Педагог-психолог в детском саду
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog-psiholog_v_detskom_sadu.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Часто подчеркивается, что это стартовая площадка, с которой начинается жизненный путь личности. Если на этом этапе ошибиться, допустить неточность в расчетах и действиях тех, от кого зависят «параметры запуска» - родители, воспитатели, психологи, - «ракета» человеческой судьбы помчится по другой, неожиданной, а порой и нежелательной орбите. Помните, у А. Вознесенского: «Судьба, как ракета, летит по параболе. Порою, во мраке, но чаще - по радуге».
Итак, все начинается с детства. Оно во многом определяет «взрослую» жизнь человека. Но мы хотим обратить внимание на другую грань детства. На самобытность, самоценность «счастливой невозвратимой поры детства» (Л. Толстой). Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». От нас, взрослых. «специалистов по детству», зависит не только будущая судьба человека, но и его сегодняшняя радость бытия, открытий, общения и творчества. Особенно велико значение детских психологов - генеральных конструкторов детского развития.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении включает широкий диапазон профессиональных действий:
1) Работу с детьми:
• наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе детского сада, определение социометрической структуры группы, социометрического статуса детей, изучение поведения детей «звезд», «лидеров», «пренебрегаемых», «изолированных»;
• разработка методов диагностики и коррекции психологического климата группы, ознакомление с результатами работы воспитателей, обеспечение каждому ребенку благоприятного положения в группе сверстников;
• индивидуальная работа по диагностике уровня психического развития детей и разработка методов коррекции в случае необходимости;
• индивидуальная и групповая работа с детьми с целью определения своеобразия их
творческих способностей, а также готовности к обучению в школе;
• выявление детей, имеющих трудности в общении - агрессивные, робкие, застенчивые;
в поведении - упрямые, капризные, конфликтные, непослушные;
в обучении - дети, не усваивающие учебного содержания, соответствующее данному возрасту;
в эмоциональном развитии - тревожные, возбудимые дети,
имеющие специфические психофизиологические особенности, - аутичные, гиперактивные, гипоактивные, инфантильные и т. д.
• индивидуальное обследование детей и организация, в случае необходимости, индивидуальной и групповой коррекции;
• разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по организации жизни в детском саду и семье; направление на консультацию в психологические, медицинские, медико-педагогические центры.
2) Работу с родителями:
• психологические просвещение родителей, формирование у них психологической культуры;
• консультирование родителей детей, поступающих в детское учреждение по вопросам адаптации ребенка к новым условиям жизни, учебной деятельности и общения;
• консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, поведенческие трудности, а также затруднения в познавательной сфере;
• разработка рекомендаций по организации жизни ребенка в семье, проведение
СИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ
специальных занятии, тренингов в случае необходимости;
• участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3) Работу с воспитателями:
• определение типа межличностного взаимодействия воспитателя и его оптимизация в случае необходимости;
• анализ работы воспитателя группы и помощь при затруднениях в налаживании межличностных отношений с детьми;
• участие в педсоветах, посвященных вопросам воспитания, обучения и особенностям психического развития детей;
• разработка рекомендаций для воспитателей и других специалистов детского учреждения по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития;
• определение психолого-педагогической совместимости воспитателей и других сотрудников, работающих с данной группой детей;
• разработка рекомендаций по оптимизации эмоционального климата в группе, организация мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания воспитателя;
• проведение специальных обучающих занятий, тренингов, консультаций по оптимизации стиля педагогического взаимодействия.
Формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса в дошкольном учреждении - главная задача психолога.
Психологическая культура личности - это реально существующий феномен, охватывающий все сферы личности, сознания и деятельности. Дать содержательное, краткое определение психологической культуры пока не представляется возможным. Конечно, можно сказать, что психологическая культура - это совокупность тех достижений, которые человечество имеет в области теоретического познания собственной психики, в области самопознания, саморегуляции, межличностного взаимодействия. Таким образом, психологическая культура включает в себя соответствующие навыки в сфере познания психики, концептуальные достижения, понятия, а также алгоритмы саморегуляции и межличностных взаимодействий, которые человечество наработало к сегодняшнему периоду существования.
