ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН деятельности педагога – психолога МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год
рабочая программа по теме

Рукавишникова Любовь Геннадьевна

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
деятельности педагога – психолога
МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида
«Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

деятельности педагога – психолога

МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида

«Ромашка» на 2012 – 2013 учебный год

Задачи педагога – психолога: 

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья  детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.

2. Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

4.   Осуществление взаимосвязи детского сада и семьи путем более тесного контакта; направление совместной работы на психическое развитие и становление личности детей.

 5. Улучшение психологического самочувствия педагогического состава ДОУ путем психотренинговых занятий.

Основные направления работы:

1. Диагностическое.

2. Коррекционно – развивающее.

3. Консультативное.

4. Просветительское и профилактическое.

Психодиагностическая деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ДЕТИ

I  младшая группа,

II группа раннего возраста

Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.

Групповая

Сентябрь – октябрь. По мере поступления.

Все группы

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.

Групповая

Сентябрь

 Старшая,

подготови - тельная к школе группы

Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей. Подведение итогов диагностики.

Индивидуальная

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Средняя, старшая и подготови - тельная к школе группы

Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении (по Л.Г. Григорович, Т.С.Воробьевой), психологи-ческого благополучия в группе.

Индивидуаль – ная, групповая

Ноябрь, декабрь

Все группы

Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М.А. Панфилова); «Страхи» (автор А.Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки, В. Амен); «Два дома», «Рисунок семьи». Подведение итогов диагностики.

Индивидуаль – ная, по запросу педагогов или родителей

В течение года

Старшая, подготовитель – ная группы

Определение межличностных взаимоотношений в группах (Социометрия).

Индивидуаль - ная

Октябрь, май

Подготови – тельная группа

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе («Учебная деятельность», «Беседа о школе» по  

Т.А. Нежновой)

Индивидуаль - ная

Январь, май

Средняя, старшая, подготовительная группы

Диагностика одаренности детей (Краткий тест творческого мышления Торренса. Фигурная форма). Подведение итогов диагностики.

Групповая, индивидуальная

Октябрь, январь.

ПЕДАГОГИ

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа непосредственно образовательной деятельности во всех группах

Наблюдение по группам

В течение года

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа режимных моментов в группах детского сада

Наблюдение по группам

Январь, май

Все педагоги

Проведение психолого – педагогического анализа прогулок в группах детского сада

Наблюдение по группам

Февраль

Все педагоги

Психодиагностика личности педагога

Индивидуаль - ная

По запросам в течение года

Педагоги старшей и подготовитель -ной группы

Анкетирование воспитателей старших групп с целью определения дошкольников в «группы риска»

Индивидуаль - ная

Октябрь

РОДИТЕЛИ

Младшие группы

Анкетирование «Психолого – педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение»

Индивидуаль - ная

По мере поступления

Младшие группы

Анкетирование родителей с целью изучения изменений происходящих с ребенком в ходе адаптации

Индивидуаль - ная

По мере поступления

Все группы

Тестирование «А какой вы воспитатель?», «Черты вашего характера», опросник АСВ

Групповая, индивидуальная

По запросам в течение года

Все группы

Психодиагностика личности родителей

Индивидуаль - ная

По запросам в течение года

Все группы

Викторина «Умники и умницы»

Групповая

Март

Коррекционная и развивающая деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ДЕТИ

Младшие группы

Психологическое сопровождение процесса адаптации

Групповая

В течение года

Все группы

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы

Групповая

Октябрь- май

  Подготови-тельная группа

Групповые коррекционно – развивающие занятия на развитие познавательных возможностей

Групповая

1 раз в неделю; октябрь - май

Подготови-тельная к школе группа

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению

Групповая

Второе полугодие, 1 раз в неделю

Группы риска

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально – личностной и познавательной сферах

Групповая

1 раз в неделю, октябрь-декабрь

Вторая младшая и средняя группы

Проведение дня осенних каникул «День математики»: математический досуг «Необычная прогулка»

Групповая

Ноябрь

Старшая и подготови-тельная группы

Проведение дня осенних каникул: математический КВН «Королевство Математики»

Групповая

Ноябрь

Вторая младшая и средняя группы

Проведение дня весенних каникул «Очумелые ручки»:

- игровое развлечение с использованием конструирования из строительного и природного материала «Чем мы можем помочь ежихе?»

Групповая

Март

Старшая и подготови-тельная группы

Проведение дня весенних каникул «Очумелые ручки»:

- развлечение с использованием проектной деятельности детей «Город мастеров»

Групповая

Март

Психотренинговое занятие на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников (открытый показ)

Групповая

Апрель

ПЕДАГОГИ

 Все педагоги

 Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ.

