Тьютор в детском саду. Это кто?
статья на тему

Нагина Ирина Евгеньевна

Хотя тьюторство пришло в Россию более 20  лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_-_eto_kto.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тьютор в детском саду. Это кто?

«Необходимо создать такую систему обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника… в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются… в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе».
                                                                                                  Л.С. Выготский

 Хотя тьюторство пришло в Россию более 20  лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.

Люди не имеющие к этому процессу отношение, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Чаще слышу рассуждения о тьюторе,  как о человеке, который заботится, опекает, педагог-наставник. Но спешу добавить (и считаю это главным!): это специалист, занимающийся образовательным процессом. Его обязанность  - разработать индивидуальный маршрут обучения, разработать ту траекторию, в которой ребенок был бы успешен, использовать его потенциальные возможности и ресурсы. Я считаю, что к каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить с позиции «что он может несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта».

Есть такое понятие «ошибка тьюторства». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности.

На самом же деле, тьютор детского сада не только разрабатывает инструментарий для индивидуального сопровождения ребенка, он реализует программу развития ребенка, проектирует и организует предметно-развивающую среду. Есть такое понятие «сенсорная интеграция». Она подразумевает включение ребенка либо к нормативно развивающимся детям, либо в тот социализированный процесс, который предоставляет данная образовательная организация.

Хочется подробнее остановиться на личностных качествах этих специалистов. Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования. Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута. Поскольку профессию тьютора  относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности,  умение нестандартно мыслить.

Есть и родители, которые «работают» тьюторами у своих детей. Но это не правильно. Да, конечно, они многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И дети, и родители должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения  развивая самостоятельность ребенка, специалист «уходит» назад.

         Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Тьютор в детском саду комбинированного типа

1.Типы ДОУ для особых детей.2. Цели и задачи организации занятий для детей с ОВЗ.3.Виды занятий для детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного типа.4.Методы и приёмы на занятиях с детьми ОВЗ.5. Индивидуализац...

Тьютор в детском саду

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Тьютор в детском саду

Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностямисамостоятель...