«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklyuchenie_tyutora_v_vospitatelno.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Включение тьютора в воспитательно – образовательный процесс в инклюзивной группе».
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть интеллектуальные проблемы, он может находиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора.
Тьютор
– это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т. д.
Тьютор общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в группе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых занятиях.
Тьютор помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор оговаривает занятия со своим подопечным со специалистами группы сопровождения – логопедом, психологом, дефектологом, инструктором ЛФК.
Цели и задачи в работе тьютора.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в группе: особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка с ОВЗ.
Включение в работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
Роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом группы.
Тьютор и подопечный.
Тьютор:
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т. п.) и физическим (при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ребёнка.
Тьютор и воспитатель группы.
Тьютор:
обсуждает с воспитателем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного,
особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.
Тьютор и другие дети.
Тьютор:
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их сверстниками;
если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития
и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и воспитатель: Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции.
Для этого тьютор: привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на …. (имя воспитателя, слушай…»; и т. п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор: Ребенок выполняет рекомендации тьютора.
Для этого тьютор:
следит за организацией рабочего пространства ребёнка;
соотносит задания воспитателя с возможностями ребёнка;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.
Ребенок с ОВЗ и другие дети: Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему.
Для этого тьютор: наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по столу просит у ребенка карандаш, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш» – «Спасибо…».
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Участие в организации, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения по рекомендациям воспитателей и специалистов.
При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития.
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Если всё организовано правильно, то взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"
Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (МАРТ-МАЙ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной про...
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе по программе Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Планирование составлено согласно программе "От рождения до школы" Вераксы,Комаровой,Васильевой...
Организация воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ.
консультация для воспитателей....
Планирование воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе группе. СЕНТЯБРЬ
План работы в подготовительной группе...
Планирование воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе группе. октябрь
план работы в подготовительной группе...