Планирование для работы 9 группы" Теремок"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Вяткина Оксана Николаевна

Планирование по коммуникативному развитию детей группы №9 " Теремок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

для детей подготовительной группы

                                                  

Сентябрь «Что мы знаем и умеем»

Неделя

Тема недели

Задачи

Формы работы

1-я

День знаний

Формировать позитивные установки к будущей учебной деятельности.

Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу.

Помочь сделать вывод о необходимости получать образование.

Формировать позицию будущего школьника.

Театрализованный досуг на площадке «В гостях у будущих школьников».

 Беседы о школе «Что я знаю о школе», «Кем хочу стать», «Почему нужно ходить в школу?».

Чтение Л.Н. Толстой «Филиппок», А. Барто «Первоклассница».

Рисование мелками на асфальте.

Выставка рисунков «Я скоро пойду в школу».

2-я

Любимый город

Приводить детей к усвоению моральных и нравственных ценностей сообщества.

Вызвать интерес к достопримечательностям родного города, стремление запечатлеть их в рисунках.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Продолжать воспитывать гражданские чувства.

Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам.

Проведение познавательной деятельности по ознакомлению детей с родным городом.

Подготовка презентации «Я живу в Бердске».

КВН «Город мой родной».

Выставка детских рисунков: «В нашем городе праздник»,

«Памятные места в моем городе», «Моя улица»

3-я

Я и другие

Формировать у детей адекватную самооценку.

Развивать умение различать индивидуальные особенности свои и других людей.

Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей.

Воспитывать толерантность.

Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

Воспитывать желание учитывать и уважать интересы других, умение сотрудничать и находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Развивать навыки совместной деятельности, чувство общности.

Беседы «На кого я похож?», «Что я знаю о своем друге?».

Рисование автопортрета: игра «Угадай, кто нарисован». Коммуникативные игры «Угадай настроение друга», «Покажи, какое у тебя настроение», «Руки ссорятся, руки мирятся», «Разговор через стекло», «Испорченный телефон»

 Игры-ситуации «Два мальчика поссорились – помири их».

Ролевые и имитационные игры «Где мы были мы не скажем».

Мини – конкурсы, игры - соревнования.

Изобразительная деятельность «Каким меня видят мои друзья».

Игра – лото «Эмоции», «Выбери нужное лицо»,

«Мир эмоций», «Какие бывают эмоции»

д/и «Угадай, кто позвал?», «Угадай по описанию».

4-я

Это мы все знаем

Формировать позитивное отношение к миру и себе, определение ребенком своего места в социокультурном пространстве

Формировать моральные и нравственные ценности.

Закреплять умение распределять работу в подгруппе, работать согласованно.

Беседа «Вспомним, как надо правильно есть».

Чтение Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Дидактическое упражнение «Кто правильно сложит свою одежду».

 Беседа «Интересное рядом».

Составление рассказов «Как я провел лето»

Создание портфолио группы, первый раздел «Давайте познакомимся».

Октябрь «Волшебный сад»

Неделя

Тема недели

Задачи

Формы работы

1-я

Что растет на грядках

Увлекать детей играми с готовым содержанием и правилами. Пробудить игровое творчество, совместно придумывать сюжеты.

Способствовать пониманию значимости сельскохозяйственного труда.

Чтение русской народной сказки: «Пых».

Стихи, приговорки, загадки.

Использование дидактических игр «Доскажи словечко», «Что растет на огороде».

Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Мотыльки».

Хоровод «Урожай».

с/р игра «Магазин овощей», обыгрывание сюжета «Мама идет покупать овощи на борщ», употребление фраз «Здравствуйте, я бы хотела купить …», «Скажите, пожалуйста, есть ли у вас…», «У нас сегодня в продаже».

2-я

Соберем урожай

Развивать познавательную мотивацию.

Закреплять представления о сельскохозяйственном труде.

Упражнять в коллективном строительстве.

 д/и «Во саду ли в огороде», «Лукошко».

Настольные игры «Растения», «Урожай».

 Коллективный сбор урожая на огороде: распределение обязанностей, стимуляция общения во время сбора.

Составление рассказов о выращивании овощей и фруктов на даче, огороде, в поле.

лепка «Урожай».

аппликация (коллективная) «Урожай».

Беседа о пользе витаминов для здоровья.

конструирование «Зернохранилище».

