Для учителей логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов
материал по коррекционной педагогике
Материал предназначен для работы учителей-логопедов, учителей - дефектологов, тьюторов с различными категориями детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Ссылка на гугл-диск с материалами для специалистов психолого-педагогического сопровождения: https://drive.google.com/drive/folders/1HV7N2wpomY...?
usp=sharing
Методическая копилка: Скачать
Методические материалы: Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komarova_zvuk_l.doc | 2.33 МБ |
differentsialnaya_diagnostika_rechevyh_narusheniy.doc | 96.5 КБ |
mnogourovnevoe_logopedicheskoe_zaklyuchenie.doc | 68 КБ |
autism_1_2016_bagaradnikova.pdf | 302.66 КБ |
autism_2010_4_kravtsov.pdf | 655.26 КБ |
autism_2015_3_semenovich_manelis.pdf | 610.1 КБ |
narushenie_zreniya_1.pdf | 155.18 КБ |
narushenie_zreniya.pdf | 156.71 КБ |
noda.pdf | 179.79 КБ |
ras.pdf | 415.47 КБ |
pno_2016_n1_alekhina.pdf | 242.67 КБ |
gruppy_zdorovya_u_detey.docx | 93.5 КБ |
korrekts_ped._rabota.pdf | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
ОНР (I уровень) речевого развития
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые» дети»)
1. Понимание | Ситуативное. Речевые средства общения крайне ограничены. |
2. Фразовая речь | 1.Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения. 2. Дифференцированное обозначение предметов и действий практически отсутствует. 3.Отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот. |
3. Грамматический строй | Не понимают грамматических изменений слов: 1.Не различают формы единственного и множественного числа существительных. 2.Прошедшего времени глагола. 3. Формы мужского и женского рода. 4. Не понимают значения предлогов. |
4. Словарный запас | 1. Активный словарь состоит из нечетко произносимых обиходных слов и звукоподрожаний. 2.Широко используются указательные жесты и мимика. 3.Обозначая действие, используют однословные предложения в виде лепетной речи. 4.Многозначность употребляемых слов. 5. Импрессивная речь ограничена и плохо развита. |
5. Слоговая структура | 1.Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова, преобладают 1-2-сложные слова. 2.При воспроизведении более сложной слоговой структуры количество слогов уменьшается. |
6. Звукопроизношение | 1.Число дефектных звуков больше, чем правильно произносимых. 2. Звуки раннего онтогенеза редуцированы. |
7.Фонематическое восприятие | Грубо нарушено, возникают трудности при: 1. Отборе сходных по названию, но разных по значению слов. 2. Задания по звуковому анализу слов детям этого уровня не понятны. |
8. Динамика, прогноз | Относительно благоприятная: с логопедической, психологической, медикоментозной помощью. |
9. Речевое заключение | 1. ОНР I ур. Моторная алалия. 2. ОНР I ур. Сенсорная алалия. 3. ОНР I ур. Сенсомоторная алалия. 4. ОНР I ур. Ст. Псевдобульбарная дизартрия. 5. Заикание. |
ОНР (II уровень) речевого развития
Второй уровень речевого развития характеризуется возросший речевой активностью ребенка.
1. Понимание | На бытовом уровне. Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм: понимание форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода, глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании прилагательных. |
2. Фразовая речь | Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х, редко 4х слов. |
3. Грамматический строй | Не владеют навыками словообразования. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: 1.Замены падежных окончаний, существительных в И.п. 2.Глаголов в форме – 3го лица един. и мн. числа настоящего времени. 3.Не согласуют прилагательные с существительными, числительных с существительными, существительных и глаголов. 4.Опускают предлоги, а существительные при этом употребляются в исходной форме, возможна и замена предлогов. |
4. Словарный запас | 1.Общение осуществляется посредством использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. 2.Дифференцированно обозначаются названия предметов, отдельных признаков, начинают пользоваться союзами, простыми предлогами. 3. Могут ответить на вопрос по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Такой рассказ строится примитивно, но по сравнению с первым уровнем более правильно. 4.Не знают части предметов, животных и их детёнышей, одежды, мебели, и т.д. 5.Заменяют слова близкими по смыслу, обусловленные общностью ситуации. 6.Затрудняются в использовании действий, признаков. 7.Не знают цвет, форму, размер. |
5. Слоговая структура слов | 1.Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаменации. 2.Перестановка слогов, звуков, антиципации. 3.Замена и употребление слогов. 4.Сокращение звуков при стечении согласных, количество слогов. |
6.Звукопроизношение | 1.Многочисленные искажения звуков, замены, смешения. 2.Нарушено произношение мягких и твердых звуков, свистящих, сонорных, звонких, глухих. 3.Полиморфные замены, редуцированность звуков. |
7. Фонематическое восприятие | 1.Не дифференцируют звуки (ребенку трудно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). 2.Не подготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом |
8. Речевое заключение | 1. ОНР II уровня, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одна – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи). 3. ОНР – II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз. |
ОНР (III уровень) речевого развития
Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
1. Понимание | Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, лексико-граматических конструкций. Не понимают и не могут показать, как переливать, перелетать, штопать, распарывать, подпрыгивать, кувыркаться. |
2. Фразовая речь | 1.Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 2.Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. 3. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляют сложных конструкций. 4.Отсутствует чувство рифмы и ритма. |
3.Грамматический строй | 1. Аграмматизмы рода, числа, падежных конструкций. 2. Согласования различных частей речи: прилагательного с существительным в роде и падеже, числительного с существительными всех трех родов. 3. Прослеживаются нарушение связи в словах выраженных наречием меры и степени много в сочетании с именем сущест. в форме Р.п. мн. числа. 4. Ошибки в использовании предлогов: их опускание, замена, недоговаривание. |