Групповая

В течение года, 1 раз в месяц

РОДИТЕЛИ

Все группы

Психотренинговое занятие «Игра как ведущий вид деятельности  в дошкольном возрасте», «Как общаться с ребенком», «Безусловное принятие».

Групповая

На родительском собрании по плану педагога

Консультирование

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ПЕДАГОГИ

Педагоги подготови-тельной , старшей группы

Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов

Индивидуаль - ная

Октябрь

 Педагоги средней, старшей, подг. групп

Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении

Групповая

Ноябрь

Педагоги старших групп

Консультации с педагогами по результатам диагностики эмоциональной сферы

Индивидуаль - ная

По запросам в течение года

Педагоги старшей и подготовитель-ной групп

Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования

Групповая

Октябрь, май

Все педагоги

Консультация для педагогов: «Механизмы психологической защиты у детей»

Групповая

Январь

Педагоги подг. к школе группы, старшей группы

Консультация «Правила работы с гиперактивными детьми»

Индивидуальная

Декабрь

Педколлектив

Медико – психолого – педагогический консилиум по вопросам адаптации детей в детском саду

Групповая

Май, июнь

Педколлектив

Медико – психолого – педагогический консилиум по результатам диагностики психологической готовности к школе

Групповая

 Май

Все педагоги

Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам

Индивидуаль - ная

По запросам

РОДИТЕЛИ

Младшая группа

Групповая консультация для родителей младшей группы «Мой малыш пошел в детский сад»

Групповая

Сентябрь

Младшая, средняя, старшая подготовит.  группы

Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка

Индивидуаль - ная

По запросам в течение года

Старшая, подготовит. группы

Консультации «Выстраивание отношений с гиперактивным ребенком»

Групповая

Октябрь

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком, имеющим ЗПР

Индивидуаль - ная

В течение года

Подготовит. группа

Индивидуальные консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе

Индивидуаль - ная

Январь, май

Подготови-тельная группа

Консультация «Как подготовить ребенка к школе»

Групповая

Январь

Все группы

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения

Индивидуаль - ная

В течение года

Психопрофилактическая и просветительская деятельность

С кем проводится

Вид работы

Форма проведения

Время проведения

ПЕДАГОГИ

Педагоги всех групп

Оформление информационно – просветительской папки «Странички психолога»:

Выдача книг психологической библиотеки

Оформление папки

В течение года

Педсовет: выступление на тему: «Современная семья-какая она?»

Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду.

Групповая

Февраль,

по запросам в течение года

РОДИТЕЛИ

Оформление СТЕНДОВ «Уголок психолога»  по темам:    

           -Как обратить внимание на хорошее поведение или конструктивные действия ребенка.

-Мальчики с Марса, девочки с Венеры.

-Сказка в жизни ребенка.

-В стране фантазий.

Оформление стенда

В течение года

Все группы

Оформление информационно-просветительской папки «Советы психолога» на актуальные темы в соответствии с ВО дошкольников.

Оформление папки

В течение года

Все группы

Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах.

По запросу в течение года



Предварительный просмотр:

Уважаемый родитель!

Ваш ребенок впервые начинает посещать дошкольное учреждение. Он попадает в новую для него обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми для него взрослыми. Для того чтобы переход вашего ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:

Параметры

Дополнительный вопрос

ПОВЕДЕНИЕ

Настроение:

- бодрое;

- уравновешенное;

- неустойчивое;

- подавленное.

Подчеркните, какое из перечисленных настроений преобладает?

Сон                          

Засыпание:

 а) длительность:

-  быстрое (до 10 мин);

-  медленное

б) характер:

-спокойный;

-неспокойный;

-с дополнительными воздействиями;

-без дополнительных воздействий.

г) продолжительность сна:

- соответствует возрасту;

- не соответствует возрасту.

 

Как засыпает ваш ребенок?

Что вы делаете, чтобы ребенок уснул?

Какова длительность сна?

Отношение к высаживанию на горшок:

-положительное;

-отрицательное.

Как ваш ребенок  относится к этой процедуре?

Навыки опрятности:

-просится на горшок;

-не просится, но бывает сухой;

-не просится и ходит мокрый.

Отрицательные  привычки:

-есть (какие?);

-нет.

Сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.

ЛИЧНОСТЬ

Проявление познавательных потребностей

а) в повседневной жизни:

   -проявляет познавательные потребности;

   -проявляет недостаточно;

   -не проявляет.

б) дома и в новой обстановке интересуется игрушками, предметами:

   -да;

   -нет;

   -иногда.

 Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив:

    -да;

   -нет;

   -иногда.

При обучении:

   -проявляет интерес, активность;

   -проявляет недостаточно;

   -не проявляет.

Инициативность в игре:

а) умеет сам себе найти дело:

   -да;

   -нет.

б) фаза подготовки игры:

   -самостоятельно;

   -с помощью взрослого.

в) проявляются элементы воображения:

   -да;

   -нет.

Инициативность во взаимоотношениях с взрослыми:

   -вступает в контакт по своей инициативе;

   -сам не вступает в контакт.

Инициативность  во взаимоотношениях с детьми:

   -вступает в контакт по своей инициативе;

   -сам не вступает в контакт.

Результативность деятельности:

   -доводит начатое дело до конца;

   -не всегда;

   -не доводит.

Самостоятельность в игре:

   -умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого;

   -не всегда;

   -не играет сам.

Социальные связи с взрослыми и детьми:

а) идет на контакт с  взрослыми:

   -легко;

   -избирательно;

   -трудно.

б) вступает в контакт с детьми:

   -легко;

   -избирательно;

   -трудно.

Наличие опыта совместной деятельности с взрослыми:

   -есть;

   -недостаточно;

   -трудно.

Уверенность в себе:

   -есть;

   -не всегда;

   -нет.

Адекватное отношение к оценке взрослыми деятельности ребенка:

   -да;

   -не всегда;

   -нет.

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница ):

   -перенес  разлуку  сравнительно легко;

   -тяжело.

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых (К кому именно?):

   -есть;

   -нет.

Анкета для родителей

 

Дата заполнения: _____________________________________________________________

Фамилия, имя ребенка: ________________________________________________________

Дата рождения: _______________________________________________________________

Ф.И.О. матери: ________________________________________________________________

Ф.И.О. отца: __________________________________________________________________

Жилищные условия: ___________________________________________________________

Адрес: _______________________________________________________________________

Телефон: домашний: ___________________________; рабочий: ______________________

Сведения о родителях

Возраст матери: ____________________________; отца: _____________________________

Состояние здоровья матери:

а) здорова;

б) страдает заболеваниями:

   - гипертония;

   - аллергия;

   - близорукость;

   - частые простудные и воспалительные заболевания;

   - другие.

Состояние здоровья отца:

а) здоров;

б) страдает заболеваниями:

   - гипертония;

   - аллергия;

   - близорукость;

   - частые простудные и воспалительные  заболевания;

   - другие.

Образование:  матери: ___________________________        ; отца                                         

Профессия:  матери: ___________________________        ; отца                                         

Состав семьи (проживают вместе с ребенком):                                                         

Семья распалась (да, нет ), когда ребенку было                                                            лет

У ребенка не родные (мать, отец) (подчеркнуть).

Взаимоотношения в семье: хорошие, холодные, напряженные, частые ссоры.

Сведения о ребенке

Каким по счету родился                                                                                 

Течение беременности:

   - обычное;

   - с осложнениями;

   - лежала на сохранении;

   - нервные потрясения во время беременности;

   - инфекционные болезни;

   - частые простуды с высокой    температурой.

Роды:

   - в срок;

   - преждевременные;

   - переношенные;

   - нормальные;

   - затяжные;  

   - кесарево сечение.

Ребенок болел: редко /часто, легко /тяжело, с осложнениями.

Травмы:                                                                                                 

Операции:                                                                                                 

Состоял/состоит на учете у врача:  инфекциониста, окулиста, отоларинголога, ревматолога, невропатолога, психоневролога, аллерголога, дерматолога, хирурга и др.

Физическое состояние ребенка: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный.

Перечислите продукты, вызывающие аллергию, если есть такие:                                                                                                                                         

Сон:

а) засыпает:

   - быстро;

   - не сразу;

б) спит:

   - спокойно;

   - беспокойно;

в) бывают ночные страхи, во сне говорит, ходит.

г) просыпается:

   - легко;

   - с трудом;

д) бывает сонлив днем.

Утомляется: часто/редко, от общения, от физических нагрузок.

Частые жалобы: головная боль, повышенная потливость, повышенная обидчивость, плаксивость, страхи.

Индивидуальные особенности: привычка сосать соску, заикание, мочиться днем/ночью, памперсы,  обмороки и др.

Ваши пожелания:                                                                                                                                                                                                 

Спасибо за внимательное заполнение анкеты!



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

« Сернурский детский сад общеразвивающего вида « Ромашка»

Методы и формы, направленные на развитие

собственной внутренней активности ребенка

Консультация для педагогов

Составил: педагог-психолог

Рукавишникова Л. Г.

Проверил: методист

Антропова С. А.

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

Существуют методы активизации детей:

1.Метод творческих заданий.

Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).

2.Метод развивающего дискомфорта.