3-я

В гости к деревьям

Формировать представления об объектах окружающего мира. Обзорная экскурсия по экологической тропе – познакомить с объектами экологической тропы, показать, как пользоваться картосхемой.

Воспитывать деятельную любовь к природе.

Способствовать осознанию мысли о красоте природы, скоротечности прекрасного и необходимости беречь природу.

Дать первоначальное представление о труде лесника, о заботе и охране зеленых насаждений.

Целевая прогулка по территории д/сада «Экологическая тропа» - рассказ ребенка-экскурсовода о деревьях, растущих на территории д/сада. Ответы ребенка-экскурсовода на вопросы других детей.

Коммуникативная игра «Покажи дерево летом, осенью, зимой, весной»

 д/и «Подбери словечко» (лес – какой?),

Составление гербария.

Пополнение коллекции плодов и семян.

Поделки из природного материала.

Составление рассказов «Кто живет в лесу?»

Окапывание деревьев на площадке, их укрывание листвой.

Чтение «Белая береза»  С.Есенин.

4-я

Золотая осень

Создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.); обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей), о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. п.); развития умений по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Поделки из природного материала.

Лепка «Грибочки для белочки».

д/и «Что бывает осенью?»

коммуникативная игра «Пойми меня» (изобразить любое дерево посредством мимики, жестов).

 Рассматривание репродукций картин художников.

Составление описательных рассказов «Осень золотая».

Наблюдения за природой.

д/и «Одень куклу на улицу».

5-я

Повторение

Активизировать впечатления от осенней природы.

Воспитывать позицию безопасного поведения.

Закрепление пройденного материала.

ОБЖ. Ситуация «Опасное предложение». Беседа «Когда нельзя слушаться взрослых».

Беседа «Один дома», «Гуляю один».

Оформление портфолио группы, второй раздел «Наши достижения» (грамоты, дипломы участников конкурсов, выставок). Обсуждение заслуг воспитанников, оценка детьми их достижений.

Коммуникативная игра «Слепец и поводырь»

Ноябрь «Наши друзья животные»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

1-я

Осенние каникулы

Взаимодействовать с учреждениями социума.

Способствовать пониманию значимости приобщения к культуре.

Формировать чувство осознания себя полноправным  и любимым членом своей семьи.

Экскурсии в музей А.А. Дурова, библиотеку им. М. Горького.

Оформление фотоотчетов.

Оформление выставок рисунков.

Лепка по впечатлениям.

Составление рассказов «Что мне больше понравилось».

Составление рассказов «Как мы проводим выходные всей семьей».

Коммуникативная игра «Идем в гости», введение и использование фраз «Здравствуйте, мы так соскучились…», «Как вы хорошо выглядите…», «Мы думали о вас и поэтому приготовили вам подарок…», «Дотронься до того, у кого длинные волосы (у кого …..)»

2-я

Они живут рядом с человеком

Воспитывать заботливое отношение к животным, формировать представления о проявлениях чувств у животных (чувствуют изменения условий среды – подготовка диких животных к зиме, другие воздействия: человека, зверей друг на друга и изменяют свое поведение); представления о том, что некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, – голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.; развивать наблюдательность, внимательность, любви к природе, животным  бережного отношения к ней.

Изобразительная деятельность «Мой верный друг».

Наблюдения за животными, окружающими человека.

Коммуникативные игры «Назови ласково детеныша домашних животных», «Я знаю пять имен животных»

Беседа «Какую пользу приносят домашние животные».

Чтение «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р.Киплинг.

Рассматривание иллюстраций по теме и составление рассказов «мое домашнее животное».

Игровое упражнение «Покажи животное».

3-я

Жители леса

 

Формирование экологической культуры,   чувства  ответственности за  животный и растительный мир планеты.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Коммуникативные игры «Покажи животное», «На кого из животных ты похож?», «Назови ласково детеныша животных»

Беседа «Как люди могут заботиться о жителях леса?», «Кто зимой не спит?».

Музыкально-ритмическая игра «Дождь идет»

4-я

Обитатели Юга и Севера

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию; побуждать заботиться о животных, беречь природу.

Беседа «Чем похожи и чем отличаются люди и животные?», «Как животные заботятся о своих малышах?»,

Игровая ситуация «Что будет если…?»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Рисование и выставка детских работ по теме.

