Проект "Лаборатория почемучкина"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Ревуцкая Екатерина Николаевна

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_pochemuchkina_moy_proekt.odt65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый

Тематический проект

  1.  «Лаборатория Почемучкина»
  2. (подготовительная группа)

                                                                                      Подготовила:

                                           

                               Ревуцкая Екатерина Николаевна

                                               

2019 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

  1. «Лаборатория Почемучкина».

Руководитель проекта

Воспитатель МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

Ревуцкая Екатерина Николаевна

Возраст воспитанников

6 -7  лет

Состав группы

Воспитанники 2 подготовительной к школе  группы,

Воспитатель – Ревуцкая Е.Н. родители воспитанников

Тип проекта

фронтальный, среднесрочный

Вид проекта

информационно-исследовательский

Срок реализации проекта

Январь - май

Направленность

Познавательная

Актуальность

    Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно – исследовательского поведения ребёнка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребёнка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной её разработанности в плане развития ребёнка.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Проблема

В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель проекта

Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи проекта

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Оборудование

Утилизированный материал: красители – гуашь, краски акварельные; медицинский материал – пипетки, шприцы без делений, мерные ложки, сода, лимонная кислота, моющее средство, молоко, песок, сахар, крахмал и т.д.

Прочие материалы: воздушные шары, пластиковая бутылка, поднос.

Предполагаемые результаты

Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Предполагаемые продукты (выход)

1. Выступление на родительском собрании

2. Презентация проекта в виде консультации для педагогов.

Этапы работы над проектом

№ п/п

Содержание

Сроки

I этап. Подготовительный

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Январь

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Январь

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.  Мониторинг на начало учебного года

Февраль

II этап. Основной

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Январь - Май

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Январь - Май

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

2

Мониторинг на конец учебного года. Сравнительный анализ результатов

Май

Реализация плана проекта.

Месяц

Недели

Тема

Содержание работы

Январь

1

Диагностика

Заполнение диагностической карты. Анкетирование родителей

2

«Что такое опыты?»

Беседа с детьми на тему «Что такое опыты?», просмотр презентаций на темы: «Что такое ХИМИЯ», рассматривание и запоминание условных обозначений для проведения опытов

3

«Вода-волшебница» и «Король  Сахар»

Беседы: «Волшебница вода», «Что такое сахар?» Расширять представления у детей о свойствах воды и сахара: имеет цвет (белый, красноватый, коричневый), не имеет ни запаха,  имеет вкус. Эксперименты: опыт «Пизанская башня»,  « Разноцветный сахар», «Разбегающиеся зубочистки»

Дидактическая игра «Узнай на вкус». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

4

«Вода-волшебница»

Беседа о других свойствах воды. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что вода не только растворяет предметы и вещества, но и способствует росту кристаллов.

 Рассматривание иллюстраций в энциклопедии с изображением природных кристаллов.

Эксперимент: опыт «Вырастить драгоценность»

Февраль

1

«Вода-волшебница»

Эксперимент: опыт «Вырастить драгоценность» Продолжение  

2

«Это интересно»

Просмотр презентаций и видеороликов про опыты, которые можно сделать дома с родителями.

3

«Польза фруктов»

Беседа о фруктах. Расширить знания  у детей о свойствах лимона.

Игры: «Чудесный мешочек», «Свари варенье и компот», «Угадай на вкус», «Во саду ли в огороде»

Эксперимент: опыт «Невидимые чернила» и «Лимон надувает воздушный шар»

4

«Полезные ископаемые»

Познакомить детей со свойствами песка. Эксперимент: опыт «Кинетический песок»,

Игры: «Назови природные ископаемые», «Что для чего», «Из чего построен дом?»

Март

2

«Это интересно»

Просмотр презентаций и видеороликов про опыты, которые можно сделать дома с родителями.

3

«Откуда появилась соль?»

Познакомить детей со свойствами соли.

Просмотр презентации «Свойства соли»

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии с изображением природных кристаллов.

Эксперимент: опыт «Вырастить драгоценность»

 «Лавовая лампа»,

4

«Откуда появилась соль?»

Эксперимент: опыт «Красим  соль»,  «Как заставить яйцо плавать».

Апрель

1

«Что такое снег?»

Беседа: «Откуда берется снег», «От чего снег тает?»

Просмотр презентации: «Красавицы снежинки»

Эксперимент: опыт «Искусственный снег». Закрепить интерес детей проводить опыты, используя ингредиенты, которые есть дома.

Рассмотреть снежинку в лупу.

2

«Молочные реки»

Беседа о свойствах и пользе молока. Познакомить детей со свойствами молока, действиями  моющих средств на вещества в нем находящихся.

Создание дидактической игры: «Молочные продукты»

Эксперимент: опыт «Взрыв цвета в молоке»

    Май

1

Диагностика

Заполнение диагностических карт.

2

Поведение итогов

Выступление на родительском собрании.  Презентация проекта в виде консультации для педагогов.

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

Используемая литература.

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Дыбиной О. В. "Ребёнок в мире поиска";
  3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
  4. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
  5. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям
  6. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
  7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка - Пресс, 1997 .
  8. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  9.  Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
  10. Интернет ресурсы

Приложение

Анкета для родителей

Цель: Изучение проблемы проведения экспериментов родителей с детьми  в домашних условиях.

1. Проводятся ли Вами дома с Вашим ребенком элементарные опыты?

ДА  НЕТ(Подчеркнуть нужное) Какие?

а) с бумагой;

б) с водой;

в) с магнитами.

2. Знают ли дети о свойствах материалов?  ДА  НЕТ ( подчеркнуть нужное)

а) магнита;

б) пластмассы;

в) дерева.

3) Есть ли у ребенка дома предметы, направленные на развитие познавательной активности? ДА НЕТ (подчеркнуть нужное)

а) магниты;

б) микроскоп;

в) увеличительные стекла;

г) различные виды бумаги, ткани, дерева.

4) Как Вы думаете, нужно ли проводить элементарные опыты или занятия в детском саду? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть)

5) Рассказывает Вам дома ребенок, какие опыты мы проводим? ДА  Нет          (нужное подчеркнуть)

Спасибо!

Анкета для родителей

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

• да;

• нет;

• не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?

• часто

• редко

• всегда

• никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

экспериментирует самостоятельно

• просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?___

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое?___

• считаю нужным

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

• да

• нет

• иногда

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___

Спасибо за сотрудничество!

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Рекомендации для родителей.

Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

  1. Опытов и экспериментов для детей
  2. «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Вам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. 

  1. РАЗНОЦВЕТНЫЙ САХАР

Предлагаем сделать вместе с детьми еще один простой, но увлекательный эксперимент,  демонстрирующий  свойства воды. 

Вам понадобятся: стакан, две ложки сахара на десять ложек питьевой воды, пищевые красители, фольга и несколько блюдец (их количество равно числу пищевых красителей).

В стакане с водой тщательно размешайте сахар до полного растворения. Положите на каждое блюдце фольгу и налейте по две ложки сладкого раствора. Добавьте красители. Аккуратно перемешайте. После этого оставьте блюдца в теплом месте на три дня. Вода за это время испарится, а у вас останутся кристаллы цветного сахара. Их можно раздробить и перемешать, получится разноцветный сахар.

Что происходит: молекулы воды испаряются, т.е. переходят из жидкого состояния в парообразное, а молекулы сахара, смешанные с красителем, остаются.

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
    1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

     2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

     3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

  1. ВЫРАСТИТЬ ДРАГОЦЕННОСТЬ

Почти все в детстве испытывали восторг от зрелища кристаллов, выращенных своими руками (или руками учителя химии). А ведь сделать это дома, вместе с ребенком – очень просто. Попробуйте создать сверкающие «драгоценности» белого или синего цвета.

  1. Белый кристалл

Вам понадобятся: соль, стеклянная банка,  толстые нитки, карандаш.

В очень горячую, но не кипящую воду потихоньку насыпайте соль и хорошо ее размешайте. Ваша задача - сделать очень концентрированный,  поэтому  соль надо добавлять до тех пор, пока она уже не перестанет  растворяться. К карандашу привяжите нитку и опустите ее в воду таким образом, чтобы она не касалась ни дна, ни стенок сосуда (карандаш выполняет роль перемычки и лежит на банке). Очень скоро на нитке образуются маленькие кристаллики соли. С каждым днем они будут расти, и увеличиваться в размерах. И через некоторое время у вас будет замечательное «ожерелье».