Цель: стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность).

3.Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.

Цель: стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность).

Доказано, что игра-единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную внутреннюю активную позицию. Поэтому в практику, наряду с методами активизации, внедряют и нетрадиционные формы организации игровой деятельности:

-«Бизнес-класс» для дошкольников-сюжетно-ролевую игру «Банк», направленную на развитие социальной активности;

-пространственную игру, реализующую потребность в движениях;

-режиссерскую игру, развивающую личностную активность с учетом индивидуально-типологических особенностей;

-игру-соревнование, направленную на формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения;

-игры по созданию образов с элементами ряженья и грима, способствующие развитию творческой активности.  

Таким образом, все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества- основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

        

Метод творческих заданий

 

При организации изобразительной деятельности используется творческое задание «Нарисуй не так, как я»

Цель: выполнить задание отличным от образца способом.

Педагог собирает вокруг себя детей и на чистом листе бумаги графически изображает хорошо известный предмет, например, елочку. Затем дается инструкция: «У меня есть елочка, вот такая. Нарисуйте как можно больше елочек,  не похожих на мою». Детям раздаются листы чистой бумаги и простые карандаши. Время не ограничивается. Каждый ребенок рисует столько, сколько захочет. Когда все рисунки готовы, педагог совместно с детьми анализирует каждый из них.

   Для более интересного выполнения творческого задания поэтапно включается элемент соревновательности.

Первый этап. Дается инструкция после демонстрации образца педагога: « победит тот, кто нарисует как можно больше необычных елочек. Время ограничивается. В конце проводится анализ каждого рисунка, количество оригинальных елочек подсчитывается в баллах.

Второй  этап. Проводится среди детей, набравших наибольшее количество баллов (от 6-12 оригинальных изображений). Время сокращается. Задание усложняется: «Победит тот, кто нарисует как можно больше необычных солнышек». Трудность в том, что солнышко единственное в своем роде и вариантность его изображения достаточно мала, т.е. детям наряду с творческой задачей приходится преодолевать зону трудностей и тем самым стимулировать собственную поисковую активность.

После выполнения задания определяются три победителя с самым большим количеством оригинальных изображений, которые награждаются сладкими призами перед всей группой. Обязательно следует поддержать оставшихся детей: «У нас есть победители, но все участники соревнования очень старались и в следующий раз снова смогут попробовать свои силы». Такой прием стимулирует не только творческую, но и личностную активность, желание в дальнейшем добиваться лучших результатов деятельности.

Творческое задание можно усложнять путем:

- изображения простых предметов, имеющих малую вариативность в окружении, например, солнышка, цыплят в различных эмоциональных состояниях;

- увеличения количества образцов, предлагаемых детям, например, показать не один, а два, три образца;

- выполнения задания разными способами, например, с использованием цвета, разнообразных изобразительных материалов.

Результат – преодоление у ребенка стереотипов по отношению к другим, к себе, а также получение положительных эмоций.

Метод развивающего дискомфорта

Цель метода – стимулировать поисковую активность ребенка через создание ситуации затруднения.

Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации.

На творческом занятии по изобразительной деятельности дети садятся подгруппами (по 5-6 чел.) за два стола. Им предлагается следующий материал: чистая бумага, краски, цветные карандаши, природный материал. Создается проблемная ситуация – нарисовать малознакомый предмет: изобразить любыми средствами креветку, кальмара, хлебоуборочный комбайн, газонокосилку и т.д. В общем, ребенок имеет представление об этих вещах, но они у него недостаточно четкие. Поэтому сначала возникает ситуация тупика и непонимания. Затем включается собственная поисковая активность ребенка.

Кроме этого, нет опоры на наглядный образец, не проводится подводящая беседа со словесным описанием, не даются определенные способы выполнения задания, нет поэтапного инструктирования и оценивания возможных стратегий поведения ребенка в данной ситуации.

Таким образом, ребенок находится в ситуации самостоятельного поиска и выбора как самого изображения, так и способов выполнения задания.

В процессе рисования дети перенимают опыт друг друга, если не уверены в правильности своих представлений о заданном предмете. Например, кто – то из детей знает, какими бывают кальмары, и обсуждают эту информацию с другими. Каждый для себя делает вывод, как его изобразить. Результаты работы в данный момент не важен, даже если ребенок просидел все занятие в поиске и не выдал конечного продукта. Если поисковая активность включена, он будет пытаться добыть информацию об этом предмете дома, в книгах, по телевизору, у родителей и т.д.

На следующем занятии педагог интересуется у детей: «Кто что узнал нового?» Предлагается познавательный материал: видеозапись, литература, репродукции и т.д. После этого задания дается повторно, и дети рисуют с учетом полученного опыта.

