Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Дергоусова Анастасия Васильевна

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и

планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и

планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Ноябрь

Тема 2 недели: «Птицы в городе. Акция «Покормите птиц зимой»

Программное содержание: Расширить знание детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение, интерес к птицам.

Тема НОД по экологии: Как живут наши пернатые друзья зимой.

- Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;

- Установить связь между формой клюва и питанием птиц;

- Отметить взаимоотношения птиц во время зимовки;

- Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Литература: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 360

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация развивающей среды

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;

Установить связь между формой клюва и питания птиц;

Отметить взаимоотношения птиц во время зимовки.

Вызвать желание помочь птицам в зимнюю бескормицу.

Развивать умение составлять рассказы с опорой на наглядные модели существенных признаков птиц, особенностей их питания и правил охраны птиц.

Совершенствовать умение составлять рассказ по содержанию картин "Городской пейзаж с зимующими птицами", "Птицы зимой в лесу".

Формирование умение разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки птицы.

Познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за зимующими птицами.

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, заботливое отношения к птицам. Формировать безопасное поведение в природе в зимний период.

Совершенствовать умение передавать различия в величине изображения предметов (воробей маленький, ворона-большая).

 Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Наблюдение за птицами на кормушке

Задачи:

-уточнить названия птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка;

-формировать умение по следам  на снегу определять, кто прилетал к кормушке;

-воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Труд

Уход за комнатными растениями

Цель: формировать знания детей о комнатных растениях. Уточнить и обобщить представление детей о правилах ухода за комнатными растениями. Формировать трудовые умения и навыки ухода за комнатными растениями. Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать ценностное отношение к труду, желание помогать взрослым в уходе за комнатными растениями.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги:Г. Снегирев "Про птиц", Н. Сладков "Еловая каша", В. Зотов "Клест", "О птицах", "Кедровка", "Глухарь", В. Бианки "Кто в кормушку прилетел?"

2. Экологический центр: Модели строения птиц. Иллюстрации с изображениями разных птиц. Макет "Птицы на кормушке".

Экологические игры: лото "Птицы", "Помоги найти птенцам маму", "Покорми птиц", "Что лишнее?", "Выложи птицу из геометрических фигур".

Дидактические игры: "Угадай и назови", "Собери зимующих птиц", "Найди пару".

Предметные картинки "Птицы" для составления описательных рассказов.

Плоскостные фигуры воробья и вороны в уголке природы.

Словесные игры "Придумай словечко", "Один-много", "Кто в домике живёт?".

3. Центр физического развития: Шапочки-маски для подвижных игр, "Филин и пташки", "Перелетные и зимующие птицы".

4.Центр художественного творчества:

Трафареты и обводки птиц. Книжка - раскраска. Природные материалы для изготовления кормушек.

5. Игровой центр: Атрибуты для инсценировок. Строительный материал. Кормушки для птиц вывешенные на участке

Взаимодействие с родителями

 Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.

Организовать выставку "Эко-кормушки своими руками".

После наблюдения в природе составить рассказ ребенка о зимующей птицы и его оформить в мини-книгу.

Ноябрь

Тема 3 недели: «Мой город, профессий»

Программное содержание: Формировать первоначальные представления о родном городе (его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о его Дне рождения, о необходимости поддержания чистоты и порядка). Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека, о родных местах (город, страна). Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения.

Тема НОД по экологии: Строим экологический город "Экоград". (рассчитан на 2е недели)

  Задачи:

- Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.

- Формировать умение прогнозировать последствия своих действий.

- Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Литература: О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр.430

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация развивающей среды

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.

Формировать умение прогнозировать последствия своих действий.

Развивать воображение, творчество.

Развивать связную и выразительную речь. Воспитывать умение поддерживать беседу с воспитателем, выслушивать своих товарищей, уточнять их ответы.

Расширять словарный запас.

Воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь ее и сохранять.

Воспитывать любовь к родному городу, желание заботиться о его процветании.

Совершенствовать умение создавать коллективные работы. Развивать эстетический вкус, воспитывать желание участвовать в дизайне города ""Экограда".

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Наблюдение за воробьями

Цели: формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами, вызвать желание помогать птицам в зимний период.

Труд

Уход за комнатными растениями

Цель: формировать знания детей о комнатных растениях. Уточнить и обобщить представление детей о правилах ухода за комнатными растениями. Формировать трудовые умения и навыки ухода за комнатными растениями. Развивать мелкую моторику рук, речь детей. Воспитывать ценностное отношение к труду, желание помогать взрослым в уходе закомнатными растениями.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги:К. Ушинский "Птицы", Г. Цыферов "Дождь на колесах".

2. Экологический центр:

Дидактические игры: "Хорошо-плохо", "Прогулка по городу", "Береги природу".

3. Центр физического развития: Мячи и кегли для русской народной игры "Защищаем город".

4.Центр художественного творчества: разноцветные нити, бусины, ленточки, фантики конфет.

5. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Путешествие по родному городу".

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям поучаствовать в совместном творчестве с детьми:

"Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта", "Дом в котором я хотел бы жить", "Растения и животные Экограда".

Ноябрь

Тема 4неделя: «Семья, День матери»

Программное содержание: Формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение); дифференцированные представления: о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых. Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого окружения.

Тема НОД по экологии: "Строим экологический город Экоград"

  Задачи:

- Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.

- Формировать умение прогнозировать последствия своих действий.

- Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Литература: О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 430

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация РС

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.

Формировать умение прогнозировать последствия своих действий.

Развивать воображение, творчество.

Развивать связную и выразительную речь. Воспитывать умение поддерживать беседу с воспитателем, выслушивать своих товарищей, уточнять их ответы.

Расширять словарный запас.

Воспитывать гуманное отношение к природе, желание беречь ее и сохранять.

Воспитывать любовь к родному городу, желание заботиться о его процветании.

Совершенствовать умение создавать коллективные работы. Развивать эстетический вкус, воспитывать желание участвовать в дизайне города ""Экограда".

 Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Наблюдение за птицами (голуби)

Цели: расширить знания детей о птицах, умение анализировать.

Труд в природе

Расчистка дорожек от снега и посыпание их песком. Подкормка птиц на участке.

В уголках природы самостоятельный полив комнатных растений, кормление улиток, уход за посадками.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: К. Ушинский "Птицы", Г. Цыферов "Дождь на колесах".

2. Экологический центр:

Дидактические игры: "Хорошо-плохо", "Прогулка по городу", "Береги природу".

3. Центр физического развития: Мячи и кегли для русской народной игры "Защищаем город".

4.Центр художественного творчества: разноцветные нити, бусины, ленточки, фантики конфет.

5. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Путешествие по родному городу".

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям поучаствовать в совместном творчестве с детьми:

В сочинений небольших рассказов "Экоградцы - какие они?".

Декабрь

Тема 1 неделя: «Зима. Природный и животный мир зимой»

Программное содержание: Расширять знания детей о зиме, зимних приметах и особенностях. Формировать у детей обобщенные представления о зиме как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках зимы; о связях между явлениями живой и неживой природы. расширять знания детей о животных зимой, представление детей об условиях, необходимых для жизни животных. Рассказать детям об охране животного мира. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

Тема НОД по экологии: "Как животные приспособились к зиме"

  Задачи:

- Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

- Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

- Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.

- Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Стр. 385

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Стр. 107

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация РС

Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Познакомить детей с тем, как условия среды обитания влияют на особенности поведения животных, учить самостоятельно, устанавливать эти связи.

Развивать психические процессы: мышление внимание, память, слуховое восприятие.

Продолжать обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих жилье зверей, их повадки, внешний вид и особенности поведения.

Продолжать обучать детей навыкам составления рассказов, учить отвечать на вопросы, используя правильные грамматические формы.

Развивать умение делать умозаключения, выводы, использовать их в активной речи.

Продолжать воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Закреплять элементарные представления о том, какую помощь оказывают люди животным.

Развивать игровые навыки, самостоятельность, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Развивать изобразительные навыки в рисовании животных.

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Наблюдение за воробьем

Цели:

- продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

- формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

- учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Опыт по выявлению плывучести предметов.

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию»

стр. 304

Труд в природе: уборка участка от снега, утепление снегом молодые деревья и кустарники. Установка кормушек, подкормка птиц на территории птичьей столовой.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, посадка травы для кошек.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги:К. Чуковский «Доктор Айболит», русс. Нар. Сказки «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Сухомлинский  «Зайчик и рябина».

2. Экологический центр:Модели приспособления зверей к зиме и правил поведения в природе.

3. Центр физического развития:  Шапочки-маски животных для подвижных игр.

4.Центр художественного творчества:  Иллюстраций животных в зимней природе. Раскраски по теме занятия педагога-эколога. Аудиозаписи: А. Вивальди «Зима», Чайковский «Времена года».

5. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь доктора Айболита», «Зоопарк».

Взаимодействие с родителями:

Привлечь родителей к созданию книжек-малышек о животных нашего леса. (Стихотворения, загадки, рассказы, картинки)

Организация и проведение конкурса поделок, выполненных из пластилина, глины, на тему животные нашего леса.

Декабрь

Тема 2 неделя: «Зима. Зимние забавы (СаниДей)»

Программное содержание: Уточнить знания детей о зиме, о занятиях человека зимой, о Новогоднем празднике. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах, о празднике Новый год, Рождество, старый Новый год, Крещение, дать представление о празднике, о подготовке к нему, о традиции русского норода - встречать Новый год, Рождество.

Тема НОД по экологии: "Клуб знатоков леса"

  Задачи:

- Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.

- Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, принимать простейшие причинно-следственные связи.

- Развивать доказательную, связную речь у детей.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 353

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. стр. 83

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация РС

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.

Развивать умение самостоятельно мыслить и развивать познавательную активность детей.

Совершенствовать развитие доказательной, связной речи.

Развивать умение детей четко формулировать ответы на вопросы.

Активизировать словарный запас детей: "линька", "маскировка".

Воспитывать интерес к природе, уважительное и бережное отношение ко всему живому.

Развивать умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

Развитие творческого воображения, фантазию, мышление при рисовании "Пушистые жители леса".

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
  • учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Опыт на прогулке: Выявление механизма образования инея.

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 303

Труд в природе: уборка участка от снега, утепление снегом молодые деревья и кустарники. Установка кормушек, подкормка птиц на территории птичьей столовой.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, сортировка семян в коллекцию.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Птичья столовая», Ю. Коваль «Заячьи следы», В. Золотов «Волк», «Лось», Е.  Чарушин  «Медвежонок».

2. Экологический центр: Коллажи «С кем ель дружит?», «Зачем белке пушистый хвост».

Д/игры: «Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Где чей дом?», «Кто чем питается?», «Живое домино».

3. Центр физического развития: Атрибуты для подвижных игр и упражнений по теме недели.

4.Центр художественного творчества:  Аудиозаписи: А. Вивальди «Зима», Чайковский «Времена года».

5. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь доктора Айболита»

Взаимодействие с родителями:

Рекомендовать родителям сходить с детьми в дом природы города Стрежевого.

Декабрь

Тема 3 неделя: «Зима. Пора волшебства.»

Программное содержание: Развитие интереса к самому волшебному празднику в году. Воспитание артистических качеств. Раскрытие творческого патанциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. Продолжать работать по формированию интереса к волшебным сказкам. Рассматривание иллюстраций "Новый год". Развитие интереса детей к художественному и актерскому мастерству. Формирование эмоционального отношения к предстоящим праздникам.

Тема НОД по экологии: Экологическая викторина "Знатоки природы"

  Задачи:

- Закрепить знания детей о природе.

- Вырабатывать быстро находить правильный ответ.

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 220

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. стр. 83

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное творчество

Организация РС

Закреплять и обобщать знания детей о явлениях природы.

Учить выявлять характерные особенности явлений и объектов природы, узнавать их по описанию.

Формировать обобщенное представление детей о временах года. Активизировать мышление, память, воображение, развивать сосредоточенность внимания.

Учить детей рассуждать.

Продолжать учить строить речевые обороты, используя синонимы, антонимы.

Развивать диалогическую речь, умение рассуждать, давать полный содержательный ответ на поставленный вопрос.

Формировать у детей осознанное отношение к объектам природы, учить выражать свою заботу в полезной деятельности.

Воспитывать экологическое сознание.

Подводить детей к пониманию роли человека в охране рироды.

Воспитывать умение работать в команде сверстников, быть доброжелательными друг к другу.

Привлечь детей к совместному со взрослыми творчеству по созданию альбомов, коллажей, книжек-малышек.

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

Сравнительное Наблюдение за воробьем и синицей

Цели:

  • на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
  • воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Труд в природе:уборка кормушек иподкормка птиц на территории птичьей столовой.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, подготовка к посадке комнатных цветов.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги:В. Бианки "Месяц белых троп", А. Стрижев "Декабрь", С.Я. Маршак "Это - снежная страница", Н. Сладков "Лесная книга жалоб".

2. Центр речевого развития:

Д/игры: "Я знаю пять названий", "Живое- неживое", "Кто летает, бегает, прыгает", "Четвертый - лишний".

3. Экологический центр: Плакаты "Кто живет в лесу?", "Что растет в лесу?", "В мире животных".

4. Центр физического развития: Атрибуты для подвижных игр и упражнений по теме недели.

5.Центр художественного творчества: К. Юон "Русская зима".Раскраски, силуэты животных и растений.

6. Игровой центр: Драматизация сказок о животных.

Взаимодействие с родителями:

Изготовление книжек-малышек "Кто живёт в лесу?", "Что растёт в лесу?".

Январь

Тема 2 неделя: Надо с книгами дружить (библиотека, писатели)

Программное содержание: Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям. Привлечение внимания детей к оформлению книг, к иллюстрациям. Формировать коммуникативные навыки. Учить развивать речь, обогащать словарный запас. Организовать ремонт и реставрацию старых книг. Учить работать в командах и парах.

Тема НОД по экологии: «Как появилась книга»

 Цель:в процессе познавательной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о книге.

Задачи:

  • развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
  • совершенствовать навыки связного высказывания;
  • познакомить детей с разновидностями бумаги;
  • воспитывать уважение к труду взрослых;
  • воспитывать интерес и любовь к книге как источнику знания.

Литература: Н.В. Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.»  Стр. 204

Наблюдение в природе

Наблюдаем за работой дворника

Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 54

Труд в природе: уборка участка от снега, кормление птиц.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, кормление улиток Ахатин.

Опыт:

  1. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

Познакомить с Красной книгой

Организация развивающей среды

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как ребенка подружить с книгой».

Консультация для родителей «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Январь

Тема 3 неделя: Там на неведомых дорожках … (сказки, подготовка к недели театра)

Программное содержание: Расширение интереса к художественной и познавательной литературе. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. Учить слушать литературные произведения, выделять обозначенные характеристики, вызывать яркий эмоциональный отклик на понравившееся произведение. Развивать речь, обогащать словарный запас. Учить выразительно пересказывать с использованием слов и выражений из текста.

Тема НОД по экологии: Подготовка сказки на театральную неделю.  «В гостях у Синички»

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, развивать интерес к сценическому искусству.

Образовательные задачи:

Продолжать учить выполнять коллективную работу, соблюдая последовательность действий.

Развивающие задачи:

Развивать воображение, творческую инициативу, пантомимические навыки, выразительность речи, умение использовать в работе с бумагой технику обрывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать коммуникативные качества и самостоятельность.

Литература: Смотреть неделю «Зимующие птицы»

Наблюдение в природе

 «Где чей след»

Цель: развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 71

Труд в природе: уборка участка от снега, кормление птиц.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, кормление улиток Ахатин.

 Опыт:

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый).

Организация развивающей среды

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Взаимодействие с родителями

Рекомендация для родителей «Там на неведомых дорожках…»

Январь

Тема 4 неделя: Чудесный мир театра

Программное содержание: Расширение интереса к художественной и познавательной литературе. Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления. Учить слушать литературные произведения, выделять обозначенные характеристики, вызывать яркий эмоциональный отклик на понравившееся произведение. Развивать речь, обогащать словарный запас. Учить выразительно пересказывать  с использованием слов и выражений из текста.

Тема НОД по экологии: «Поможем героям сказки».

  Задачи:

- Привить интерес к сказкам, стимулировать желание помочь героям сказки;

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования.

- Расширять представления о дереве, его качестве и свойствах;

- Формировать понятие о том, что выбор подарка может зависеть от половой принадлежности.

Литература: Н.В. Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.»  Стр. 68

Наблюдение в природе

Зимние забавы

Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 67

Труд в природе: подремонтировать снежные построек.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, кормление улиток Ахатин.

 Опыт:

  1. «Почему не тонут корабли?»

Литература: О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 307

Чтение художественной литературы:

Н. Сладков «Январь».

Организация развивающей среды

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как ребенка подружить с книгой».

Консультация для родителей «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Февраль

Тема 1 неделя: "Разнообразие мира животных"

Программное содержание:

Тема НОД по экологии: "Путешествия мамонтенка"

  Задачи:

- Закрепить знания о четырех классах животных: насекомые, птицы, зверях, рыбах.

- Учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных.

- Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку.

- Обогащать словарный запас.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 356

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. стр. 85

Наблюдение в природе

"Наблюдение за животными"

Цель: познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши животных. Воспитывать доброе отношение к животным.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 73

Труд в природе: подремонтировать снежные построек.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, кормление улиток Ахатин.