  1. Синий кристалл

А если взять вместо соли медный купорос (он продается в садоводческих магазинах в качестве удобрения), можно вырастить одиночный кристалл великолепного синего цвета. Как и в первом случае делаем перенасыщенный раствор и опускаем в него нитку.  Когда на ней появятся кристаллики, выньте нитку из раствора и отломите наиболее крупный и ровный кристалл. Привяжите его на новую нитку и погрузите его в раствор так, чтобы он находился по центру сосуда. Одиночный кристалл растет долго, зато результат получается потрясающе красивый.

Не забывайте доливать раствор, ведь жидкость будет потихоньку испаряться. Для этого приготовьте в другой банке такой же раствор и дайте ему день отстояться. После этого долейте необходимое количество жидкости в наш сосуд. Если все было правильно сделано, приблизительно через месяц Вы получите великолепный ярко синий кристалл, похожий на драгоценный камень.

Что происходит: В горячей воде растворимость соли или медного купороса увеличивается. А при остывании избыток вещества выделяется из раствора и оседает на центре кристаллизации, которым в первом случае является наша нить, а во втором - маленький кристаллик.

  1. НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА

Вам понадобятся: лимон, блюдце, лист белой бумаги, тонкая кисточка.

Разрежьте лимон напополам. И сильно нажав на него, постарайтесь выжить немного сока в блюдце. Окуная кисточку в сок, пишем тайное послание. Когда сок высохнет, письмо почти исчезнет. Для того чтобы узнать тайну, написанную на этом листе, надо прогладить бумагу горячим утюгом.  От тепла бесцветные буквы станут коричневыми.

  1. Из чего еще можно сделать невидимые чернила: яблочный сок; насыщенный раствор обыкновенной  питьевой соды; сок лука.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, во время правления которого появилась Великая Китайская стена, был очень подозрительным человеком. Он переезжал из одного дворца в другой, никогда не спал в одной комнате две ночи подряд, и, конечно же, использовал тайнопись. Свои послания он писал густым рисовым отваром, который после высыхания написанных иероглифов не оставляет никаких видимых следов. Если такое письмо слегка смочить слабым спиртовым раствором йода, то появляются синие буквы. А император для проявления письма пользовался бурым отваром морских водорослей, содержавшим йод.

А вот члены российской тайной организации «Черный передел» тоже использовали в переписке невидимые чернила. Тайные письма были написаны разбавленным водным раствором медного купороса (сейчас медный купорос используют как удобрение). Проявлялся такой текст, если бумагу держали над пузырьком с нашатырным спиртом — водным раствором аммиака. Буквы окрашиваются в ярко-синий цвет из-за образования аммиачного комплекса состава.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка. 

  1.  Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
  2.  В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
  3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Научи яйцо плавать 

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

  1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
  2.  Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
  3.  Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
    Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Взрыв цвета в молоке

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент,
вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватная палочка
- тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство для мытья посуды и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Цветная соль

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Лавовая лампа

вам понадобятся:

Чистая пластиковая бутылка или красивая банка (0,5-1 л)

Воронка для жидкости

Растительное масло

Пищевой краситель (можно использовать зеленку)

 Шипучая таблетка (например Аспирин Упса)

 Вода

Фонарик

Приступим?

Наполните бутылку или банку водой на ½. Интересно использовать не только прозрачные баночки, бутылочки, а воспользоваться, например, бутылочкой из цветного пластика. В нашем случае — это зеленая бутылка. Не берите слишком большие емкости. Красивее получается в узких бутылочках. Если же нет подходящих баночек, можно сделать в бокале. Добавьте краситель. В качестве красителя можно использовать зеленку. Цвет получается нежно голубой, который хорошо контрастирует с желтым цветом масла. Особо креативные экспериментаторы вместо воды могут использовать сок! Наполните банку до краев, долив растительное масло. Можно поэкспериментировать с объемом масла: в одну бутылочку налить больше, в другую меньше. Разломите шипучую таблетку на 4 части. Опустите один кусочек таблетки в воду и наблюдайте за результатом. Для усиления эффекта выключите свет, подсветите бутылку фонариком. Интересно получается, если под бутылочку положить телефон с включенным фонариком. Возобновить работу лампы можно, бросив в воду еще один кусочек шипучей таблетки. Почему так происходит?

Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бутылку, масло под действием силы тяжести просто растекается по воде. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим как шарики масла бурлят в жидкости.

Искусственный снег

Для создания снега нам понадобились:

1 пачка пищевой соды,

один баллончик крема для бритья,

немного блесток, так как снег искрится на солнце.

