"Малые формы детского фольклора"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
1. Поэзия пестования или материнская поэзия
а) колыбельные песни | |
Песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок малыш начинает познавать окружающий его мир. Колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д. | Баю, баю, баюшок, На пуховую кровать, Будут звездочки сиять, |
б) потешки | |
Небольшие стишки или песенки, которые позволяют в игровой форме побудить ребенка, к какому- то действию и развивает его память и воображение. Потешки помогают прививать КГН. | Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу, Да и Бореньке снесу. |
в)пестушки | |
Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». | Кыши, кыши. Расти, Маша, выше, Расти, Маша, выше, До хором, до крыши! В роток — говорок, А в головку — разумок. |
2. Календарный фольклор
а) заклички | |
Это - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. | Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай - Сколько хочешь поливай! |
б) приговорки, припевки | |
Интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту и повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построена по принципу просьба – пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению, в лесу, поле, огороде. | Матушка – репка Уродись крепка, Ни густа ни редка До великого хвоста. Улитка, улитка, Высунь рожки! Дадим лепешки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок! |
в) песни | |
Самый популярный жанр фольклора. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей. | Сидит, сидит зайка, |
3. Игровой фольклор
а) считалки | |
Главная особенность считалок – четкий ритм, возможность раздельно кричать слова. Самый распространенный вид народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Если нужно определить, кто водит при игре в прятки, в салочки. Это придуманный способ для детей осуществления объективной справедливости. | Ежик, ежик, чудачок, |
б) жеребьевки | |
Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазируя или рифмуя. Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром). Так все игроки постепенно делятся на две команды. | Конь вороной |
в) загадки | |
Важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. Образность, неожиданность, справедливость, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. | Сидит на окошке кошка, И хвост как у кошки, И нос, как у кошки, И уши, как у кошки, А не кошка. (Кот) |
г) пословицы и поговорки | |
Система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В них хранятся красота и многие народные знания о мире природы и мире людей. Вырабатывают отношение ребенка к родителям, труду и т.д. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. | Пословицы Вся семья вместе, так и душа на месте. Был бы обед, а ложка сыщется. Худо тому, кто не делает добра никому. Поговорки Мокрый дождя не боится. Легок на помине. Как снег на голову. |
д) молчанки | |
Игры для развития терпения и усидчивости. Название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. | Раз, два, три! Ничего не говори. Рты закрыты на крючок, Кто проговорится, тому щелчок! |
е) голосянки | |
Соревнование – кто дольше протянет звук, не переводя дыхание. Голосянка стимулирует дыхание и развивает голосовые связки. | Ну-ка, девицы-красавицы, Голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.. |
ж) докучные сказки | |
Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Сказки, которые можно рассказывать бесконечно. Докучная сказка высмеивает недостатки человека, проверяет его на сообразительность. Развивает чувство ритма, рифмы. | Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала? |
з) прибаутки | |
Небольшое стихотворение из двух – четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть- чуть нелепы. | Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. |
и) небылицы – перевертыши | |
Стишки, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевертышу. В народном перевертыше причина обратной координации вещей чаще всего мотивируется глупостью, по правилу: «Что ни сделает дурак, все он сделает не так». Прекрасное средство для воспитания и развития чувство юмора. | Ехала деревня мимо мужика, |
4. Неигровой фольклор
а) дразнилки | |
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. | Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед И поехал в огород. |
б) поддевки | |
Поддевка — более лаконичная форма насмешки, чем | Скажи «ватрушка»! |
в) скороговорки | |
Веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частной речи и частей слова. Особенность скороговорок – ее сложная ритмика. | У Саши в каше Сыворотка из простокваши. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне кукушонок смешон. |
г) страшилки | |
Детские устные рассказы фантастической направленности. Это сугубо детское творчество. | В черном доме черный кот В черной комнате живет! Ночью он по дому рыщет, Распустив свои когтищи! Ты его остерегись, Смело крикни: «Ну-ка, брысь!» |
5. Повествовательный фольклор
а) сказки | |
О животных. В них заключаются нравственные основы человеческого общежития. Животные наделены главными чертами человеческого характера Волшебные. Больше по объему, сюжет сложный. В них заключена мечта человека о лучшей жизни. Развивают фантазию. Бытовые. Посвящены житейской тематике. Высмеивают общечеловеческие и социальные пороки. | «Петушок и бобовое зернышко» «Про Иванушку-дурачка» (средняя группа) |
б) былины | |
Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил. | «Илья Муромец и Соловей разбойник» (подготовительная группа) |
в) мифы | |
Миф - это предание, в которое верит целый народ. Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир и пытались дать своё объяснение происходящим явлениям. Мифические мотивы прослеживаются и в легендах, с которыми в древности связывали реальные исторические факты или выдающиеся события. Одним из действенных средств в усвоении нравственных норм является творческое обыгрывание мифологических ситуаций, в которых герои совершают должные поступки. | Боги - олимпийцы (миф древней Греции) |
г) легенды | |
Характерным признаком легенды — еще одного жанра, который в сознании многих идентичен мифу, — является именно время, в котором реальные исторические события, природные катаклизмы и явления общественной жизни предстают в форме символического обобщения, близкого к мифотворчеству. Персонажи легенд – герои и сверхчеловеческие сущности, олицетворяющие силы природы. | «Легенды о гномах» «Легенды о цветах» |
д) сказания | |
Сказание - это общее название произведений фольклорного характера. К сказаниям относятся предания, былины и др. Их особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание. Определение данного жанра можно сформулировать следующим образом: сказание - это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях. Сказание – форма работы с дошкольниками по формированию нравственных патриотических чувств. | «Сказание о Борисе и Глебе» «Сказание о крещении Руси» « Сказание о северном сиянии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей духовной личности и национального самосознания благодаря использованию малых форм музыкального фольклора.
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре , используя народный музыкальный материал....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...
Знакомство с малыми формами народного фольклора "Миша в гостях у ребят". Занятие в средней группе.
Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки? Сегодня мы познакомимся с малыми фо...
«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»
Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...
Развитие познавательного интереса с помощью малых форм народного фольклора
Дипломная работа...
Преодоление общего недоразвития речи с использованием малых форм «семейского фольклора» в коррекционно-логопедической работе.
Методические рекомендации...
Сценарий развлечения "Раз, два, три, повернись! Раз,два, три, улыбнись!" (Малые формы детского фольклора с использованием здоровьесберегающих технологий)
Учить устанавливать связь между своими действиями и состоянием своего организма, и использовать малые формы детского фольклора для улучшения своего настроения и самочувствия....