Составление макетов природных зон.

Чтение Р.Киплинг «Маугли».

Беседа «Какие звери живут в зоопарке?»

Конструирование «Вольеры для животных в зоопарке».

Музыкально-ритмическая игра «У оленя дом большой»

Коммуникативная игра «Звери на болоте»

Декабрь «Зимушка-Зима»

Неделя

Тема занятий

Задачи

формы работы

1-я

Мир пернатых

Углублять и обобщать знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей к природе.   Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Беседа «Птицы и человек», «Есть ли польза человеку от птиц, и птицам польза от человека?»

Досуг «День птиц».

Д/и на классификацию птиц по существенным признакам (перелетные –  зимующие, водоплавающие – сухопутные и др.)

д/и «Угадай птицу», «Узнай по повадкам», «Птицы в сказках».

Кроссворды «Буквы рассыпались» (составление слов из представленных букв).

Презентация «Синички».

Аппликация «Синичка».

Изготовление кормушки для птиц из пластиковой бутыли.

2-я

Волшебница-Зима

Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки; передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце; создавать собственные танцевальные импровизации.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение С.Маршак «12 месяцев».

Составление рассказов «Герои сказки», «Кто из героев сказки нравится (не нравится) больше и почему?»

рисование, лепка, аппликация «Волшебница-Зима».

Слушание в аудиозаписи П.И. Чайковский «Времена года. Зима». Передача характера музыки посредством движения.

Имитационные упражнение «Покажи мимикой и жестами, что тебе холодно…»

Беседа «Зимняя погода» (по календарю).

3-я

Зимняя сказка

Активизировать представления о народных традициях и праздниках.

Развивать умение организовывать знакомую народную игру, исполнять роль ведущего.

Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Беседа «Как отмечают Новый год в разных странах?»

Коллективная постройка снежной крепости на

площадке.

Народные игры и хороводы.

Беседа «Что ты ждешь от нового года?»

4-я

Новый год

Побуждать рассказывать о подготовке к новому году в семье.

Закреплять умение работать в подгруппах.

Активизировать совместные впечатления и воспоминания.

Продолжать формировать мотивацию к обучению в школе.

Подготовка украшений для зала и группы.

Оформление портфолио группы (продолжение), раздел «Наши достижения».

Январь «Главное чудо света»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

2-я

Кто такой человек?

Продолжать учить детей осознавать собственную гендерную принадлежность.

Воспитывать толерантность.

Беседа «Как мы отмечали праздник Новый год?»

д/и «Письмо другу», «Я живу по адресу».

Рассматривание иллюстраций «Народы России и ближнего зарубежья», «Народы мира».

Чтение В.И. Рябинина «Происхождение человека».

Коммуникативная игра «Ладони-колени», «Клубочек» «Путаница», «Ручеек», «Липучки».

3-я

Какую одежду мы выбираем?

.

Закрепить понятие о сходстве и различиях в одежде девочек и мальчиков.

Закрепить представления о назначении одежды (повседневная, праздничная, офисная, народная).

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа «Как шьют одежду?», «Какие бывают ткани».

Чтение Б. Заходер «Портниха».

с/р и «Ателье».

Игровая ситуация «Придумай узор для ткани»

д/и «Узнай товарища по описанию одежды».

Беседа «Какую одежду носят только девочки, только мальчики?».

Рисование «Костюм для праздника». Защита своего костюма.

Игры в уголке ряженья «Составь костюм героя и защити его». Рассказы детей о своих костюмах.

4-я

Для чего нам мебель.

Чехов с нами

Продолжать знакомить с историей на примере эволюции мебели.

Закреплять представления о необходимости правильно устраивать свой быт, возможности бережной эксплуатации с целью сбережения сырья.

Познакомить с творчеством А.П.Чехова.

Рассматривание иллюстраций.

Экскурс в историю «Как возникла мебель?»

Беседа «Из чего сделана мебель?», «Сколько мебель может послужить человеку?».

конструирование «Мебель для куклы».

Беседа «Наш знаменитый земляк».

Оформление мини-музея «Лавка Чеховых».

Литературная гостиная – «Чеховские чтения».

Февраль «Дом, в котором мы живем»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

1-я

Что мы знаем о посуде

Воспитывать КГН.

Приобщать к культурным нормам и правилам, принятым в социуме.