 

Сначала надо выдавить пену из баллончика в миску, затем подмешивать пищевую соду, добавляя ее постепенно, чтобы получить фантастический снег.

 По ощущениям он прохладный, воздушный, мягкий, пахнет свежестью.

Рецепт 2.

Как делать:

100-150 г. детского масла (если нет детского, можно взять растительное)

500 г картофельного крахмала 

Все смешиваем в небольшом контейнере или тазике и играем. 

Только в процессе смешивания масло добавляйте не сразу все, а порциями - может понадобиться чуть меньше или чуть больше указанного объема. Проверять надо просто на ощупь: снег должен быть сухим и рассыпчатым, но при этом хорошо лепиться. Примерно так же, как и обычный снег.


Кинетический песок

Для изготовления живого песка пригодятся следующие ингредиенты и приспособления: песок 4 чашки,

крахмал 2 чашки,

вода 1 чашка,

емкость для смешивания.

Как сделать. В емкости смешали крахмал и воду. Здесь будьте внимательны. После перемешивания крахмала с водой образуется неньютоновская жидкость. Этот этап уже сам по себе очень интересен. Можно с силой бить по такой жидкости, и она твердеет, а если медленно погружать руку в емкость, то ощущение обычной водички. Когда мы проводили отдельно опыты с неньютоновской жидкостью, то даже бегали по ней! Потом добавляем песок и все тщательно перемешиваем.

Мониторинг знаний

Критерии, уровни усвоения программы

                 Высокий уровень  – познавательное отношение у ребенка устойчиво.   Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему.  Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.  Делает выводы.

              Средний уровень  – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.  Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

               Низкий уровень   -  ребенок  включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность  и  инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично,  переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть  исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Диагностика

N

п/п

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и

выделять проблему

Умение принимать и

ставить цель

Умение решать

проблемы

Умение анализировать

объект или явление

Умение выделять

существенные признаки

и связи

Умение сопоставлять

различные

факты

Умение выдвигать

гипотезы,

предположения

Умение делать

выводы

Итоговые показания

баллы

проценты

уровень

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

я

М

я

м

я

м

Баскаков Константин

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

33

66

н

С

Белоус Софья

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2.7

60

90

с

в

Бикташев Александр

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.5

3

83

100

в

В

Бикташев Арсений

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.5

3

83

100

в

в

Глебский Роман

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.5

3

83

100

в

в

Дергачева Анна

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2.5

3

83

100

в

в

Дергунова Марина

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.2

3

73

100

в

в

Замолотских Андрей

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

33

66

н

с

Коннов Роман

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

33

66

н

с

Лукашевич Анастасия

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2.7

66

90

с

в

Ляшков Андрей

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.2

2.7

73

90

в

В

Малыхин Роман

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

33

66

н

с

Мелкин Владислав

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.2

2.7

73

90

в

в

Никулин Виктор

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.2

2.7

73

90

в

в

Османов Билал

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.2

2.7

73

90

в

в

Скуфьин Игнатий

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2.3

3

76

100

в

в

Смирнова Светлана

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

2.3

3

76

100

в

в

Соколова Дарья

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.3

3

76

100

в

в

Стадников Степан

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

33

66

н

с

Филатов Игорь

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.3

2.7

76

90

в

в

Цицулин Павел

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2.8

3

93

100

в

в

Шпак Кирилл

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.3

2.7

76

90

в

в

Якупов  Тимур

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2.2

2.7

73

90

в

в

балл

2

2.7

2

2.7

2.4

2.7

2.3

2.7

1.8

2.7

1.8

2.4

1.9

2.4

1.9

2.7

2.0

процент

66.6

90

66.6

90

80

90

76.6

90

60

90

60

80

63

80

63

90

66.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В лаборатории профессора Почемучкина

Конспект интегрированного заняти по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив старшей группе Тема: «Почемучкина неделя» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физиче...

В лаборатории профессора Почемучкина

Развитие поисковой деятельности через опыт, который даёт детям возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину п...

Проект "Почемучкин огород"

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. К сожалению, взрослые уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают...

Презентация "В гости к профессору Почемучкину"

Презентация к интегрированному ООД по ознакомлению дошкольников со свойствами воздуха....

Тема: "Посылка от профессора Почемучкина"

Конспект занятия по познавательно-иследовательской деятельности в средней группе...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В гостях у профессора Почемучкина»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....