Родительское собрание на тему "Общение ребенка со сверстниками"
материал на тему
старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobranieobshchenie_rebyonka_so_sverstnikami.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: Общение ребёнка со сверстниками
План:
1. Лекционный материал «Общение ребёнка-дошкольника со сверстниками»
2. Игры на формирование межличностных отношений
3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
Цели:
· Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
· Ознакомит с играми, способствующими формированию межличностных отношений
· Провести тест на выявление уровня общения ребёнка
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми.
В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.
I Лекционный материал
В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к появлению симпатий, сочувствия, формированию чувства товарищества между детьми, а так же интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Дети учатся разделять переживания, радость и грусть, других детей.
Сопереживания сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. Так, в условиях соперничества между детьми резко возрастает количество негативных эмоций в адрес ровесника. Ребёнок не приводит никаких аргументов, а просто выражает своё отношение к нему в речи, сопереживание товарищу резко меняется и понижается.
Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у него двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то он радуется успехам другого ребёнка, в случае не уверенности, он испытывает зависть.
Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищами, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств, увеличивают негатив друг другу. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех и неудачу дети делят вместе, и негатив снижается до минимума.
Симпатия дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, поделиться своим эмоциями, переживаниями.
Уже у детей 4-5 лет начинает проявляться симпатия к сверстникам. Ребёнок переживает радость удовлетворение при совершении им достойных поступков по отношению к сверстнику, и огорчение, недовольство, возмущение, когда он сам нарушает общепринятые требования, совершает недостойные поступки. Но такие чувства он испытывает лишь, совершая поступки по отношению к близким людям, к которым испытывает симпатию и привязанность.
В 5-6 лет ребёнок испытывает те же чувства, но уже ко многим сверстникам, а так же к детям младшего возраста.
Наиболее ярко эти чувства проявляются в 6-7 лет, когда ребёнок может уже подчинять свои поступки правилам общественного поведения.
К семи годам, чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которым ребёнок непосредственно взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются надолго.
Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у детей преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и индивидуальная непродолжительная со многими детьми. В 5-7 лет дружба одного ребёнка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и не основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыш дружит, потому что они вместе играют. Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.
Подчеркнём, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом, и, в тоже время, возрастает избирательность дружеских контактов.
II Игры на формирование межличностных отношений
«Найди друга» (для детей 5 лет)
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет» (для детей 6 лет)
Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы…) кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способ уговорить каждого, показать ему свой секрет.
Ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички» (для детей 5 лет)
Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют
«Сочиним историю» (для детей 5 лет)
Участники рассаживаются по кругу.
Ведущий начинает рассказывать историю «жили-были…»
Следующий участник продолжает, и так далее по кругу.
Когда очередь снова доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и история продолжается…
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Спасибо за внимание!
Литература
«Дошкольная психология» Г.А Урунтаева. М., 1999 г
«Развитие эмоционального мира детей» Н.А. Кряжева, Ярославль 1998 г
С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», М., 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Как привлечь ребенка к книгам"
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «С...
Родительское собрание "Воспитываем здорового ребенка"
Как можно родителям воспитать здорового ребенка...
родительское собрание "Защита прав ребенка"
Предлагаю презентацию к родительскому собрани по такой проблеме, как "Защита прав ребенка. Профилактика семейного неблагополучия"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»
Выступление на родительском собрании (средняя группа)«Ребенок с речевыми проблемами в семье.Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»...
Родительское собрание на тему «Ребенок и компьютер» (форма проведения – собрание-дискуссия)
При правильном подходе к занятиямна компьютере можно извлечь максимум ...