РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
материал
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_teme_moy_rebenok_-_talantlivyy_rebenok.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
Цель: Помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развития общих способностей.
Подготовка:
- Приглашение родителей
- Разработка пригласительных билетов от каждой группы.
- Музыкальное сопровождение: музыкальный руководитель.
- Рекомендации родителям – памятки «Как распознать талант», «Памятка для родителей одаренного ребенка;
- Выставки: Детские творческие работы по (ИЗО);
- Информационный стенд «Пути развития одаренности».
План сценария:
- Приветственное слово администрации ДОУ.
- Блиц-опрос родителей «Проявляются ли яркие способности в моем ребенке в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности»
- Одаренные, талантливые, способные… Кто они такие? (Выступление старшего воспитателя)
- Блиц-опрос родителей «Проявляются ли яркие способности в моем ребенке в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности»
- Рефлексия проведенного мероприятия.
Здравствуйте, дорогие родители.
В начале мероприятия предлагаем провести блиц-опрос:
– Поднимите зеленый листочек, кто считает, что уже разглядел яркие способности в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности в своем ребенке.
– Поднимите желтый листочек тот, кто еще не разглядел яркие способности в своем ребенке.
Сейчас к Вам подойдут наши помощники и вы положите на поднос листочек того цвета, который выбрали. Мы подсчитаем количество. И в конце нашего мероприятия мы еще раз оценим себя.
Помощники проходят по рядам и родители на поднос кладут красную метку – есть способности, желтую – нет способностей– подсчет голосов, запись на доске.
Я вижу, что у нас появились желтые листочки, это говорит о том, что родители пока не распознали таланты своего ребенка.
Тема вроде проста и непростая одновременно, но мы постараемся коротко ответить на поставленные вопросы.
Итак, попробуем разобраться:
Одаренные, талантливые, способные…
Кто они такие?
Такие как все? А может они другие?
Можно ли говорить в дошкольном возрасте об одаренности?
Что происходит с «даром» и куда он девается?
Сегодня одаренными детьми называют:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
То есть, одаренные дети - дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Мы все слышали о вундеркиндах и гениях– это те, которые имеют чрезвычайно высокие способности, их примерно 2-3 %. Это особая одаренность. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. Это дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко – только интеллектуальными или творческими интересами.
Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, учителям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма.
Но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех. Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и педагогов: экологически чистое и полноценное питание, медицинское обслуживание нужного качества и т.п. Однако, даже в том, что зависит от самих родителей, многие из них делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.
А вот и другие цифры: во многих регионах России до 80 % детей неуспешных, не умеющих учиться, то есть, проще говоря, не владеющие или плохо владеющие способами учебной деятельности.
Говоря о способах выполнения деятельности, мы имеем в виду способности.
Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
От природы способностей нет, и не может существовать. Дети не рождаются уже умеющими рисовать, танцевать, орудовать ложкой, строить домики из кубиков, писать, считать. Они этому учатся в деятельности, то есть овладевают способами действий. Другое дело, что один быстрее научится читать, другой медленнее. Вот немаловажное отличие между одаренными и «нормой». У этих детей различается эффективность способов. То есть, одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ; одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. В эффективности применения способов проявляются уже природные особенности, т.е. задатки.
Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.
Превратятся или не превратятся задатки в способности, зависит от нас с вами, дорогие родители. Но об этом чуть позже.
1. Интересный момент! В результате специальных экспериментов выяснилось, что все способности имеют некую общую основу. Эти общие способности называют умственными способностями. Нет, и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Более того, наличие факта общей основы общих способностей, позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем, тех же футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов бездарных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, просто в жизни (не случайно, что Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Общие способности закладываются в дошкольном возрасте - это основа успешности в будущем. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет, идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.
Всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Совсем маленькие дети часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.
Посмотрим: Какие возможности дает природа? И почему данные природой возможности не превращаются в способности.
Возможности природа дает достаточные, чтобы каждый ребенок смог развить свои способности. Мы все знаем, что наш мозг работает с огромной недогрузкой. По одним данным, используется лишь 15-20%, по другим – не более 10% возможностей. Здесь главное не цифры. Важно, что объем неиспользованных возможностей всегда больше. И вероятно, что одни становятся одаренными не потому, что им дала природа больше (она всем дает столько, что и использовать нельзя), а потому, что в большей мере сумели реализовать себя. Грубо говоря, больше своих задатков превратили в способности.
И еще один дар природы, который дается каждому ребенку – это познавательная потребность. Все маленькие дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри – словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.
1. Познавательная потребность – присуща всем детям (и одаренным, и норме) – это общее, все дети любят умственный труд. А разница в том, что у одаренных, познавательная потребность устойчива, не поддается никакому давлению родительского воспитания и общественной системы образования.