Знакомить с историей появления посуды, и ролью посуды в быту человека.

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Игры по теме «Посуда»;

Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины, чугуна.

Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану-схеме.

дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерность», «Сосчитай и назови».

Коммуникативная игра «Поварята».

2-я

О чем мечтают дети

Побуждать детей активно выражать свои желания, чувства, формулировать  свои мысли, интересоваться желаниями других детей.

Рассматривание иллюстраций «Профессии».

Беседа «Кто твой любимый сказочный герой».

д/и «Кому что нужно для работы?»

рисование «Кем ты хочешь быть?»

Составление рассказов «Мне нравится».

Коммуникативная игра «Подарок на всех».  

3-я

Кто нас защищает?

Продолжать воспитывать гражданские чувства.

Способствовать осознанию роли воинов – защитников Родины.

Способствовать осознанию своего статуса, необходимости приобретения положительных морально-волевых качеств.

Беседа «Что такое быть мужчиной».

Фотоколлаж «Мой папа в армии служил».

Физдосуг  «Бравые солдаты».

Составление фотоотчета.

Рассматривание герба, флага. Слушание гимна.

Беседа «Наш флаг и герб – символы России».

Чтение В.Берестов «Пусть пулеметы не строчат».

с/р и «Военные учения и парад».

4-я

 Веселая Масленица

Активизировать представления о народных традициях и праздниках.

Фольклорный досуг.

Разучивание закличек, потешек, песен, хороводов.

Коммуникативная игра «Послушный мячик», «Узнай на ощупь».

Март «В кругу семьи»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

1-я

Мамы всякие нужны.

Способствовать развитию положительного отношения к окружающим людям, воспитывать уважение и терпимость к людям различного социального происхождения, национальности, возраста.

Познакомить с историей возникновения Международного женского дня.

Побуждать делать приятное для близких.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Игры в центре воды и песка «Пирог для мамы».

Рисование «Портрет для мамы».

 Выставка детских работ.

Лепка «Букет для мамы».

Поделки для мам.

Коммуникативная игра «Вежливые слова»

2-я

Кем ты хочешь быть?

Воспитывать уважение к людям труда. Побуждать гордиться трудовыми успехами и заслугами родителей.

Способствовать осознанию нравственных категорий трудолюбие и лень

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа «Кем работают твои родители?», «Кто работает в детском саду?»

п/и «Пожарные на учении».

ИЗО «Когда я вырасту».

Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Коммуникативная игра «Пресс-конференция – Когда вырасту я …»

Оформление портфолио ( продолжение) «Кем я буду, когда вырасту» (индивидуальные рисунки.)

3-я

Читаем сказки всей семьей.

Обеспечивать вхождение ребенка в социокультурное пространство.

На примере сказок показать смекалку русского народа.

Способствовать пониманию идеи сказки.

Привлекать семьи воспитанников  к участию совместных педагогических мероприятиях, поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги».

С/р игра «Библиотека».

Чтение русских народных сказок.

Совместное с родителями составление книжек-малышек «Моя любимая сказка».

Рисование и выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Коммуникативная игра «Клеевой ручеек»

4-я

Весенние каникулы. «Театр с нами».

Продолжать знакомить детей с различными видами театров (бибабо, пальчиковый, баночный, театр, перчаточный, кукольный).

Развивать способность постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности.

Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.

Воспитание любви к театру.

Углублять  интерес к  театрализованной игре, образу героя, сюжету,  театральной культуре.

Беседа «В каких театрах вы побывали?»

Чтение Н. Евреинов «Что такое театр?»

Театрализованная игра с элементами импровизации «Мы показываем спектакль».

Продуктивная деятельность: билеты, программки, афиши.

Посещение спектаклей театра «Карусель».

Изготовление пальчикового театра.

Беседа «Как можно общаться без слов?»

Коммуникативная игра «Покажи без слов»

Апрель «Мир вокруг нас»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

1-я

К нам пришла весна

Обобщать представления о сезонных изменениях и их влиянии на жизнь человека.

Воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

Способствовать созданию нравственных категорий «трудолюбие» и «лень».

Способствовать формированию гордости за свой труд.

д/и «Что бывает весной?».

Составление рассказов «За что я люблю весну».

Чтение О.Белявская «Весенние вести».

