Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
статья по теме

Вагапова Разалия Равильевна

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

МДОБУ детский сад № 7 г. Нефтекамска всего один год. В момент его открытия перед коллективом ДОУ встала проблема: с нуля создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметно - пространственную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела, многогранно влияла на развитие наших воспитанников, способствовала их всестороннему развитию и обеспечивала психическое и эмоциональное благополучие.  Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметной среды.

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО - деятельности, учителя-логопеда) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников детского сада, а именно, -  показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. 

Особое внимание  было уделено эстетическому оформлению помещений. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее функционального назначения:

Для детей:

- Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

- Ориентировка в окружающем.

 - Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Источник становления субъектного опыта ребенка.

- Развитие инициативы, воображения, творчества.

- Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

- Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

Для взрослых:

-Реализация содержания образовательной программы.

-Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

-Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

-Организация деятельности детей.

-Влияние на воспитательный процесс.

     Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми, которая обнаруживает себя в принципах построения предметно-развивающей среды, рекомендованных ФГОС:

- насыщенность среды.

Образовательное пространство должно соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы и быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оздоровительным оборудованием и инвентарём, чтобы обеспечивать разные виды активности воспитанников, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

- трансформируемость пространства.

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  - полифункциональность материалов.

Предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

 - вариативность среды.

Предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 - доступность среды.

Предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

- безопасность предметно-пространственной среды.

Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Понимая всю важность задачи по созданию развивающей среды, мы начали с повышения квалификации педагогов в данном вопросе. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе создания предметно – пространственной развивающей среды  педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада.

Педагогическим коллективом были разработаны примерные модели организации предметно – пространственной развивающей среды по всем возрастным группам.

Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 2-3 лет:

Особенности возраста:

- активное познание окружающего мира;

 - освоение «орудийных» способов действий в быту, игре;

 - овладение активной речью;

 - появление сюжетно - отобразительной игры.

 Игрушки и материалы:

- для развития движений;

- для развития игровой деятельности;

- для экспериментирования (центр воды и песка);

- для детского творчества;

 - развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).

Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 3-4 лет:

 Особенности возраста:

- переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром;

 - проявления детской самостоятельности;

- накопление чувственного опыта в совместной со взрослым предметно-познавательной деятельности.

Игрушки и материалы:

- для стимулирования двигательной активности;

 - игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы - заместители;

- для детского творчества;

- для экспериментирования;

 - дидактические и развивающие игры, строительные наборы;

- для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды).

Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 4-5 лет:

 Особенности возраста:

- накопление опыта совместной со сверстниками деятельности;

 - развитие познавательной активности и деятельности;

 - попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Игрушки и материалы:

 - для обеспечения оптимальной двигательной активности;

- для сюжетно-ролевых игр;

- для строительных игр;

- для сенсорного развития;

 - для экспериментирования;

- для социально-личностного развития;

 - дидактические, развивающие игры.

Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-7 лет:

 Особенности возраста:

- меняется психологическая позиция;

- дети начинают ощущать себя старшими в детском саду;

- появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Игрушки и материалы:

 - для режиссёрских игр;

 - для изобразительной деятельности;

 - для самостоятельной трудовой деятельности;

 - для познавательно-речевой деятельности (детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты);

 - для художественно-творческой деятельности;

- для активизации двигательной деятельности;

- знаковый, символьный материал.

В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, конструирование, рисование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Подобраны  материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды и украшения;  мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек,  которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

Следует помнить, что предметно-развивающая среда, где ребенок проводит много времени, – это не только помещения дошкольного учреждения. В летний период развивающим пространством становится территория детского сада, стараниями педагогов оснащенная различными "экологическими объектами", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

Так, было обыграно название нашего детского сада – «Маленькая страна»: вся территория ДОУ – это наша страна, а значит, в ней должны быть жители, населенные пункты, знаменитые места, и т.д.

Отсюда появились названия групп – жителей страны: Умники, Крепыши, Почемучки, и т.д. В каждой группе эти названия как – то реализуются, например,  картинки на шкафчиках и кроватках в виде героев – человечков.

На территории детского сада имеется Поляна загадок, где живет Корней Корнеевич, дед – лесовик, задания от которого обыгрывают воспитатели в работе с детьми. Здесь же заложена метеостанция, посажены разные виды декоративных кустарников.

В Деревеньке мы попытались создать образ сельской жизни: поставили мельницу, маленькую деревянную телегу, поселили кошек, уток, поросят. А встречают детей сказочные Дед и Бабушка.

Сразу при входе на территорию ДОУ можно попасть в Лесное царство – в этом уголке посадили при поддержке родителей много разных лиственных и хвойных деревьев, а также кустарников. В этом году здесь обитали герои сказки «Колобок».

На территории Автогородка имеются выносные дорожные знаки, детские автомобили, нанесена разметка, в течение года здесь проводились тематические развлечения по ПДД, моделировались правильные и неправильные дорожные ситуации. На зиму Автогородок превращается в Сказочный лабиринт.

Еще одно место, активно используемое воспитателями для работы с детьми, - наш Огород, помимо грядок,  включающий в себя мини-поле злаковых культур и фитоогород – фитоцидный зеленый кабинет под открытым небом. Здесь также имеется герой – садовод и его верный пес Дружок.

По мнению педагогов, дошкольное учреждение для маленьких детей должно быть настоящим цветущим садом. Поэтому на территории нашлось место для множества цветочных клумб и композиций. Альпийская горка с маленьким искусственным водоемом украшает заднюю часть территории детского сада.

Основным элементом цветников являются клумбы, например центральный вход, украшают композиции из цветов и декоративных кустарников, в оформлении клумб использовались  мотивы русского и башкирского орнаментов.

Таким образом, всего за год коллектив нашего детского сада, при большой поддержке родителей, сумел создать предметно – пространственную развивающую среду достойного уровня. Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО

В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...