 Опыт "Что такое конденсация"

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет Стр.7

Показ мультфильма про животных.

Организация развивающей среды

Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: Д. Непомнящая "Мама для мамонтенка", Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост".

 2. Центр речевого развития: оформление воспитателями стихотворения, загадки, сказки, рассказы о животных, придуманные детьми.

3. Экологический центр: Модели существенных признаков зверей, рыб, птиц, насекомых.

4. Центр физического развития: Атрибуты для подвижных игр и упражнений по теме недели.

5.Центр художественного творчества: обводки, трафареты, книжки-раскраски о животных, обучающие альбомы по рисованию животных. Аудио записи голосов животных.

6. Игровой центр: Небольшие объемные фигурки животных разных климатических поясов. Шапочки - маски животных.

Взаимодействие с родителями:

Консультация "Что можно рассказать ребенку о животных".

Порекомендовать посетить дом природы города Стрежевого.

Февраль

Тема 2 неделя: «Подводный мир. Рыбы.»

Программное содержание:

Тема НОД по экологии: "Подводное путешествие"

  Задачи:

- уточнить представление детей о строении рыб, их образе жизни;

- познакомить с обитателями рек и морей.

- учить детей описывать словесно и зарисовывать характерные особенности внешнего вида рыб, определять их свойства и различие;

- совершенствовать речевое общение детей со взрослыми, друг с другом;

- поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к живой природе.

Литература:

М. Н. Сигимова "Познание мира животных: занятия с детьми 3-7 лет" стр. 197

Наблюдение в природе

"Где чей след?"

Цель: Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 73О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 303

Труд в природе: уборка участка от снега, утепление снегом молодые деревья и кустарники. Установка кормушек, подкормка птиц на территории птичьей столовой.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями, сортировка семян в коллекцию.

Опыт:

Цель: Показать детям, что при загрязнении воды в водоемах страдают рыбы и водоплавающие птицы.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Детские экологические проекты Стр. 157

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: 

Сказки: Г.Х. Андерсен "Дюймовочка", "Гадкий утенок";

Л. Мурр "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду", А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Н. Токмакова "Где спит рыбка?", Н. Осипов "В воде и у воды", Н. Носов "Карасик".

2. Экологический центр: Поместить модели "Правила поведения у водоемов", плакат "Кто живет в реке и у реки". Модели приспособления животных к водной среде обитания.

3. Центр физического развития: Поместить атрибуты для подвижных игр.

4. Центр художественного творчества: Поместить репродукции картин А. Васнецова "Озеро", К. Крыжицкий "Озеро", И. Левитан "На озере", "Тихая обитель". Поместить аудио - записи с голосами водоплавающих птиц. Раскраски, обводки, трафареты обитателей озер и рек, материалы для изобразительной деятельности.

5. Игровой центр: Поместить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "У реки", "Рыбалка".

Взаимодействие с родителями:

Рекомендовать родителям сходить с детьми в дом природы города Стрежевого.

Февраль

Тема 3 неделя: "Наша армия. Защитники." (профессии, некоторые виды транспорта)

Программное содержание:

Тема НОД по экологии: "Колыбельная из двух слов"

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 375

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Стр. 98

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Организация развивающей среды

Формировать у детей элементарные знания о самом важном органе человека - сердце.

Развивать логическое мышление, способность к сравнению.

Развивать умение концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Развивать способность делать умозаключения и выводы на основе физиологических наблюдений (сердцебиение, пульс). Формировать основу здоровьесберегающего мышления - умения использовать полученные знания для укрепления здоровья.

 Развивать умение детей составлять рассказы из личного опыта о доброте, сердечности, любви к родным людям.

Расширять и обогащать словарный запас и кругозор детей - подбор прилагательных к слову "сердце".

 Воспитывать доброжелательное отношения к своим близким и друзьям.

Предложить нарисовать сказочного героя с "добрым сердцем".

 Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

"Морозный солнечный денек"

Цель: Сформировать у детей представления о зиме.

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 41

Труд в природе: уборка участка от снега, кормление птиц, расчистка снежных фигур.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями.

Опыты

"Как работает наше сердце"

 (3 опыта)

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Стр. 100

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: В. Катаев "Цветик-семицветик", В. Осеева "Волшебное слово", К. Чуковский "Доктор Айболит".