Таким образом,  результат работы – не создание рисунка, а возникновение поискового поведения ребенка. В процессе данной деятельности активизируется речевое и коммуникативное взаимодействие детей в подгруппе.

Метод экспериментирования в исследовательской ситуации

Данный метод способствует развитию познавательной активности детей, стимулирует их воображение, включает в творческую деятельнось.

Предлагается свободная деятельность экспериментирования по собственному усмотрению детей с заданными предметами.

     Цель: активизировать внутреннюю исследовательскую позицию каждого ребенка.

     Форма организации: свободная, без регламентации и отслеживания взрослым промежуточных результатов, может быть ограничена во времени.

Свободная деятельность экспериментирования ставит перед ребенком следующие задачи:

   -самостоятельно определить цель и способы действия (манипуляция, модификация, операция, соотнесение и т.п.);

   -отследить собственные результаты и соотнести с ними действия;

   - зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).

1. Продумывается предметно-пространственная среда для подгруппы детей из 6-8 чел. ( можно брать две подгруппы одновременно ) . На столе располагается набор неоформленных и неопределенных предметов с разнообразными функциями и способами применения.

   Стандартный материал для исследования: миска с водой, емкости с песком, землей, природный материал ( камушки, желуди, шишки, ракушки, веточки разной длины ), вата, бумага разной фактуры, пластилин, коробки разного размера и формы.

    Необычный материал, стимулирующий интерес: например, две коробки из-под конфет. Одна завязана красивой ленточкой ( внутри мох ), а другая завернута в газету, обмотана нитками ( внутри конфеты ); пакет с вареными овощами и фруктами, конфетами-«пустышками» и т. д.

   Материал с зоной затруднений: например, коробка с пластилином заклеена скотчем; необычные привлекательные предметы в пакете, завязанном на узел; отсутствие материалов для соединения предметов; одни ножницы на всю подгруппу; неприятные на ощупь предметы ( клейкие, скользкие и т.д.) .

   Такой подбор материала стимулирует познавательно-поисковую активность детей.

2. Задание может быть сформулировано в двух целевых установках:

  1) «Сделайте из этого что-нибудь». Результатом будет считаться определенный конечный продукт;

  2) «Придумайте, что с этим можно сделать», здесь конечного продукта может не быть, а  целевой акцент делается на изобретение способа действия с заданными предметами.

3. Детям предоставляется время для свободного экспериментирования (20-25 мин). Взрослый не принимает участия в процессе, даже если дети обращаются к нему за помощью. По ходу деятельности педагог может несколько раз акцентировать внимание на целевой установке для удержания поставленной задачи.

  4. В конце деятельности, если установкой был предусмотрен продукт, проводится обсуждение, и каждый ребенок рассказывает, что он сделал. Если целью было изобретение различных способов действий, анализ с детьми не проводится, а подводится общий итог: «Если вам было интересно, в следующий раз мы еще вернемся  к этой деятельности».

  Результатом можно считать получение новой информации о свойствах объектов, возникновение вариативных способов действий с ними, собственную поведенческую активность ребенка.

Движение как способ жизни ребенка.

Пространственная игра дошкольников

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о дефиците двигательной активности детей и необходимости повышения ее роли в их развитии (В. Н. Артамонов, Е. В. Журавлева, Р.Г. Мотылянская).

Через спонтанную двигательную происходит стимуляция и самоактивизация всех психических функций (Н. А. Бернштейн, П. К. Ахонин, Е.П. Ильин), именно поэтому в детском саду родилась идея организации пространственных игр детей.

Пространственная игра относится к свободной деятельности. Ее главная цель-само движение ребенка в пространстве и реализация собственной двигательной потребности.

Условия проведения

Создается свободное неорганизованное пространство (комната) и дается возможность детям действовать с ним по своему усмотрению.

Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера, которые ребенок может свободно перемещать и трансформировать. Предметное наполнение следующее: легкие мягкие модули разного размера и формы, домик и лабиринты – трансформеры из модулей, раскладной домик и труба из ткани, сухой бассейн и маты из поролона, коврики, куски тканей больших размеров, прямоугольной и круглой формы.

Пространство должно быть абсолютно свободным и неструктурированным. Предметы должны находиться в комнате, сложенные наподобие конструктора. Они также могут варьироваться на разных занятиях (часть убираться, новая часть вноситься).

Педагог перед началом игры дает следующую установку: «Вы можете поиграть в этой комнате, как хотите и чем хотите. Но есть одно правило: не мешать и не делать больно друг другу. Нарушивший это правило выходит из игры.

Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами: передвигают, перекатывают, залезают, подлезают, перепрыгивают, создают постройки и т.п.