«Психологическая культура» - многогранное и многофункциональное образование. Исследователи выделяют системные критерии, характеризующие «психологическую культуру» личности в целом, и ее функциональные компоненты.
Системные критерии
• Психологическая информированность.
• Конструктивная деятельность в межличностном пространстве.
• Деятельность по саморегуляции во внутриличностном пространстве.
• Рефлексивная деятельность.
• Позитивная «Я-концепция».
Функциональные критерии
• Психологическая готовность к самопознанию.
• Глубина, системность психологических знаний.
• Способность к переносу психологических знаний в ситуации психологической деятельности .
• Гибкость поведения в отношениях с окружающими.
• Адекватный выбор способов саморегуляции.
• Навыки самонаблюдения, самоанализа, самооценки.
• Способность влиять на людей и противостоять влиянию.
Психологическая культура охватывает существование личности в двух мирах: во внутреннем мире собственной личности и в мире
межличностного пространства. Что касается структуры психологической культуры, то она включает в себя представления о собственных психических процессах, собственной психике, личности, опосредованные знанием или житейским опытом, а также способы самоанализа, самопознания и самовоспитания, саморегуляции. Так мы переходим от характеристики теоретического слоя психологической культуры к слою деятельностному.
Психологическая деятельность - это деятельность по личностному самообслуживанию, которую человек обращает внутрь себя. Это деятельность самопознания, связанная с формированием собственных внутренних инстанций, со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже опосредуется психологической культурой. Надо сказать, что рассмотрение психологической работы человека над собой как деятельности в частном случае очень выразительно определил Ф. Е. Василюк - «переживание понимается... как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на становление смыслового соответствия между сознанием и бытием» (Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984). Это фактически та внутренняя работа, которой занимается человек в своем внутреннем мире.
Таким образом, психологическая культура располагается в двух проекциях: проекции теоретической и проекции психологической деятельности. Психологическая деятельность имеет две основные сферы: деятельность по отношению к самому себе и деятельность по отношению к другому человеку.
Формировать, развивать психологическую культуру - это значит научить человека познавать самого себя, успешно действовать в двух мирах своего существования: внутриличностном пространстве собственной души и межличностном пространстве взаимоотношений и общения с другими людьми.
Формирование психологической культуры определяет и решение другой важнейшей задачи: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, родителей и воспитателей. Оно обеспечивает благоприятный психологический климат во всех подструктурах воспитательного процесса, создает почву для эмоционального благополучия во внутреннем мире детей, воспитателей и родителей.
Используемая литература:
- Коломинский Яков Львович - доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка, г. Минск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН деятельности педагога – психолога МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНдеятельности педагога – психологаМДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида«Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год ...
Совместный проект педагога - психолога и воспитателей "Детский сад-территория самостоятельности, инициативности и здоровья!"
Проект основан и разработан в рамках преемственности детского сада и школы, как одной из наиболее актуальных тем в условиях ФГОС. Воспитание важных для первоклассника качеств: самостоятельности , иниц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ НИЖНЕГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ЧЕБУРАШКА" БОНДАРЬ ЭЛЛЫ ВИТАЛЬЕВНЫ
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и подде...
Синквейн как приём в работе учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию детской инициативы.
Синквейн-это клад в умелых руках творческого педагога. Например, его можно использовать в качестве итога лексической недели, главное, что любой ребенок сможет сочинить синквейн, не догадываясь при это...
Годовой отчет педагога-психолога в МБДОУ детский сад "Березка" за 2016-2017 учебный год
В отчете представлена работа по направлениям педагога-психолога за год, показана динамика развития и результативность....
Активные методы обучения в ДОУ. Задорожная Людмила Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «Подгоренский детский сад №2» Подгоренского муниципального района Воронежской области
Активные методы обучения в ДОУ....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ» Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ»Юргапова Е.В., педагог-психолог МБДОУ «ЦРР — детский сад № 172» Цели: 1. Обсудить с роди...