Видели вы малыша, который не задает своих «почемучьих» вопросов? Эти «сто тысяч почему» вылетают из всех детей: «Почему солнышко светит?», «Почему дует ветер?», «Почему днем светло, а ночью темно?», «Почему автомобиль сам едет?» И даже: «Почему кот жмурится, когда я его глажу?» В этих «почему» желание не только узнать, но часто именно поразмышлять, не просто получить информацию, а задать работу мозгам.
Часто в спешке или от усталости после рабочего дня мы отмахиваемся от бесконечных вопросов наших детей, далее они перестают спрашивать и интерес к познанию как таковому пропадает: любопытство уже в любознательность не перерастет.
Другой вариант: отвечаем на вопросы, стараемся вспомнить все, что знаем. А ведь на многие вопросы ребенок может сам получить ответ, если ему помочь, направить и даже провести вместе с ним эксперимент. «А как ты сам думаешь, почему корабль не тонет? Пусть порассуждает. Продолжите с ним разговор. «А где мы можем узнать?» (в интернете, спросить у папы, прочитать в энциклопедии). Поищите вместе ответ на вопрос. Вы ему покажете, где можно найти информацию. В школе пригодится. Проведите дома эксперимент с иголкой и водой. Если иголочку аккуратно положить на воду, будет видно как пленочка воды прогнулась и иголка будет держаться на воде. Вы увидите столько восторга и удивления в глазах ребенка.
Для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций — чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Что, опять-таки, отличает одаренных и неуспешных детей. При наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. Иногда увеличение занятий приводит даже к ухудшению результатов.
Но чуть ли не с самого рождения окружение ребенка — люди, и, прежде всего родители — делает все возможное, чтобы эту потребность подавить. Это не так-то просто, но постепенно это получается у нас, взрослых.
Какие наши действия приводят к результату? Расскажу о часто встречающихся.
Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это – своего рода родительское преступление: до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо.
Важен для развития способностей — климат в семье.
1. Ребенок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени.
2. В России педагогической системе воспитания ребенка в семье присущи репрессивно-анархические методы воспитания. Ребенку по такой педагогике запрещается чуть ли не все и вместе с тем фактически, в реальности, почти ничего не запрещается. Здесь стоит остановиться.
А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит, как правило, от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.
Вот пример. Вообще нельзя ребенку забираться на подоконник, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит: «помаши папе ручкой». Или ребенок очень любит играть взрослым телефоном и ему, что вполне понятно, это запрещают: телефон – не игрушка. Но стоит только ребенку заболеть, у ребенка поднимается температура, и мама, желая как-то его развеселить, снимает запрет. Что, это последнее желание ребенка и уж про все надо забыть, чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребенок специально «затемпературит», чтобы не идти в школу или чтобы просто добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.
Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Родителям необходимо сесть и определить, что можно, а что нельзя. Я думаю, что в «нельзя» войдут те действия ребенка, которые угрожают жизни и здоровью самого ребенка и окружающих. А также не забудьте, что общепринятые правила и нормы поведения в обществе формируются в дошкольном возрасте.
3. Дошкольный возраст закончился. Ребенок идет в школу. Вся непоследовательность нашей семейной педагогики достигает «крещендо». «Ты должен учиться, это — твой долг, твоя обязанность. Наша обязанность — работать, кормить тебя, одевать, а твоя обязанность — хорошо учиться». Слов нет, чувство долга должно быть у ребенка, и его нужно развивать как можно раньше (на примере тех же игрушек, скажем, которые ребенок должен убирать, достигнув возраста, когда уверенно начнет ходить). Однако нужно ли формировать чувство долга по отношению к учению до того, как ребенок начал ходить в школу? Ничего не может быть опаснее для развития способностей — ведь благодаря такому воспитанию у ребенка с учением будут связаны не радость, а принуждение, необходимость. И даже если у ребенка была познавательная потребность, когда он пошел в школу, то очень скоро от нее ничего не останется. А тут еще ко всему прочему добавляется и наказание ребенка за плохие отметки (по крайней мере, за это «ругают»), т.е. за то, в чем ребенок, по сути дела, еще не виноват — он еще не умеет учиться, его никто не научил. Стоит ли после этого удивляться, что большинство детей в нашей школе неспособных!
Во многих регионах России до 80 % детей неуспешных – не умеющих учиться, не владеющих способами действий.
Конечно, познавательная потребность, как всякая подлинная потребность, не может быть полностью уничтожена. И она, конечно, остается, но в каком виде! Для одних детей вся познавательная потребность сосредоточивается в «видике» и коллекционировании картинок от жвачек. Для других — это чтение детективов и решение кроссвордов. Для третьих - интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы). Все это эрзац-потребность.
После всего сказанного остается удивляться не тому, что большинство детей неспособны к учению, а тому, что все же какая-то часть детей умудряется развивать свои способности. О таких случаях и говорит известная поговорка: «Гони природу в дверь, она проникнет через окно».
