Родительское собрание на тему:"Развитие творческих способностей ребенка"
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Развитие творческих способностей ребенка»
Цель: познакомить родителей с играми, упражнениями, направленными на развитие творческих способностей (воображение, мышление, связная речь).
Материал: чистые листы формата А4, краски, фломастеры, материал к упражнениям на развитие воображения, рисунок необыкновенного дерева.
СОДЕРЖАНИЕ
Если мы хотим научиться думать,
То, прежде всего, должны научиться придумывать.
Джанни Родари
I этап Вводный
Цель: настроить на работу, создать положительный эмоциональный фон.
Воспитатель: Уважаемые родители мы рады приветствовать вас на родительском собрании под названием «Профессиональные родители»!
Сегодня мы с вами познакомимся с необычными играми, упражнениями, приемами, которые способствуют развитию творческих способностей детей. Сочиним с вами сказку, будем создавать необыкновенное дерево, какое, вы узнаете позже. Для начала давайте с вами поприветствуем, друг друга, настроимся на работу.
ПРИВЕТСТВИЕ. ИГРА «ИМПУЛЬС»
Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, положительный эмоциональный настрой в начале рабочего дня.
Содержание: участники стоят в кругу. Ведущий пожимает руку стоящему справа от него соседу и говорит: «Привет!» Этот импульс и приветствие передаются дальше по кругу, пока не вернется к ведущему. Игра должна проводиться в быстром темпе. Для усложнения ведущий через несколько секунд после первого импульса может послать второй, третий и т.д., всякий раз пожимая руку соседу и произнося какое-то новое приветственное слово («Хэллоу», «Здравствуй» и др.).
В заключение игры все участники одновременно пожимают друг другу руки и хором говорят: «Здравствуйте!»
II этап Основной
Цель: обучить родителей играм, направленным на развитие творческих способностей детей.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА
«Не слишком ли много фантазирует ваш ребенок»
Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал и не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что он шофер и сейчас управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока не доступно.
Общеизвестно, что у детей прекрасно развито воображение, они склонны к фантазированию. Нередко родители выражают озабоченность по поводу фантазий ребенка «А нормально ли это?»
Одна мама поведала такую историю: «Сын, приходя из детского садика, рассказывал о том, что воспитательница наказывает его, связывает веревкой и запирает в комнате. Целый день его не кормят, а когда он со всеми детьми выходит на прогулку, то грызет камни и кору деревьев». Все это, естественно было плодом богатого воображения ребенка.
В очень редких случаях такая «лживость» у дошкольников является патологической, а не основанной на богатом воображении. Только тогда, когда ребенок постоянно отрывается в своих мыслях от реальности мира, уходит в мир своих фантазий, перевоплощений следует обратиться к специалистам.
Наиболее полно фантазия ребенка проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним.
Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду.
Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию волевой сферы ребенка. Поэтому совершенно недопустимо его наказывать или высмеивать. В каждом конкретном случае нужно разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объяснить ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез.
Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка слабоволию, неумению общаться с другими людьми.
Чрезвычайно высока роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.
В школе воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.
- На занятиях с детьми мы часто, используем различные упражнения по развитию воображения. Ребятам очень нравится выполнять их. А сейчас, вы попробуете выполнить несколько упражнений, которые в дальнейшем можно будет использовать в повседневной жизни, на занятиях со своим ребенком.
Игра «Пантомима»
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Содержание: ведущий просит взрослого изобразить жестами, мимикой и звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет). Или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Если с первого раза не получается, ведущий показывает сам, как это нужно делать. Можно поиграть в «угадайку»: первый угадывает, что изобразил второй, а затем наоборот второй должен догадаться, что изобразил первый посредством жестов и мимики. Необходимо стараться придумывать смешные варианты.
Упражнение «Точки»
Показать на примере, как можно соединяя точки, сделать рисунок. А потом предложить ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.
Упражнение «Комбинирование»
Ведущий просит придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигуры можно менять. Основное условие -нельзя добавлять произвольные фигуры.
(Психолог проигрывает вышеуказанные игры с родителями.)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛОГОПЕДА
Сочинение сказок различными приемами
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить -
это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок активен от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. А также с удовольствием придумывает свои сказки. Но сказки придумывать не просто. Для этого есть много различных приемов.
