свободой и активностью
ВОПРОС: Какая среда является наиболее оптимальной для развития творческой личности?
В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Пространственно-предметный (физическое окружение)
- Социальный (человеческий фактор)
- Психодидактический (программ обучения)
Описание характеристик компонентов образовательной среды:
Пространственно-предметный компонент:
- Архитектура здания
- Степень открытости – закрытости кострукций, дизайн.
- Размер и пространственная структура групповых и других помещений в здании детского сада
- Легкость пространственной трансформации при возникшей необходимости
- Возможность и широта пространственных перемещений субъектов.
Социальный компонент:
- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями
- Преобладающие позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса
- Авторитетность руководителей образовательного процесса: заведующей и педагогов, родителей.
- Степень участия всех субъектов образовательного процесса в управлении О.Б.
- Сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса
- Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.
Психодидактический компонент
- Деятельностная структура
- Стиль воспитания и обучения и характер социально-психологического контроля
- Кооперативные или же конкурентные формы обучения
- Содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость)
Задание для педагогов: оценить степень соответствия образовательной среды своего детского сада с предложенными критериями. Высказать свои предложения по позитивным преобразованием среды ДОУ.
Требования к организации предметно-развивающей среды
- В каждой группе нужно создать условия для самостоятельной активной, целенаправленной деятельности (игровой, изобразительной, двигательной, театральной0
- Организация и размещение предметов развивающей среды должены отвечать возрастным особенностям и потребностям детей
- Динамичность – статичность среды
- Функциональность предметной среды. В обстановке группы должны находиться только востребованные детьми и выполняющие развивающую функцию материалы.
- Среда должна быть наполнена развивающим содержанием соответствующим потребностями интересам
- мальчиков и девочек
- «зоне ближайшего развития» в обстановку группы кроме предметов предназначенных детям определённого возраста, должно быть включено примерно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должны быть обустроены уютные места для отжыха
Вопросы для обсуждения:
- Как влияет каждое из перечисленных положений предметно- пространственной среды (по В.А. Петровскому)на фактор психологической защищенности ребенка?
А) статичность и подвижность предметного окружения?
Б) гибкость зонирования предметно-пространственного окружения
В) комфортность предметно-пространственного окружения
Г) открытость – закрытость предметно-пространственного окружения
2. как влияют следующие принципы на познавательное развитие ребенка
А) принцип активности
Б) принцип стабильности – динамичности
В) принцип эмоциогенности
Г0 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
3.Как влияет предметно-развивающая среда на виды деятельности:
а) игру
б) общение
в) труд
г) обучение.
|
А) статичность и подвижность предметного окружения? |
Б) гибкость зонирования предметно-пространственного окружения |
В) комфортность предметно-пространственного окружения |
Г) открытость – закрытость предметно-пространственного окружения |
|
2. как влияют следующие принципы на познавательное развитие ребенка |
А) принцип активности |
Б) принцип стабильности – динамичности |
В) принцип эмоциогенности |
Г0 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. |
3.Как влияет предметно-развивающая среда на виды деятельности: |
а) игру |
б) общение |
в) труд |
г) обучение. |
Используемая литература:
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/составитель Нищева Н.В.-СПб.,»Детство-пресс»,2006г
- Принципы построения развивающей среды/Петровский А.В-М.: Педагогическое общество России, 1998
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный семинар
- Теоретическая часть - «Принципы и методы организации творческой образовательной среды»
- Практическая часть - Тренинг педагогической осознанности. Программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям
Задачи:
- Стимулировать творческую активность воспитателей.