Мы представляем вам ваших детей и виды деятельности, к которым они сегодня проявляют наибольший интерес. Также вам даны памятки «Как определить способности ребенка». Если в какой-то из областей в вашем ребенке проявляются яркие черты способностей, приглядитесь, может это «дар».
- интеллектуальные способности –
- Легко и быстро схватывает новый материал.
- Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов.
- Обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен, расчетлив.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
- Хорошо развиты различные виды интеллектуальной деятельности, главным образом восприятие, память, мышление.
- музыкальные –
- Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения…
- Эмоционально отзывается на музыку.
- Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
- Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
- Сочиняет свои собственные мелодии.
- спортивные -
- Он очень энергичен и все время двигается.
- Он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек.
- Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
- Кажется, что он никогда всерьез не устает.
- Чувство уверенности в собственных силах.
- Хорошо развиты навыки общения (командные виды спорта).
- Умение побеждать, проигрывать и соперничать.
- художественные способности –
- Таким детям присущи наблюдательность, впечатлительность.
- Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
- В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображение чего-то вполне удавшегося.
- Серьезно относятся к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекается какое-либо произведение искусства или пейзаж.
- Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение для дома, одежды, или что-нибудь подобное.
- Литературные-
- Рассказывает о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль. Любить фантазировать или импровизировать на тему действенного события, причем придать событию что-то новое и необычное.
- Изобретает персонажи своих фантазий
- Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
- Эмоциональная отзывчивость произведения разных жанров.
- Потребность слушать чтение и рассказывание.
- Интерес не только к детской литературе.
- артистические –
- Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
- Меняет тональность голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
- С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
- Богатое воображение, чувство гармонии, вкуса.
- конструкторские -
Таким детям присущи наблюдательность за объектами окружающего мира
Любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы построек из геометрических форм, механизмов
Способность воплощать идеи и мысли, задуманного плана.
Планирует будущую работу, развит самоконтроль за своим и действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей.
А теперь, мы предлагаем провести повторный блиц-опрос:
– Поднимите зеленый листочек, кто считает, что уже разглядел яркие способности в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности в своем ребенке.
– Поднимите желтый листочек тот, кто еще не разглядел яркие способности в своем ребенке.
подсчет голосов, запись на доске
Может вы и не увидели сейчас своего ребенка, так как обо всех детях мы не успеем рассказать, но вы можете подойти к воспитателям и спросить, какие потенциальные возможности вашего ребенка они распознали, а может еще и не распознали, ведь это дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте наша задача развивать детей в различных видах детской деятельности, развивать познавательный интерес, что и будет являться основой общей одаренности.
Если вы уже сегодня обнаружили склонности детей, не зацикливайтесь на них. Чем больше способностей вы обнаружите и разовьете, тем легче будет ребенку в будущем определиться с профессией и проявить себя в выбранном деле.
Результаты опроса:
«отрицательная динамика» - у кого-то из родителей возникли сомнения, есть ли способности у ребенка, значит, у вас есть шанс внимательней приглядеться к потенциалу своего ребенка, данный природой или подойти к воспитателям.
«положительная динамика» - самое главное верить в своего ребенка, и предоставить все возможные условия для его развития, тогда он в будущем многое достигнет, сумеет, успеет. Одним словом – сумеет реализовать себя, будет счастливым и успешным в этой непростой и неоднозначной жизни.
И если вы, узнав о том, как уничтожается детская одаренность, с горечью вспомните о своих собственных ошибках — что ж, эту грустную задачу будем считать выполненной.
Ну, а если после нашего мероприятия вам захочется больше узнать о развитии способностей и дома всячески «рыхлить и удобрять ту почву», на которой и растет дар ребенка (если вы родитель), или же на уроке создавать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности (если вы учитель, воспитатель), — значит, почти все, чего мы хотели - достигли.
Если у вас появятся дополнительные вопросы после мероприятия, вы можете получить на них ответы в центрах, занимающихся вопросами развития одаренности.
Просим вас оценить проведенное мероприятие. На столе 2 ящика с надписями «Информация была полезной, интересной», «Зря потратил время» - бросить монетку в соответствующий ящик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему "Как заслужить доверие ребенка"
Заложить основы доверия между родителями и педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса. Развивать конструктивные представления о детях.Формировать адекватное отношение родителей к индиви...
Родительское собрание на тему "Общение ребенка со сверстниками"
старший дошкольный возраст...
Конспект родительского собрания по теме: "Ваш ребенок - будущий школьник"
Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме подготовки к школе.Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему готовности к школьному обучению. Дать практические реком...
Родительское собрание на тему: "Готовность ребенка к школе"
Родительское собрание включает в себя анкету, памятку, тест и педагогические ситуации для родителей...
Родительское собрание на тему "Самообслуживание в жизни ребенка"
Рассказать родителям о самостоятельности и самообслуживании детей 4 лет. Предложить родителям ситуации для анализа...
Родительское собрание на тему:"Развитие творческих способностей ребенка"
Работа с родителями...
Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"
Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"...