4. Словарный запас | Ниже возрастной нормы. 1.Преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; 2. Не знают названия оттенков цветов, плохо различают форму предметов; 3.Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает), приставочных глаголов; 4.Антонимов; 5.Относительных прилагательных; 6.Родственных слов; 7.Заменяют название части предмета названием целого предмета; название предмета названием действия характеризующего его назначение; 8.Не всегда удается подбор однокоренных слов; 9.Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. |
5. Слоговая структура | Нарушена. 1.Трудности в воспроизведении сложных слов. Повторяя 3х-4х сложные слова, искажают их в речи, сокращая количество слогов. 2.Наблюдаются ошибки передачи звуконаполняемости слов: а) перестановки; б) замены звуков и слогов; в) сокращение при стечение согласных в слове; 3. Персеверации слогов, антиципации, добавление лишних звуков и слогов. |
6.Звукопроизношение | 1.Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. 2.Недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. 3.Нестойкие замены. 4.Смешения звуков. 5.Нечеткое произнесение звука [ы]. 6.Недостаточное озвончение согласных. |
7. Фонематическое восприятие | Недостаточно сформировано: 1.не может узнать произносимый звук; 2.смешивает его с близким по звучанию; 3.при подборе слов, начинающихся на заданный звук, обнаруживается смешения заданных звуков; 4. низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза; 5.Абстаргирования, обобщения и сравнения; 6.литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха. |
8.Динамика и прогноз | Динамика положительная. С логопедической помощью полная коррекция или остаточные явления. |
9. Речевое заключение | ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников) |
ОНР (IV уровень) развития речи
Характеризуется незначительным нарушением всех компонентов языка. Проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
1. Понимание | Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов. |
2. Фразовая речь | 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоин – формативными предложениями. 3.Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств. |
3. Грамматический строй | Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно – ласкательных существительных (пальтовка); 2. Существительных с суффиксом единичности (горошка); 3. Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесения (пухной – пуховый); 4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально – волевое и физическое состояние (улыбниный – улыбчивый); 5. Притяжательные прилагательные (волкин – волчий); 6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов; 7. Трудности в выражении антонимических отношений; 8. Употребление существительных родительного и винительного падежа множественного числа; 9. Нарушены конструкции предложений с разными придаточными: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия. |
4. Словарный запас | 1. Недостаточный предметный словарь. 2. Замена родовых и видовых понятий (лес – березки) 3.При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения ( овальный – круглый) 4. Трудности при дифференцированном обозначении профессий для лиц мужского и женского рода. |
5. Слоговая структура | Отдельные нарушения слоговой структуры, понимают значение слова, но не удерживают его фонематический образ в памяти, искажение звуконаполняемости в разных вариантах: 1. Элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращение звуков; 2. Персеверации – редкие; 3. Парафазии; 4. Реже опускание слогов, добавление звуков и слогов. |
6.Звукопроизношение | Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков; 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция; 3. Общая смазанность речи. |
7.Фонематическое восприятие | Недостаточно сформировано. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстаргирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии. |
8. Динамика, прогноз | Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии – стойкие нарушения письма. |
9. Соотнесение диагностик | ОНР – IV уровня, ст. ф. дизартрии ОНР – IV уровня, заикание ОНР – IV уровня, ринолалия ОНР – IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР – IV уровня, выход из моторной алалии |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
1. Понимание | Полное. |
2. Фразовая речь | Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ. |
3.Грамматический строй | Не нарушен. |
4. Словарный запас | Соответствует норме. |
5. Слоговая структура | Не нарушена. |
6.Звукопроизношение | Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). 1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка: 2. Замена звуков более простыми по артикуляции; 3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; 4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи; 5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. |
7.Фонематический слух | Нарушен: 1. Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи; 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; 3. Затруднение при анализе звукового состава речи. |
8. Динамика и прогноз | Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения , т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить. |
9. Соотнесение диагностик | ФФН. Ст. Дизартрия. ФФН. Открытая органическая ринолалия. ФФН. Заикание. |
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
1. Понимание | Полное. |
2. Фразовая речь | Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ. |
3.Грамматический строй | Не нарушен. |
4. Словарный запас | Соответствует норме. |
5. Слоговая структура | Не нарушена. |
6.Звукопроизношение | Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). 1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка: 2. Замена звуков более простыми по артикуляции; 3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; 4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи; 5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. |
7.Фонематический слух | Не нарушен, доступен анализ и синтез. |
8. Динамика и прогноз | Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить. |
9. Соотнесение диагностик | ФН. Ст. Дизартрия. ФН. Открытая органическая ринолалия. ФН. Заикание. |
Предварительный просмотр:
Г.А.Волкова «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики»
Учебно-методическое пособие, С-Петербург, 2004
Многоуровневое логопедическое заключение
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее.