Чтение М. Пришвин «Разговор деревьев».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Высадка в грунт рассады томатов и перца.

Посадка однолетников на клумбе.

Чтение З.Александрова «Салют весне».

2-я

Земля в иллюминаторе.

Формировать элементарные представления о строении Солнечной системы.

Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты.

Обобщить представления о первом полете в космос Ю.Гагарина, первой женщине-космонавте.

Способствовать формированию чувства гордости за первенство России в освоении космоса.

Закрепить использование слов, связанных с космической тематикой.

Закреплять умение работать в подгруппе.

Познавательная беседа «Неизвестная вселенная», «Планеты Солнечной системы», «Первооткрыватели космоса».

Наблюдение за звездным небом.

ИЗО и аппликация «Космический пейзаж», Звездная фантазия».

Конструирование из бросового материала «На луне», «Пришелец».

Моделирование солнечных часов

с/р и «Космодром».

Физкультурный досуг «Космическое путешествие».

Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, зима и лето?»

д/и «Когда это бывает?», «Какое время года?», «Сложи по порядку», «Найди лишнее».

3-я

Зеленый свет.

Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Обобщать представления о поведении на улице и правилах дорожного движения.

Беседы «Кто участвует в движении?», «Тротуар – территория пешеходов», «Причины дорожно-транспортных происшествий»

Конструктивная коллективная деятельность «Гаражный комплекс».

ИЗО «Пешеходный переход», «Островок безопасности».

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Опасности на дорогах».

Чтение А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», У.Каганов «Мы едем в автобусе».

с/р и «Шоферы».

Моделирование ситуаций на знание ПДД на разметке асфальта территории д/сада с использованием атрибутов (коляски, светофоры, униформа регулировщика).

Создание макета улицы города.

4-я

От колеса до ракеты

 (история транспорта)

Доводить до понимания детьми, что в истории вещей отражена история страны, народа.

Закреплять умение работать в группах.

Побуждать детей к активному высказыванию своей позиции.

Беседа «Что я знаю о космосе».

Конструирование «Старинный автомобиль».

Настольная игра «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей».

Изобразительное творчество «Транспорт будущего».

Коллаж «Летим на Марс».

д/и «Раньше и теперь».

Май «Наши традиции»

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы

1-я

Этот День Победы.

Воспитывать уважение к памяти героев.

Воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну.

Формировать представление о жизни детей в военное время.

Закреплять формирование чувств уважения и благодарности к участникам войны.

Чтение Е.Благинина «Шинель», Ю.Коваль «Выстрел»

Составление рассказа по картине «День Победы».

ИЗО «Праздничный парад».

Конструирование из деталей большого конструктора «Военная техника».

Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы.

Конструирование из бросового материала «Военная техника времен войны».

Пение песен о войне.

Возложение цветов к памятнику павшим героям войны.

2-я

Моя семья (ее традиции).

Уточнить представления о генеалогическом древе и его составных.

Подводить детей к пониманию отношений внутри семьи, формировать чувство осознания себя, как принимаемого и любимого другими членами семьи.

Создавать в детском саду условия для разнообразных форм сотрудничества.

Воспитывать уважение к труду родителей.

Изобразительное творчество «Это я, это я, это вся моя семья».

Составление семейных рассказов «Кто живет в моем доме».

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (3-5 поколений).

с/р и «Семья».

3-я

Я и другие (диагностика).

Продолжать развивать  коммуникативную и социальную  компетентности детей, 

Беседа «Мальчики и девочки – одинаковые и разные».

Выставка коллекций мальчиков и девочек.

Беседа «В нашей группе самые хорошие девочки».

Коммуникативная игра «Нос к носу», «Ветер дует на..», «Пресс-конференция», «За что меня можно любить», «За что меня можно ругать» ,  «Я увлекаюсь..».

4-я

Дети познают мир (диагностика).

Помочь осознать себя выросшими, будущими школьниками. Побуждать сохранить память о первых друзьях.

Побуждать  сделать приятное людям, которые заботились о детях в детском саду.

Проводы в школу выпускников детского сада.

Беседа «Скоро мы пойдем в школу», «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)».

д/и «Угадай профессию».

Диагностика по программе «Развитие».

Продуктивная деятельность «Цвета России».

Беседа «Я – гражданин России».

Коммуникативная игра «Расскажи стихи без слов».