- Поиск резервов для более эффективной работы по реализации программы развития и воспитания детей
- Создать условия для проявления профессиональной и личностной позицией на основе практического усвоения понятий «понятие, принятие, признание личности ребенка»
Модель построения жизненного пространства в детском саду
Организационные условия | Материально – технические условия |
Учет комфортной дистанции взаимодействия: Взрослый – ребенок Ребенок – взрослый Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом. | Разноуровневая мебель. Регулируемая, по высоте. Комплекты мебели специальной технической конструкции. Позволяющие наблюдать педагогу за детьми во всех уголках группы Нетрадиционные формы столов Уголки уединения с удобной мебелью Красивый ковер – место общего сбора детей |
2. обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у ребенка его волевых качеств, эмоций, чувств Создание композиции среды с учетом детской субкультуры, возрастных психофизиологических возможностей. Выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу радости и уюта. Выбор местоположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей и их интересами. Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования. Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций, рисунков и др. Разработка алгоритма построения предметно-развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели | Световой дизайн – двухуровневое освещение Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, пения птиц и т.д. Наличие места для отдыха Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями и др. Оснащение лаборатории «научных открытий», дома книгоиздательства, импровизированного театра, музея, библиотеки, художественной мастерской, центра кулинарии. Оснащение игрового пространства определенным набором функционально-игровых предметов, предметами – заместителями, бросовым материалом и др, развивающими творчество и фантазию детей. Оборудование костюмерной, грмерно с разнообразными аксессуарами. |
3. Обеспечение стабильности-динамичности развивающей среды. Создание проекта возможного изменения среды. Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением. | План группы с подвижными составляющими. Подвижная мебель (на колесиках) Мягкие модули. Прозрачные перегородки, ширма. Сборно-разборные домики легкой конструкции. Пластмассовая мебель, переносные зонты и т.д. |
4. Обеспечение одновременной реализации различных видов деятельности Оптимальное использование функциональных помещений. Подключение к групповой комнате части спальни, приемной (для создания уголков уединения, проведения сюжетно-ролевых игр, центра литературы и др) Предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве группы (символы, стрелки) | Создание для неформального общения «Островка безопасность», «Аллеи здоровья», галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов «Мое настроение», «Я самый, самый..», «Звезда недели», «Вести из семьи» и др |
5, Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивая его функциональную активность. Реализация оптимальной двигательной активности детей. Оформление санитарных комнат. Озеленение интерьера помещений. Учет половой дифференциации. | Оформление информационных стендов для родителей. Проведение семейных праздников помещениях Экологическая комната с аквариумом, террариумом, мягким уголком, познавательным материалом. Наличие личного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и др. Наличие зеркал, игрового оборудования для мальчиков и девочек. |
Этапы тренинга
1-й этап:
–определение способов общения..
2-й этап:
– самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;
3-й этап:
– тренинговые упражнения.
4-й этап:
– проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную связь и т. п.).
5-й этап:
– рефлексия изменений, происшедших в участниках и в группе за время тренинга.
Тематика упражнений
1-е упражнение – «Звезда»
Вопросы для обсуждения: Ваши ощущения в процессе выполнения упражнения.?
Ваши мысли по этому поводу?
Вывод: от ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет в разрез с естественными реакциями и накапливается эмоциональное напряжение.
2-е упражнение – «Подкрепление».
Вопросы для обсуждения: Как вы чувствуете себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Вывод: безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных эмоций вы справились
3-е занятие – «Как другие видят меня?».
4–5-е занятия – «Средства общения».
6–7-е занятия – «Отработка техники общения».
8-е занятие – «Создание психологических портретов».
Практический этап.
Используемая литература:
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/составитель Нищева Н.В.-СПб.,»Детство-пресс»,2006г
- Принципы построения развивающей среды/Петровский А.В-М.: Педагогическое общество России, 1998
- Практические семинары и тренинги/автор составитель Шитова Е.В.-Волгоград:Учитель,2009
Предварительный просмотр:
В Документах Google произошла ошибка сервера. Если перезагрузка страницы не помогла устранить проблему, свяжитесь с нами. Обсудить эту или другую проблему можно в Справочном форуме Документов Google. Чтобы просмотреть список распространенных проблем, перейдите на страницу известных проблем в Документах Google.
|
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности: - Обучение планированию (должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - Умение анализировать (креативность и критическое мышление); - Умение составлять письменный отчет (должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - Формировать позитивное отношение к работе (должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности: - Проект должен быть посильным для выполнения; - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Типология проектов. Исследовательские. такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
«Родительская почта»
Этапы реализации проекта
На собрании родители садятся по 5-6 человек за отдельные столы, стоящие полукругом. На каждом столе лежат «размышлялки»- карточки с написанным утверждением, вызывающем противоречивые точки зрения Родители читают вслух «размышлялки»и высказывают свое мнение. Важно, чтобы текс в карточке прочитали сами родители, а не педагог. Это позволяет снизить напряженность, быстрее включиться в работу и почувствовать себя равноправным участником После чтения и обсуждения «размышлялок», можно переходить к информационному блоку. Вступительная часть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...
Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ на тему: « Использование УМК «Изучаем русский язык в двуязычной образовательной среде в рамках ФГОС».
Из опыта работы по УМК "Изучаем русский язык"...
Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Особое значение внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...
Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".
В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас в в последнее время создаются все более благоприятные условия для развития бурятского языка, нашими уч...