Время условно не ограничено: от 10 – 15 минут в младшем возрасте, до 20 – 25 минут – в старшем.

По ходу игры педагог не вмешивается  в ее процесс. За 5 мин до окончания игры необходимо предупредить об этом детей. В конце игры наводится порядок. Оценка действий детей и анализ не проводятся.

Пространственная игра процессуально может иметь несколько различных характеров протекания:

- двигательная игра;

-территориальное поведение;

- освоение и трансформация пространства;

-строение как предметная деятельность;

- демонстрация-соревнование;

- образные действия;

- создание зон релаксации;

- телесный контакт.

Пространственная игра заложена в самой природе ребенка и не требует дополнительных инструкций и пояснений. Результат игры - само движение, перемещение, постоянно изменяющаяся реорганизация пространства, требующая как внутренней, так и внешней согласованности усилий от каждого ребенка.

Создание игровых образов детьми

Создание игрового персонажа

Цель данной работы- расширить опыт ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. Ребенок в паре принимает роль инициатора и руководителя действия, а взрослый намеренно «спускается» в пассивную позицию.

     Формы организации: парная работа ребенка и взрослого. Может проводиться в виде творческой лаборатории для педагогов, психологов или семейного клуба для родителей.

Совместная деятельность по созданию образа решает следующие задачи:

     - ребенок получает опыт и возможности перевоплощения;

    - происходит реализация его собственных чувственных переживаний;

    - развивается умение выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности;

   - открывается новая позиция взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым.

Условия проведения

  Для организации данной работы необходимо свободное помещение с зеркалами в полный рост ребенка. Для создания образа необходим следующий материал: индивидуальные столики по количеству пар-участников. На каждом столе грим (обязательно), бумага для эскиза, ножницы, степлер, нитки с иголкой, скотч. Общий стол: бумага разного цвета и фактуры, старые детские костюмы и куски тканей, которые можно разрезать; ленты, веревки разной длины, мелкие украшения.

  Педагог (ведущий) дает инструкцию детям: «Сегодня мы отправляемся в необычную страну, где можно превратиться в кого хотим. А ваши родители (педагоги) помогут вам в этом. Пусть каждый сейчас придумает свой образ, кем бы он хотел стать».

Инструкция дается родителям (педагогам): «Ваша задача помочь ребенку воплотить задуманный образ так, как хочется ему. Постарайтесь не навязывать своих мнений и представлений, а остаться на равных позициях. Вы обговариваете образ (можно создать эскиз), а затем воплощаете его. Сначала создается костюм, а грим на лице завершает образ. Брать можно приготовленные  материалы (резать, сшивать, склеивать, украшать). Полный простор для творчества. Главное – это идея ребенка, сегодня он ваш руководитель».

Совместная работа по созданию образа. Каждая пара выбирает себе столик для деятельности. Ребенок объясняет взрослому, кем он хочет быть и как должен выглядеть его персонаж. Замысел воплощается в нескольких этапах:

- работа с гримом. Взрослый помогает ребенку перевоплотиться и ощутить себя другим. Грим на лице – эквивалентен «маске», за которой ребенок может чувствовать себя более уверенно;

- создание костюма. Ребенок придумывает, как будет одет персонаж. Обговаривают основные элементы костюма (например, корона, плащ, платье), вместе рассматривают имеющиеся материалы и решают, из чего это можно сделать.

- интервью. Ребенок должен представить и обозначить свой образ в словесном плане – составить рассказ. Педагог (ведущий) знакомится с каждым персонажем и берет у него интервью. Примерные вопросы могут быть такими: «Кто ты? Где живешь? Откуда к нам прибыл? Зачем? Что умеешь делать? Чем любишь заниматься? Есть ли у тебя друзья? Какая твоя самая заветная мечта?»

После составления рассказа результат должен быть обязательно зафиксирован в виде индивидуальных фотографий каждого персонажа и в конце – совместной (все персонажи с родителями). Затем в детском саду проводится фотовыставка «Создание образа».

Презентация игрового образа проходит в музыкальном зале. Родители и дети рассаживаются, а педагог (ведущий) сообщает: «Как много необычных героев приехало к нам из далекой страны превращений. Давайте познакомимся с ними. Встречайте». Далее он по очереди представляет каждый персонаж. Ребенок выходит к зрителям, зачитывает свой рассказ; звучит торжественная музыка и он проходит перед всеми, отражая походку, характер, настроение своего героя. Когда все персонажи представлены, они еще раз приглашают на «сцену», и педагог (ведущий) вносит необычную шкатулку со сладкими угощениями для детей. Можно устроить в конце небольшую дискотеку или чаепитие в группе.