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

месяц

тема

задачи

вид деятельности

сентябрь

Культурный человек

раскрыть сущность полярных понятий: добро и зло, показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют;

учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Беседа «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?».

октябрь

Наше настроение

познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлениями у добрых и злых людей;

в доступной форме показать изменчивость настроения у людей;

познакомить со способами управления и регуляции настроения.

Беседа «Будем внимательными к настроению других»

Дидактическая игра «Мы – разные»

Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица»

ноябрь

Если добрый ты

обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки;

закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим;

учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

Беседа «Что такое доброта»

Беседа «Заботливость»

Чтение: русская народная сказка «Хаврошечка», А. Барто «Вовка - добрая душа»

декабрь

Хорошо ли быть злым

продолжать знакомство с полярными понятиями: добро — зло;

закреплять умение определять эмоциональное состояние людей;

учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости

Беседа «Щедрый и жадный медвежонок»

Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л. Толстой «Котенок»

январь

Настроение Бабы Яги

на примере сказочных персонажей учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (весёлый — грустный);

учить дифференцировать поступки сказочных персонажей, давать им моральную оценку.

Беседа «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе»

Чтение: русская народная сказка «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день»

февраль

Правила поведения

закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх;

развивать внимание, наблюдательность;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей

Беседа «Правила поведения в игре»

Чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Кошевая «Мой сын», А. Митта «Шарик в окошке», В. Осеева «Навестила»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошел в автобус»

март

Ссора

учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность;

знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в реальных ситуациях.

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай»

Чтение: Н. Кузнецова «Мы поссорились с подружкой»,  Г. Циферов «Когда не хватает игрушек».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие», «Как утешить, пожалеть обиженного».

апрель

Поговорим о труде

формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера человека;

учить детей быть внимательными к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием.

Беседа «Труд человека кормит, а лень портит»

Беседа «Что значит быть отзывчивым»

Чтение: В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

май

Дружба

актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе;

учить квалифицировать поступки их участников как дружеские и не дружеские.

Беседа «Дружелюбные товарищи»

Игра-беседа «Кто мы?»

Ситуация «Помоги другу»

Ситуация «Как развеселить друга»

Беседа: «Что чувствует твой друг?»



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей

 у детей среднего дошкольного возраста

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Чтение художественной литературы

К.Ушинский «Петушок с семьей»

Игры – имитации: Лиса.Заяц. Медведь. Волк. –учить детей координации речи и движений в процессе общения.

(«Азб.общ. , с.146)

Этюды на имитацию разных явлений природы: «Дует ветер», «Дождик», «Солнце», «Цветок».

 

Сценарий активизирующего общения «Ветер- ветерок» - побуждать детей ориентироваться на партнера, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками; сопровождать слова выразительными движениями. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание детей.

Рисование на тему «Осень наступила»- учить детей отражать признаки осени, работать вместе, составляя коллективную картину. Закреплять радостные эмоции при восприятии поэтических произведений об осени.

Игра - беседа «Кто мы?» - воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, показать отличие конкретного человека от других людей.

Игровое упражнение «Знаешь ли ты себя?» - учить детей описывать свою внешность.

Игра «Какая бывает погода»– учить детей понимать и оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

Подвижная игра «Кот Васька» - закреплять умение детей подражать характерным движениям животных.

Игры парами

Лото «Сад, цветник, огород» - закреплять наименования цветов, овощей, фруктов и соответствующие обобщающие наименования. Ориентироваться на партнера, вступать с ним в игровое взаимодействие (соревнование).

НОД «У природы нет плохой погоды»

Цель. Учить детей видеть и понимать изменения, которые происходят в природе в разные времена года, рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений. Развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Воспитывать способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми.

Октябрь

Чтение художественной литературы

М.Пляцковский «Урок дружбы»

Игра- имитация «Кто лучше» -развивать умение пантомимики.

Этюды на имитацию выразительности движений: «Я не знаю», «Грязь», «Вкусные конфеты». «Раздумье»

Сценарий активизирующего общения «Чья это песенка?»- побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Завести на каждого ребенка дневник настроения- дать детям возможность осознать свое эмоциональное состояние и развивать умение выражать его словами.

Рассказывание стихотворения руками.

«Облака» - развивать мимическую выразительность, память, мелкую моторику рук.