1. Сказки «наизнанку».
Цель: развитие воображения, связной речи.
Содержание: берется любая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, функции.
Вариант 1 «Свойства наоборот»
Например, сказка «Красная шапочка» зазвучит- совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная шапочка большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки.
Вариант II «Из собственного опыта»
Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти, стать взрослым и делать, что душе заблагорассудится.
Например, рассказ «Обычный день Гоши Самосвапова», в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
(Историю о «Обычном дне Гоши Самосвалова» рассказывает воспитанница подготовительной группы.)
2. «Волшебные лес» (сочинение сказки с родителями)
Цель: развитие воображения, связной речи.
Содержание: давайте с вами нарисуем волшебный лес, но не совсем обычным способом. Каждому из вас нужно будет дорисовать фигурки, их можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птичек, животных. (Родители разбиваются на группы и выполняют задание.) А теперь сочиняем сказку, в ней должны быть начало, середина, конец. Название сказки «Приключения в волшебном лесу».
- Я вам буду говорить, где нарисовать предмет, например, елочку - в правом верхнем углу, солнце - в левом, в середине - волшебное дерево и т.д.
Логопед проводит «Графический диктант», родители выполняют задание, сочиняют сказку, после этого проходит обсуждение придуманных сказок.
3. Морфологический ящик.
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: «Необыкновенное яблоко».
Предлагаю нарисовать необыкновенное яблоко. У меня есть таблица. Наверху нарисованы геометрические фигуры, а слева растения. В таблице много пустых клеточек. Чтобы узнать какое яблоко будет по форме, и где будет расти, надо выбрать пустую клеточку и провести от нее линии вверх и влево. Например, квадратное яблоко растет на елке, треугольное яблоко растет в траве и т.д. А по цвету, яблоки будут как настоящие, а то их никто не узнает.
- А сегодня мы с вами будем создавать необыкновенные плоды. Родителям предлагается «Морфологический ящик» следующей формы:
по горизонтали нарисованы геометрические фигуры, по вертикали написаны названия фруктов и ягод (яблоко, киви, апельсин, виноград, вишня). Логопед проводит игру с родителями.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ-
Цель: обучить родителей нетрадиционным способам рисования.
- Вы выбрали для себя плод необыкновенной формы, а сейчас мы с вами будем рисовать ваши плоды необычным способом.
Воспитатель рассказывает родителям, какими способами можно рисовать (пальцами, ладошками, поролоном и т.д.). После окончания рисования родители размещают свои плоды на необыкновенном дереве.
III этап Заключительный
Цель: подвести итог проделанной работы.
(Проводится заключительная беседа. Дается задание на дом.)
Уважаемые родители, сегодня вы побывали на уроке в школе «Профессиональные родители», играли в игры на развитие воображения, познакомились с различными приемами сочинения сказок, сами придумали сказку, нарисовали необыкновенные плоды для «Чудо-дерева», а для закрепления пройденного материала вы должны дома, вместе со своими детьми выполнить следующее небольшое домашнее задание.
Домашнее задание. Сочинить сказку и сделать книжку, книжка должна быть как настоящая: с обложкой, указанием автора, иллюстрациями, текстом, нумерацией страниц. А мы потом проведем конкурс: «Самая интересная сказка», «Самая красивая книжка».
- Спасибо за участие! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
Материал к родительскому собранию на тему "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста" включает в себя доказательство актуальности темы, определения понятий "творческая деятельн...
Родительское собрание на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ"...
Сообщение на родительском собрании на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников"
Представляю вам выступление на родительском собраниии на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников". Цель моего сообщения- информирование родителей о творческих способностей...
Родительское собрание на тему : "Развитие творческих способностей у детей 4 лет"
quot;Ребёнок испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок подражающий актам других".Б.Асафьев...
Конспект родительского собрания на тему "Развитие творческих способностей у ребенка" в средней группе (круглый стол)
Конспектродительского собрания на тему "Развитие творческих способностей у ребенка" в средней группе (круглый стол) ...
Родительское собрание на тему: «Развитие творческих способностей у ребёнка»
Родительское собрание "Развитие творческих способностей ребёнка"...
Доклад на родительском собрании на тему: «Развитие творческих способностей детей»
Доклад на родительском собрании на тему: «Развитие творческих способностей детей»...