Результатом данной работы для детей будут считаться: возможность проявить фантазию, творческое воображение, выразить себя через образ, получить удовольствие от совместной со взрослым как равным партнером по общению. Для родителей и педагогов такая деятельность помогает ближе узнать и увидеть своего ребенка, почувствовать особенность его и собственного  внутреннего мира, ощутить возможность создания доверительных отношений в процессе совместной работы.

Игра – фантазирование «Кто ты?»

Цель: развивать творческое воображение ребенка через создание ( с помощью ряженья и грима ) и презентацию игрового образа.

Форма организации: самостоятельное придумывание образа детьми.

Условия проведения

Создание предметной среды: грим, разнообразные элементы костюмов (шапочки животных, жилетки, юбки, плащи, платки), любые игровые атрибуты.

Игра может проводиться с целой группой, подгруппой детей. Педагог сообщает: « Сегодня мы с вами попали необычную страну превращений. В ней вы можете превратиться в кого захотите. Подумайте, кем бы вы хотели быть? А помогут вам в превращениях волшебный сундук (с элементами костюмов и мелких игровых атрибутов) и волшебная шкатулка ( грим )».

Работа по созданию образа во внешнем плане

Дети делятся по желанию на участников и зрителей ( обязательно ). Все участники проходят в недоступную для зрителей часть помещения ( н-р, за ширму ) и приступают к созданию собственного образа. Важно, чтобы персонаж каждого был сюрпризом для других. Педагог ни в коем случае не должен навязывать своих представлений об образе, задуманном ребенком. Он может оказать небольшую помощь в изготовлении костюма (завязать, пристегнуть и т. д.), если ребенок обращается за ней.

Обозначение образа в словесном плане

Когда все игровые образы готовы, педагог нацеливает детей на придумывание рассказа о себе «Кто ты?». Затем он объявляет зрителям: « Из сказочной страны превращений к нам прибыли необычные герои. Кто они такие, мы сейчас узнаем, когда они нам расскажут о себе, а вы можете задавать им свои вопросы».

Некоторым нелегко удается составить рассказ, поэтому педагог может помогать наводящими вопросами: «Кто ты? Откуда прибыл? Где живешь? Чем любишь заниматься? Есть ли у тебя друзья?» и т. д. В дальнейшем составление таких рассказов можно включать как часть в занятия по развитию речи.

Режиссерская игра «Построй свой мир»

Игра создана для осуществления собственных замыслов в режиссерских постройках. Ребенком создается мир как система, в которой:

   - элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой;

   - в них прослеживаются причинно-следственные связи, которые представляют единую замкнутую систему.

 Условия проведения

Ребенку предлагается мелкий игровой материал, расположенный на открытых полках в съемных пластиковых лотках. Все предметы на открытых полках в съемных пластиковых лотках. Все предметы группируются, чтобы облегчить детям выбор необходимого для создания собственного мира.

 Выделяются следующие группы:

- обычные люди (небольшие куклы людей разных возрастов, в том числе национальные);

- необычные люди (роботы, персонажи современных мультфильмов);

- воины и военное снаряжение (солдаты, ковбои, индейцы, оружие, танки, пушки т.д.);

- домашние животные ( сельскохозяйственные и собственно домашние);

- дикие животные (в том числе некоторые насекомые увеличенного размера, чтобы они напоминали монстров, а также доисторические);

- мебель (кукольного размера);

- предметы домашнего обихода (тарелки с едой, кухонная утварь, вазы, часы, телевизоры, горшки с цветами, украшения, посуда и практически все, что можно представить у себя дома);

- элементы улицы (тротуары, фонарные столбы, дорожные знаки, светофоры);

- изгороди, деревья, транспорт (легковые автомобили, грузовики, мотоциклы, полицейские, пожарные машины, «скорая помощь»);

- поезда, пароходы, самолеты (в том числе полицейские, военные, а также вертолеты);

- здания (церкви, дома, архитектурные детали – маленькие и без соблюдения масштаба, но дети обычно не обращают на это внимания).

Кроме того, разнообразные предметы – заместители: природный материал (камушки, шишки, палочки, ракушки), мелкий конструктор (брусочки, дощечки разного размера, строительные блоки), бусины, кусочки тканей и т.д. Таким образом, ребенок имеет возможность создать собственное отражение недостающего предмета.

Для работы потребуется два стола, желательно круглой формы. Все дети делятся на две подгруппы (не более 5-6 чел.), каждая из них работает за своим столом.

Детям предлагается рассмотреть все лотки с предметами. Если они пытаются играть с ними, их останавливают. Этот запрет сохраняется на протяжении всей деятельности.