Беседа «Мое настроение» - познакомить детей с понятием «настроение»; познакомить с графическим изображением эмоциональных состояний.

Дид.игра «Настроение» -дать представление детям об их эмоциях и эмоциях других людей.

Дид.игра «Через стекло» - развивать умение передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных  движений.

Игры парами

«Да или нет» -называть детали предметов,  ориентироваться на сверстника, Вступать с ним в игровое взаимодействие.

Решение проблемных ситуаций.

НОД «Пойми меня»

Цель. Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорят, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела( мимикой, жестами, пантомимикой).

Обучать детей общаться при помощи жестов, мимики.

Ноябрь

Чтение рассказа Р.Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Этюд «Кто виноват»

Этюд «Два друга»

Сценарий активизирующего общения «Разноцветный сундучок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать  речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух детей.

Прослушивание песни В.Шаинского «О дружбе», «Улыбка»- обсуждение текста; предложить детям пропеть отрывок из песни.

Коллективное рисование на тему «Какой хороший день»- развивать у детей умение работать сообща, вместе радоваться полученному результату.

Беседа «Что такое дружба»- формировать у детей понятие «друг»,  «дружба»; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Дид.игра «Мы разные»- развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других людей.

Дид игра «Хорошо-плохо»- развивать у детей умение оценивать поступки и действия других с двух позиций: хорошо это или плохо.

Игры парами

«Угадай по звуку» - активизировать наименования игрушек, образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Ориентироваться на сверстника, вступать с ним в игровое и речевое взаимодействие.

НОД «Откроем волшебный ларец» - обучать детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств  в общении. Продолжать учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

Декабрь

Чтение стихотворения З Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)

Игра- инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» - знакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на поведение и на чувства людей.

Упражнение- инсценировка «Котенок»- учить детей вежливому общению.

Сценарий активизирующего общения «У маленькой Зины игрушки в корзине» - побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к использованию вежливых форм обращения. Поощрять игры со словами, звуками, рифмами. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание детей.

Дид .игра «Телефонный разговор» - объяснить детям значимость телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома. А также правила телефонного разговора.

Беседа «Что значит быть вежливым» - объяснить детям, что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает волшебные слова, но и всегда старается делать приятное другим людям.

 «Как надо здороваться» - обучать детей в зависимости от партнера, времени суток употреблять вариативные слова приветствия.

Игра- упражнение «Пожалуйста» - вырабатывать навык употребления  «волшебных слов»

Дид. игра «Умей извиняться» - учить детей уместно употреблять различные формы извинений.

Дид игра «У нас в гостях кукла Таня» - воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками.

Игры парами

«Подари игрушку» - побуждать детей к играм со словами. Ориентироваться на партнера, инициативно обращаться к нему.

НОД «Доброе слово и кошке приятно»

Цель. Развивать умение употреблять слова приветствия, благодарности, знакомить с различными формами прощания. Развивать способность преодолевать застенчивость и скованность.

Продолжать формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику).

Воспитывать потребность в доброжелательном общении: необходимость в общении друг с другом.

Январь

_________

Чтение  стихотворения В . Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Сюжетно- ролевая игра «Автобус» - закреплять нормы, правила поведения в общественном транспорте

Рассматривание и обсуждение с детьми пособия «Уроки хороших манер»

Предложить детям для раскрашивания иллюстрации по правилам поведения в общественных местах- уточнить и закрепить представления детей о нормах поведения.

________

Беседа «Какие бывают привычки» - формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание следить за своим внешним видом.

 «Как надо обращать к другому человеку с просьбой»

Дид игра «Не обзывайся» - объяснить детям необходимость соблюдения правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам.

Дид. игра «Солнечный зайчик» - продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу; развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

НОД «Урок вежливости в школе игрушек»

Цель. Продолжать  формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Развивать способность оценивать сове отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Развивать связную речь.

Февраль

Чтение художественной литературы

Л.Толстой «Еж»

Р.н.с. «Лиса и кувшин»

Игра- инсценировка по произведению Л.Толстого «Еж»- учить детей рассказать и разыграть сказку.

Игра «Закончи предложение» - учить детей ориентироваться на партнера, поддерживать речевое взаимодействие, соблюдать очередность в высказываниях.

