Активные методы обучения в ДОУ. Задорожная Людмила Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «Подгоренский детский сад №2» Подгоренского муниципального района Воронежской области
статья на тему

Активные методы обучения в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadorozhnaya.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в ДОУ.

Задорожная Людмила Васильевна, педагог-психолог

МБДОУ «Подгоренский детский сад №2»

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования существенно изменил практику работы дошкольного учреждения. Приоритетная роль теперь отводится деятельности детей. Таким образом, перед педагогом выставлены новые цели: формировать универсальные учебные действия и мотивировать детей к обучению.

Одна из задач педагога-психолога: содействовать личностному и интеллектуальному развитию ребенка, преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, развитие интереса к познанию, прививание навыков практических действий. В этом помогает системно-деятельный подход с активными методами обучения.

Для создания благоприятного эмоционального настроя поможет метод «Любезность», «Смайлик», который позволяет не только выяснить настроение и психологическое состояние ребенка, но и улучшить его, создавая  ситуацию успеха.  Для этого надо  узнать у детей, как они себя чувствуют, и попросить показать смайлик,  которой соответствует их настроению. После выясняется  настроение в группе и по необходимости  предложить детям  улучшить его, сделав соседу приятное, например, комплимент.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Воспитатель просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

- Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

- Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Воспитатель говорит детям, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут дети собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Данные методы способствуют установлению контакта  между детьми и помогают весело начать занятие.

Если вы чувствуете, что дети устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!  

Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из группы.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»  повышает уровень энергии в группе.

Воспитатель просит детей  изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух - дети начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.Воспитатель вместе с детьми начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Воспитатель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети  просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Метод  «Добавь следующее». Хорошая игра для развития речи и памяти дошкольников. Ребенок называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и добавляет свое и т. д.

Например: 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 7-8 слов.

Метод «Синквейн», помогающий синтезировать информацию, активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

1 строка: Тема одним словом, например: Мама;

2 строка: Описание темы в двух словах: Добрая,  любимая;

3 строка: Описание действия в рамках этой темы: Заботится, любит, кормит;

4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции: Я люблю свою маму;

5 строка: Повторение сути темы: Доброта.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг»,«Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить, получить обратную связь от прошедшего занятия.  

Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

 - Я съел бы еще этого…

 - Больше всего мне понравилось…

 - Я почти переварил…

 - Я переел

 - Пожалуйста, добавьте…

В завершении воспитатель резюмирует итоги занятия и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет занятие с использованием активных методов обучения, принеся удовлетворение и воспитателю и детям.

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/Вопросы психологии.-1966.-№6. – С. 13-15.

2.Зверева О. Сюжетно-ролевая игра /Игра и дети.- 2003.-№ 6. – С.14-17.

3.Кларин М.В. Игра в учебном процессе /Сов.педагогика. - 1985. - №6. -с.57-61.

4.Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-176 с.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II СМЕШАННОЙ ГРУППЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОДНИЧОК» НА 2013-2014 УЧ. Г.

Данная программа определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет,  обеспечивающую достижение воспитанниками физической...

Годовой план муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района Челябинской области на 2014 -2015 учебный год

Задачи муниципального казенного  дошкольного образовательного учреждения  детский сад № 15 на 2014 -2015 учебный год:1.  Ознакомиться с ФГОС ДО2.  Сформировать у дошкольников интер...

Интеграция методического комплекса Т. А. Сидорчук «Я познаю мир» в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №78 » Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Интеграция методического комплекса Т. А. Сидорчук «Я познаю мир» в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №78 » Энгельсского муниципального района Саратовск...

Автореферат. Из опыта работы инструктора по физической культуре Мокшиной Ирины Владимировны МКДОУ «ЦРР – детский сад №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области. «Лечебно-профилактический танец «Фитнес – Данс» как средство все

«Лечебно-профилактический танец «Фитнес – Данс» как средство всестороннего развития физических и духовных сил  детей дошкольного возрастаВВОДНАЯ ЧАСТЬВ настоящее время проблема оздоровления детей...

Программа профессионального развития педагогов МБДОУ детский сад «Березка» Павлоградского муниципального района Омской области

middot;         Стабильная укомплектованность педагогическими кадрами  образовательного учреждения;·...