Тьютор в ДОУ
консультация
Предварительный просмотр:
Тьютор в ДОУ
Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Тьюторство сегодня – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан.
Почему необходимо тьюторство в детском саду?
В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Как раз, тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального специалиста, наставника.
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Воспитатель группы реализует образовательную и воспитательную программы для детей всей группы согласно возраста.
Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями, то есть обеспечить каждому ребенку с ОВЗ индивидуальную образовательную программу.
В отличии от воспитателя, тьютор работает целенаправленно с одним ребенком.
Во время образовательной деятельности тьютор:
- следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
- соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка
- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по упрощённому заданию.
Для самого ребенка инклюзия должна стать процессом, способствующим его развитию, включая повышение уровня речевых и коммуникативных навыков, навыков социализации и интеллектуального уровня. Именно сфера социализации должна стать основной целью для развития ребёнка в дошкольном учреждении.
Но для того, чтобы инклюзия и обучение в среде нормативно развивающихся сверстников были успешными, особым детям требуется специализированная помощь. Для этого требуется включение тьютора в воспитательно-образовательный процесс в инклюзивной группе дошкольного учреждения.
Функции тьютора в ДОУ:
1.Организация образовательной среды для дошкольников
- повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
- проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
- координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
- подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
- подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
- вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- сопровождение детей в реализации маршрутов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
- педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
- организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.
Для ребенка и его семьи, тьютор является помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация тьютора в ОУ
Представлены документы, на основании которых педагог может осуществлять деятельность тьютера в ОУ...
Эссе на тему «Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования».
Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке...
Для учителей логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов
Материал предназначен для работы учителей-логопедов, учителей - дефектологов, тьюторов с различными категориями детей с ОВЗ, детей-инвалидов.Ссылка на гугл-диск с материалами для специалистов психолог...
«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстни...
Тьютор в детском саду. Это кто?
Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Да...
Эссе на тему:«Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования»
Девиз хорошего ученика: « Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам!» Девиз хорошего наставника: «Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе...
Сценарий утренника 8 Марта «Как будили солнышко» Для детей с РАС 4-6 лет. (Всех детей сопровождают тьюторы)
Сценарий утренника 8 Марта «Как будили солнышко»Для детей с РАС 4-6 лет. (Всех детей сопровождают тьюторы) Вед. Весело запели птицы...