"Малые формы детского фольклора"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Ларионова Галина Николаевна

Публикация предназначена для воспитателей ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Публикация28.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Поэзия пестования или материнская поэзия

а) колыбельные песни

Песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок малыш начинает познавать окружающий его мир. Колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.


Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,
Надо глазки закрывать.

б) потешки

Небольшие стишки или песенки, которые позволяют в игровой форме побудить ребенка, к какому- то действию и развивает его память и воображение. Потешки помогают прививать КГН.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

в)пестушки

Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках».

Кыши, кыши.

Расти, Маша, выше,

Расти, Маша, выше,

До хором, до крыши!

В роток — говорок,

А в головку — разумок.

2. Календарный фольклор

а) заклички

Это - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай -

Сколько хочешь поливай!

б) приговорки, припевки

Интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту и повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построена по принципу просьба – пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению, в лесу, поле, огороде.  

Матушка – репка

Уродись крепка,

Ни густа ни редка

До великого хвоста.

             Улитка, улитка,

Высунь рожки!

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

в) песни

Самый популярный жанр фольклора. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.

Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый, 
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут-скачут в поле
Во – пусто, во – пустом.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я у – шел.

3. Игровой фольклор

а) считалки

Главная особенность считалок – четкий ритм, возможность раздельно кричать слова. Самый распространенный вид народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Если нужно определить, кто водит при игре в прятки, в салочки. Это придуманный способ для детей осуществления объективной справедливости.

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать —
Нам водилку выбирать! 

б) жеребьевки

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет.

Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазируя или рифмуя.

   Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром). Так все игроки постепенно делятся на две команды.

Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или золотогривого?

в) загадки

Важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. Образность, неожиданность, справедливость, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки.

Сидит на окошке кошка,

И хвост как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка.

                           (Кот)

г) пословицы и поговорки

Система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В них хранятся красота и многие народные знания о мире природы и мире людей. Вырабатывают отношение ребенка к родителям, труду и т.д.

  Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм.  

  Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.

                  Пословицы

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Был бы обед, а ложка сыщется.

Худо тому, кто не делает добра никому.

                   Поговорки

Мокрый дождя не боится.

Легок на помине.

Как снег на голову.

д) молчанки

Игры для развития терпения и усидчивости. Название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно.

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Рты закрыты на крючок,

Кто проговорится, тому щелчок!

е) голосянки

Соревнование – кто дольше протянет звук, не переводя дыхание. Голосянка стимулирует дыхание и развивает голосовые связки.

Ну-ка, девицы-красавицы,

Голосяночка вам нравится?!

Тянем-тянем-голосим,

А кто не дотянет,

Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!..

ж) докучные сказки

Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.

Сказки, которые можно рассказывать бесконечно. Докучная сказка высмеивает недостатки человека, проверяет его на сообразительность.

Развивает чувство ритма, рифмы.  

Жил – был царь, а у царя был двор,

на дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сначала?

з) прибаутки

Небольшое стихотворение из двух – четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть- чуть нелепы.

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

и) небылицы – перевертыши

Стишки, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу. В народном перевертыше причина обратной координации вещей чаще всего мотивируется глупостью, по правилу: «Что ни сделает дурак, все он сделает не так». Прекрасное средство для воспитания и развития чувство юмора.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез. 

4. Неигровой фольклор

а) дразнилки

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

Ваня, Ваня, простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом наперед

И поехал в огород.

б) поддевки

Поддевка — более лаконичная форма насмешки, чем
   дразнилка, представляет собой искусственный диалог,
   где следует ожидать возможности быть «поддетым»,
   пойманным. Отличающиеся краткостью и точностью,
   поддевки чаще всего начинаются с просьбы, например:

  Скажи «ватрушка»!
   — Ватрушка.
   — У тебя в руках лягушка!

        

в) скороговорки

Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частной речи и частей слова. Особенность  скороговорок – ее сложная ритмика.

У Саши в каше

Сыворотка из простокваши.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

г) страшилки

Детские устные рассказы фантастической направленности. Это сугубо детское творчество.

В черном доме черный кот

В черной комнате живет!

Ночью он по дому рыщет,

Распустив свои когтищи!

Ты его остерегись,

Смело крикни: «Ну-ка, брысь!»

5. Повествовательный фольклор

а) сказки

О животных. В них заключаются нравственные основы человеческого общежития. Животные наделены главными чертами человеческого характера

Волшебные. Больше по объему, сюжет сложный. В них заключена мечта человека о лучшей жизни. Развивают фантазию. Бытовые. Посвящены житейской тематике. Высмеивают общечеловеческие и социальные пороки.

«Петушок и бобовое зернышко»

«Про Иванушку-дурачка»

(средняя группа)

б) былины

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

(подготовительная группа)

в) мифы

Миф - это предание, в которое верит целый народ. Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир и пытались дать своё  объяснение происходящим

явлениям. Мифические мотивы прослеживаются и в легендах, с которыми в древности связывали реальные исторические факты или выдающиеся события.

Одним из действенных средств в усвоении нравственных норм является творческое обыгрывание мифологических ситуаций, в которых герои совершают должные поступки. 

Боги - олимпийцы (миф древней Греции)

г) легенды

Характерным признаком легенды — еще одного жанра, который в сознании многих идентичен мифу, — является именно время, в котором реальные исторические события, природные катаклизмы и явления общественной жизни предстают в форме символического обобщения, близкого к мифотворчеству. Персонажи легенд – герои и сверхчеловеческие сущности, олицетворяющие силы природы.

«Легенды о гномах»

«Легенды о цветах»

д) сказания

Сказание - это общее название произведений фольклорного характера. К сказаниям относятся предания, былины и др. Их особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание. Определение данного жанра можно сформулировать следующим образом: сказание - это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях.

Сказание – форма работы с дошкольниками по формированию нравственных патриотических чувств.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Сказание о крещении Руси»

« Сказание о северном сиянии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей духовной личности и национального самосознания благодаря использованию малых форм музыкального фольклора.

Приобщение  детей дошкольного возраста  к народной культуре , используя народный музыкальный материал....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Знакомство с малыми формами народного фольклора "Миша в гостях у ребят". Занятие в средней группе.

Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки? Сегодня мы познакомимся с малыми фо...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

Сценарий развлечения "Раз, два, три, повернись! Раз,два, три, улыбнись!" (Малые формы детского фольклора с использованием здоровьесберегающих технологий)

Учить устанавливать связь между своими действиями и состоянием своего организма, и использовать малые формы детского фольклора для улучшения своего настроения и самочувствия....