2. Экологический центр:

Плакат "Как работает наше сердце".

Модель "Как беречь своё сердце".

3. Центр художественного творчества: Различные материалы для изготовления сердечек.

4. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Больница", "МЧС". Атрибуты для драматизации сказки "Доктор Айболит".

Взаимодействие с родителями

 Наглядная информация для родителей "Профилактика детского травматизма зимой".

Консультация для родителей  "Как сохранить сердце здоровым".

Выставка "Любящее сердце" (сердечки изготовленные из разных материалов).

Февраль

Тема 4 неделя: ОБЖ "Огонь друг, огонь-враг"

Программное содержание:

Тема НОД по экологии: "Что такое огонь?"

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 368

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Стр. 96

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Организация развивающей среды

Познакомить детей с огнем как с явлением неживой природы.

Формировать представления о том, какую пользу приносить огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Развивать ассоциативные связи с помощью коллажей.

Познакомить с тем как человек использует огонь - с давних времен и до нашего времени.

 Обогащать словарный запас детей "трут", "кремень", "огнедышащий вулкан".

Развивать умение делать выводы и умозаключения, использовать их в активной речи.

Развивать монологическую речь.

 Формировать у детей представления о правилах поведения с огнем и мерах предосторожности.

Воспитывать уважение к труду пожарных.

Продолжать обучать детей нетрадиционным приемам рисования.

 Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

"Наблюдаем за ветром".

Цель: познакомить детей с таким явлением как "метель", "вьюга".

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 43

Труд в природе: уборка участка от снега, кормление птиц, расчистка снежных фигур.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями.

Опыт

Для горения необходим кислород.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Дневник занимательных экспирементов для детей 6-7 лет  Стр. 2

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: А. Шевченко "Как ловили уголька", Л. Толстой "Пожарные собаки", Т. Шорыгина "Осторожные звери", С. Маршак "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое", Кошкин дом", Т. Фетисов "Куда спешат машины".

2. Экологический центр: Картины "Что такое огонь", "Как человек огонь приручил".

Макет "Вулкан", Коллаж "Как человек использует огонь".

3. Центр художественного творчества:

Раскраски на тему пожаробезопасного поведения детей. Выставка рисунков детей по пожарной безопасности.

4. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Пожарные".

Взаимодействие с родителями

 Консультация для родителей "Безопасность детей - в наших руках".

Наглядная информация "Не играй с огнем".

Март

Тема 1 неделя: Мамин праздник. Цветы.

Программное содержание:

Тема НОД по экологии:  "Комнатные растения - спутники нашей жизни"

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» стр. 401

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе. Стр. 116

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Организация развивающей среды

Продолжать закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, вегетативное размножении.

Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода "моделирование".

Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности.

 Совершенствовать умение  детей вести доказательную речь, рассуждать, делать выводы.

Активизировать словарь детей: "вегетативное размножение", "черенки", "отпрыски", "деление куста", "луковицы".

Продолжать подбирать точные слова и правильные грамматические формы для выражения своих мыслей.

Развивать речевое творчество.

 Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям, желание использовать трудовые навыки при уходе за ними.

Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками.

Аппликация "Открытка для мамы".

 Создание дидактических игр для индивидуальной работы по теме.

Наблюдение в природе

"Наблюдаем за ветром".

Цель: познакомить детей с таким явлением как "метель", "вьюга".

Литература: Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» Стр. 43

Труд в природе: уборка участка от снега, кормление птиц, расчистка снежных фигур.

Труд в уголке природы: Уход за комнатными растениями.

Опыт

Для горения необходим кислород.

Литература:

О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» Дневник занимательных экспирементов для детей 6-7 лет  Стр. 2

Взаимодействие с воспитателями:

РППС в центрах:

1. Центр книги: 

2. Экологический центр: Картины "Что такое огонь", "Как человек огонь приручил".

Макет "Вулкан", Коллаж "Как человек использует огонь".

3. Центр художественного творчества:

Раскраски на тему пожаробезопасного поведения детей. Выставка рисунков детей по пожарной безопасности.

4. Игровой центр: Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Пожарные".

Взаимодействие с родителями

 Консультация для родителей "Безопасность детей - в наших руках".

Наглядная информация "Не играй с огнем".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию экологической культуры детей 3-4 лет.

Перспективное планирование для работы с детьми и родителями.Вторая младшая группа....

Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей.

Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей....

Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей

Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе....

Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.    Воспитание правильного отношения дете...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек бу...