1. Механизм и форму речевого нарушения, т. е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально-диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
- Речевую симптоматику. Например, нарушения звукопроизношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л'] или их искажения и другие.
- Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников).
5. Объем нарушения.
На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. Мы считаем, что в логопедическом заключении целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы.
Формулировки многоуровневого логопедического заключения могут быть следующие.
Дислалия:
- функциональная моторная дислалия, недоразвитие фонетической стороны речи (ФНР): призубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм ([Л] —
[У]); нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики; - функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи (ФНР): призубный сигматизм свистящих звуков, ламбдацизм (отсутствие звука), дефекты озвончения; нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики;
- функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи (ФНР): ротацизм (отсутствие звука [Р]); нарушение мономорфное. Недоразвитие мимической и артикуляционной моторики;
- функциональная сенсорная дислалия, преимущественное недоразвитие фонетической системы языка (ФНР): дефекты смягчения, нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Амузия, недоразвитие слухового восприятия и внимания;
- функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное недоразвитие фонематической системы — анализа, синтеза и фонематических представлений; губно-зубной сигматизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К],[Г] на переднеязычные [Т], [Д]; нарушение полиморфное. Амузия, нарушения слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой, мимической);
- функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): губно-зубной сигматизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм ([Р] — [Р']); нарушение полиморфное. Нарушения ручной, пальчиковой и мимической моторики, слухового внимания;
- органическая (механическая) дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]), на
рушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (если пожелает, логопед может уточнить:
общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной).
Ринолалия:
При формулировке логопедического заключения, касающегося ринолалии, необходимо уточнять состояние языковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени какой-либо подсистемы (фонематической, лексической, грамматической, семантической) вследствие первичного нарушения фонетической системы.
Логопедическое заключение по данным обследования ребенка с ринолалией включает следующие параметры: механизм, структуру нарушения (речевую и неречевую симптоматику), степень назализации гласных и согласных звуков, состояние языковой системы, особенности поведения и личности.
© открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие губно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, [Р], [Л], заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме [А], и всех согласных; фонематической (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико-грамматической (снижение объема словаря, аграмматизмы). Нарушения слухового восприятия и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуникативная функция речи, мыслительная активность, словесно-логическое мышление. В поведении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;
© открытая органическая (врожденная) ринолалия, частичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие свистящих, шипящих, звуков [Р], [Л], нарушение полиморфное — замена заднеязычных звуков на переднеязычные [Т], [Д], назализованность речи; функций фонематической системы (слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематического анализа, смысло-различительной дифференциации фонем); выраженные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Снижены слуховое восприятие и слуховое внимание, речевая память, мыслительная активность.
Дизартрия:
(Форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно дизартрия бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая.)
• псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение полиморфное. Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;
Примечание: логопед в заключении может раскрыть нарушения не только фонетической, но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид:
- псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный сигматизм; нарушение полиморфное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;
- псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): увулярное [Р], боковое произношение свистящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных звуков (ГП, [Д'], [К'], [Г'], [X']) и звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;
- псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации). Боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ([С]-[Ш], [С]-[С], [С]-[Ц], [3]-[Ж], [Ш]-[Ж], [Ш]-[Ч], [Р]-[Л]). Элементы лексико-грамматического недоразвития: экспрессивные аграмматизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и мимической моторике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях;
- корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [Р] (можно использовать другую терминологию:, «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков; боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы; фраза одно-двусловная. Несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений;
- корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [Р], [Р!], отсутствие звуков [Л], [Л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи: предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания.
Алалия:
Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность
нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности.
Например:
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;
моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;
моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двусловная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;
сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, - профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья - дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья - дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья - дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод - сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
Критерии оценки:
- 0-0,2 - отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 - отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 - отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше - отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах - об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде - о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
Социальный анамнез:
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда,учителя – дефектолога и воспитателя
Объяснить молодым специалистам важность совместной работы воспитателя и логопеда в развитии и коррекции речи детей посещающих коррекционные группы....
Городское методическое объединение специалистов дошкольных образовательных организаций: учителей-логопедов, учителей-дефектологов
Тема методического объединения: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов, учителей-дефектологов ДОУ при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Перспективы работ...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"
В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....