Непосредственно образовательная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Почемучкина неделя»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд».
Задачи:
1) Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магину не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познание»)
2) Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Коммуникация»)
3) Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Безопасность»)
4) Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Труд»)
5) Обогащение музыкальных впечатлений детей («Музыка»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
- практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагога
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутки, НОД ( образовательная деятельность) в спортзале. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Продуктивная | деятельность в минилаборатории, деятельность в изостудии |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры«Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкально-художественная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
Трудовая | Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель вносит в группу 2 коробочки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Цветной Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет там след кладет. (Карандаш) «Металлический Антошка на очень тонкой ножке, по головке постучишь, что-нибудь да смастеришь» (Гвоздь) Проблемная ситуация: - А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? - А если не смотреть, то как можно узнать? - Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? - А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Физминутка: раз, два, три, четыре, нужна нам мебель для квартиры. Грузчиков мы пригласим и поедем в магазин… Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? |
Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы
Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке
Дети называют отличия металла от дерева
Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом движений воспитателем
Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы
Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы
|
Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения
Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева
Расширены представления о свойствах металла и дерева
Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы
Закреплены правила работы с горячей водой
|
2 | Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
3 | Карандаш и гвоздик приходят к детям в изостудию и просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. |
Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют
| Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
4 | На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.
| Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит.
Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы
Расширены представления о свойствах магнита. |
5 | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. - Почему друзьям не удалось перебраться через речку? - А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
6 | Карандаш и гвоздик предлагают детям поиграть в подвижную игру «Палочка-стукалочка». Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге. | Дети играют в игру. | Сформирован положительный эмоциональный настрой. Действуют по сигналу. |
Итоговое мероприятие: конкурс детских рисунков «Из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchkina_nedelya.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск
города Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Гномик»
Непосредственно образовательная деятельность
(познавательно-исследовательская деятельность) на тему:
«ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»
Половинкина Светлана Геннадьевна,
воспитатель
ГБОУ ООШ № 20
г.о. Новокуйбышевск
СП «Детский сад «Гномик»
Новокуйбышевск, 2013 г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе
Тема: «Почемучкина неделя»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд».
Задачи:
- Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магину не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познание»)
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Коммуникация»)
- Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Безопасность»)
- Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Труд»)
- Обогащение музыкальных впечатлений детей («Музыка»)
Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)
- практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции
- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов
- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагога
Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)
2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (соотнести с методикой одного из изученных авторов) |
Двигательная | Утренняя гимнастика, подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутки, НОД ( образовательная деятельность) в спортзале. |
Игровая | Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Продуктивная | деятельность в минилаборатории, деятельность в изостудии |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры«Из чего сделано», «Чудесный мешочек» |
Коммуникативная | Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкально-художественная | Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение. |
Трудовая | Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель вносит в группу 2 коробочки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Цветной Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет там след кладет. (Карандаш) «Металлический Антошка на очень тонкой ножке, по головке постучишь, что-нибудь да смастеришь» (Гвоздь) Проблемная ситуация: - А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? - А если не смотреть, то как можно узнать? - Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? - А по запаху можно различить? Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и гвоздь спорят, кто из них главнее. Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные) - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш? Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь. Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы: Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок? Какие они на ощупь? Какая поверхность у металлической пластины? А какая у деревянного бруска? Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете? Какой вывод можно сделать? Как проверить, что дерево мягче металла? Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл». Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый. Физминутка: раз, два, три, четыре, нужна нам мебель для квартиры. Грузчиков мы пригласим и поедем в магазин… Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл. Вопрос: Как вы думаете, почему? Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть. Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему? Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему? Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево. Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать? | Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке Дети называют отличия металла от дерева Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем. Делают выводы Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом движений воспитателем Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы Рассказываю правила работы с горячей водой. Проводят опыт с ложками Делают выводы | Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева Расширены представления о свойствах металла и дерева Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы Закреплены правила работы с горячей водой |
2 | Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки» | Слушают песню | Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов |
3 | Карандаш и гвоздик приходят к детям в изостудию и просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого. Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал. Физминутка «Девочки и мальчики». Работа детей. Составление альбома приключений друзей. | Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома. Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами. Дети рисуют | Сформировано умение включаться в разговор. Сформировано умение рисовать по замыслу. Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы |
4 | На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик. Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются. Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде. | Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит. Рассматривают магнит. Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок. Делают выводы | Сформировано умение рассуждать, делать выводы Расширены представления о свойствах магнита. |
5 | Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь». Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного. - Почему друзьям не удалось перебраться через речку? - А как бы поступили вы? | Дети слушают сказку Отвечают на вопросы | Сформирован эмоциональный отклик на произведение |
6 | Карандаш и гвоздик предлагают детям поиграть в подвижную игру «Палочка-стукалочка». Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге. | Дети играют в игру. | Сформирован положительный эмоциональный настрой. Действуют по сигналу. |
Итоговое мероприятие: конкурс детских рисунков «Из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к непосредственно образовательной деятельности "Познавательно исследовательская деятельность" на тему: «Профессии» (старшая группа).
Презентация на тему: «Профессии» (старшая группа)....
План непосредственно образовательной деятельности (познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Торопыжка спешит на день рождения»
Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении на дороге, дорожных знаках, о светофоре, который регулирует движение на дороге....
Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа
Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «РАДУГА, ПОЯВИСЬ!»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
. Непосредственно-образовательная деятельность:«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Календарно-тематическое планирование НОД по разделу "Познавательно-исследовательская деятельность" по программе "От рождения до школы" Старшая группа НОЯБРЬ....
конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"
Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»
- знакомить детей со сойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...