Создание миров может быть свободным и тематически заданным. В зависимости от этого даются инструкции: «Создай свой мир, такой, как ты захочешь» ил «Вы будете создавать детский городок, такой, какой хотите».

Тематика миров: природный – «В мире животных», «Мир насекомых», «Водный мир», «Мир растений»»; социальный – «Детский сад», «Моя группа», «Детская площадка», «Детский городок», «Детский парк»; необычный – «Мир после катастрофы», «Мир после наводнения», «Подземный мир», «Мир на другой планете».

Дети выбирают из предложенного материала предметы, нужные им для сотворения мира, с их помощью выстраивают его на столе. Время не ограничено. Ребенок воплощает свою идею без вмешательства со стороны взрослого. Очень важно значимость самой ситуации.

Составляется полный или частичный рассказ ос своем мире: ребенок может рассказать то, что хочет, или может отказаться от рассказа. Педагог может задавать ребенку вопросы о происходящем в мире: «Что есть в твоем мире? Что происходит здесь? (Указывает на конкретную сцену.) Что делает персонаж? А что будет потом?» и т.п. Благодаря этому ребенок осмысливает свою работу, взаимосвязи между отдельными элементами мира.

Результат должен быть обязательно сфотографирован. Фотография окончательного варианта мира, созданного ребенком, служит памяткой о его живом и динамичном творении. С ее помощью в дальнейшем можно делать отметки о происходящих в нем изменениях. К тому же ребенок ощущает удовлетворение от ценности созданного им мира и нашего желания сохранить о нем память.  

Организация игры-соревнования

Форма организации:

-деление всех участников игры на две команды, которые соревнуются в выполнении заданий;

- ограничение во времени ( 25-30 мин  ) .

Условия проведения

Четко продумать предметно-пространственную среду. Необходимо свободное помещение, в котором дети могут двигаться без препятствий и задержек во время выполнения заданий.

Соревновательные мотивы могут быть:

- личностными, когда каждый ребенок зарабатывает фишки за выполнение заданий только для себя, а по их количеству определяется игрок-победитель;

- командными, когда за правильно выполненное задание очко получает вся команда, и по их количеству выявляется команда-победитель;

-личностно-командными, здесь реализуются как личностные, так и групповые мотивы: каждый ребенок по ходу игры зарабатывает фишки для себя, но затем очки всех игроков одной команды складываются, подсчитываются, и по их общему количеству выявляется команда-победитель.

Соревновательные задачи могут быть также личностными и командными. Игра начинается с деления команды: с помощью считалки, по симпатиям детей, могут быть команды мальчиков и девочек, а также педагог может сам спланировать деление по индивидуально-типологическим особенностям детей, степени их активности, используя раздаточный материал двух видов.

Игры-соревнования могут проводиться в рамках одной деятельности:

-развивающей с интеллектуальными заданиями;

- речевой с заданиями дидактического характера;

-познавательной с различными вопросами, заданиями на обобщение, классификацию предметов;

-двигательной с индивидуальными заданиями и в парах.

Итог

Подсчитывается общее количество фишек и определяются победители. Проводится награждение. Медали за первое и второе места даются всем участникам, а вот приз получает только победившая команда. Здесь решается личностная задача: формирование умения переживать опыт неудач.

Педагог может вводить и индивидуальные призы с целью поднять личный статус ребенка с низкой самооценкой или отметить какие-либо качества, проявленные в ходе игры: находчивость, целеустремленность, организованность, самостоятельность. Можно награждать самую дисциплинированную, самую дружную команду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" на 2012-2013 учебный год.

Перед Вами перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" ,в котором вы можете ознакомится с целью и тематикой кружковой работы с детьми  среднего дошкольного возрастана 2012-2013 уче...

Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами на 2012-2013 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами на 2012-2013 учебный год...

Перспективное планирование по работе с родителями руководителя рисования и эстетики на 2012-2013 учебный год.

Перспективное планирование по работе с родителями руководителя рисования и эстетики на 2012-2013 учебный год.Сентябрь1 неделя. Информационный лист по возрастным группам « Особенности Художествен...

Основные результаты деятельности МАДОУ "Детский сад № 238" г.Перми за 2012 – 2013 учебный год Публичный доклад

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДМАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми за 2012-2013 учебный год. 1.     Общая характеристика муниципального автономного дошкольного образовательного учреждени...

Годовой отчёт социального педагога детского сада за 2012-2013 учебный год

Презентация о проделанной работы в детском саду....

Перспективное планирование работы с детьми по ПДДТТ в группе «Колобок» на 2012-2013 учебный год

Перспективное планирование работы с детьми по  ПДДТТ в группе «Колобок» на 2012-2013 учебный год...