Сценарий активизирующего общения «Весело мне» - побуждать детей вступать  в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, передавать содержание текста, используя выразительные движения. Активизировать глаголы. Стимулировать речевые игры со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, фонематический слух, голосовой аппарат детей.

Совместное сочинение сказки «Как грузовичок искал друга» - включать детей в совместный процесс сочинения сказки, развивать умение участвовать со взрослым в творческом рассказывании.

Беседа «Наши четвероногие  друзья» - развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, активно высказываться, реагировать на партнера).

Игры со звуками и словами- шутки-чистоговорки- учить детей различать на слух  звуки «с», «ш», закреплять правильное произношение.

Дид.игра «Путешествие» - учить детей задавать друг другу вопросы, обсуждать общую тему.

Игры парами

«Кто как кричит?» - активизировать наименования детенышей животных, образовывать глаголы  от звукоподражательных слов. Ориентироваться на партнера, поддерживать с ним речевое взаимодействие.

НОД «Путешествие в королевство с названием «Слово».

Цель. Обучать детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и понятно произносить слова( совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно.

Март

Чтение художественной литературы на тему «Бабушкин портрет»

Этюды «Любящие родители» , «Бабушкины ладони», «Бабушка заболела», «Утреннее фото»

Сценарий активизирующего общения «Не может ослик сказать «Мама!» - побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

Беседа «Что делают наши мамы и папы» - формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой профессии.

Беседа «Семейная фотография»- воспитывать у детей чувства семейной сплоченности

(на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Дид.игра «Мамины помощники» -учить детей радовать своих родных, оказывая им посильную помощь, воспитывать у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности.

Игры парами

«Сложи картинку» - закреплять наименования предметов одежды и мебели. Ориентироваться на партнера, вступать с ним в игровое соревнование.

НОД «Чем можно порадовать маму».

Цель: .Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

Апрель

Чтение стихотворений на тему «Не хочу быть плохим»

учить детей преодолевать дурные привычки.

Этюды «Лисенок боится», «Гроза», «Ночные звуки»- развивать умение детей мимикой, эмоциями передавать заданное.

Ролевая гимнастика.

Сценарий активизирующего общения «Загадки-складки» - побуждать детей вступать в содержательное общение со взрослыми и сверстниками. Составлять короткие  загадки- описания. Рассуждать при отгадывании. Стимулировать игры  со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, речевое дыхание.

Сюжетно- ролевая игра «Как побороть страх»- способствовать развитию смелости у детей, снятию страха.

Игра- беседа «Какие бывают привычки» -предложить детям обсудить , правильно ли поступают дети на предложенных картинках, почему эти привычки можно назвать «вредными», «плохими», «дурными»

Игровое упражнение «Закончи предложение!!

Дид.игра «Превращение» - обращать внимание детей на то, что любое негативное поведение можно изменить, нужно только очень постараться.

Игры парами

«Кому что нужно?» - закреплять обобщающие слова: «посуда», «одежда». Ориентироваться на партнера, соблюдать очередность игровых и речевых действий.

НОД «Что делать, если ты злишься»

Цель. Знакомить детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы  саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).

Май

Май

Чтение стихотворений о мальчиках и девочках.

 «Рукодельницы», «Мальчики играют», «Девочки играют»

Упражнение «Знакомство» - прививать навык общения мальчиков с  девочками.

Этюды «Игрушки», «Пуговица», «Тяжелая сумка»

Сценарий активизирующего общения «Кыш» - побуждать передавать содержание произведения через игру- драматизацию, вступать в диалогическое общение со сверстниками. Произвольно оперировать словами в игре «Съедобное - несъедобное». Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

Мини-конкурс «Модница» - дать детям понятие о том, как правильно и хорошо одеваться.

Беседа «С кем бы ты хотел дружить» - формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, формировать представление о дружбе мальчиков и девочек.

Дид.игра « Мальчик или девочка» - учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению).

Дид.игра «Кто что носит» - учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Игры парами

«Съедобное - несъедобное» - образовывать  наименование предметов посуды. Оценивать игровые действия партнера, аргументировать свое согласие или несогласие с ним.

«Наши отношения» - учить культуре общения мальчиков и девочек.

Подвижная игра «Лужа» - воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам, учить девочек благодарить мальчиков за их помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...