Формирование у детей духовной личности и национального самосознания благодаря использованию малых форм музыкального фольклора.
статья на тему
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре , используя народный музыкальный материал.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 4 детский сад Красносельского района
г. Санкт-Петербург
Подготовила: Тюрина Пелагея Сергеевна
педагог высшей квалификационной категории
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ (ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ, ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА И ЛЮДЯМ ТРУДА) И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ, СО ВЗРОСЛЫМИ, РОЛЬ СЕМЬИ), ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
ЦЕЛЬ: использование фольклора, как средства музыкального и духовного воспитания ребенка.
ЗАДАЧИ: - развивать музыкальные способности
- активизировать умение передачи эмоционального состояния через разные виды
музыкальной деятельности.
- формировать исполнительские навыки в области движения.
- развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности
детей
- расширять понятийный словарь.
Духовность в человеке просто необходимо воспитывать с самого раннего детства. У русского народа есть пословица: «Нет дерева без корней, а дома нет без фундамента»
Духовный мир подрастающего человека, это фундамент будущего.
Очень весомую роль в постройке этого фундамента играет музыка, именно народная.
Россия конца XX начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения (младшее поколение все что угодно может сказать старшему, не выбирая слова; праздники народного календаря все перемещались, во главу ставится «шоу»,уместно оно или нет, мало задумываемся, главное вселить, забавлять и т.д.).Все вместе это ведет к бездуховности, отказе проявлять себя творчески. Именно обращение к народности, начиная с раннего детства, закладывает основные понятия общения, именно народная мудрость формирует мышление, развивает ум, способности, навыки.
«…именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности…» академик Д. С. Лихачев.
Очень важен фольклор для музыкального развития. В процессе использования музыкального народного материала развиваются музыкальные способности.
Используя народные песни, дети обучаются напевному пению, народная игра способствует развитию ловкости, осторожности, дает эмоциональный настрой , развивает чувство музыкальной фразы, т.к. народные игры образны, то она дает начало формированию театрального действия. Игра на народных музыкальных инструментах дает возможность проявлению в детях индивидуальных черт: сосредоточенности, воле, усидчивости…Улучшается качество пения.
Особо хочется сказать о танце: здесь развивается пространственное ориентирование, эстетический вкус и все основные направления музыкальных способностей.
Используя народные произведения на занятиях у детей развиваются коммуникативные качества ( они становятся более раскованными, легче идут на контакт) личности, память, воображение, инициативности, фантазии…. Родители с повышенным интересом и с большим уважением начинают относиться к народным произведениям ( тем более сейчас имеются такие замечательные современные аранжировки). Начинают понимать значимость приобщения детей к народной культуре. Не отказываются, когда их привлекают к участию в фольклорных мероприятиях. Необходимо также проводить консультации с родителями на тему, например: «Русский фольклор и игра», «Народные музыкальные инструменты в развитии ребенка»…..
Казалось бы, простая русская народная попевка «Андрей-воробей», а как по-разному ее можно использовать: - инсценировать (по фразам разным детям, а последнее – «Да» хором)
- игра на русских народных инструментах (детских)
- элементом игры (авторской)….
- с участием взрослых(родителей, педагогов)
Великолепно эта попевка будет звучать на мероприятии: «О народной игрушке», «День птиц», «На поляне игр», «Моя семья» и т.д.
Русская народная игра «Медведь в огороде». Мелодия проста и понятна: нисходящая с верхней ступени «Ля» 1 октавы к «Ре» 1 октавы, повторяющаяся. Движения игры выполняются по тексту. Можно движения начинать с определенного места, можно из круга, но самое главное – это предоставить возможность детям для творческого воображения:
как ловит «медведь», куда двигается, как двигается?
Детям тоже следует проявить воображение, выполняя движения по тексту. Дети узнают новые р. народные слова – посевали, уродился, щипаешь, не тужишь.
Детей очень увлекает новое, пока для них неизведанное, они с интересом включаются в такую игру.
К методам разработки, по которым я сейчас работаю, пришла не сразу. При такой напряженной работе, при таком не разумном засилии технического прогресса в жизнь ребенка со стороны большинства родителей, нужно искать выход. Главная задача – научить детей слушать и слышать музыку, понимать музыкальную речь. Именно народная музыка позволяет, без особого усилия, справиться с этой задачей. Трудно спорить, что фольклор не интересен детям.
Народная является для ребенка проводником при формировании чувства сопричастности традициям и духовным ценностям своей Родины, Дает возможность ребенку познать всесторонне действительность, узнать историю. Особенности национального труда и быта, нравы своего народа, обычаи. Народная музыка создавалась не для слушания – она жила в действии.
Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, который достойно завоеван русским искусством, литературой. Именно родная культура найдет дорогу к сердцу, душе ребенка и должна лежать в основе его личности.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- «Фольклор-музыка-таетр» Москва ВЛАДОС 2003
- «Воспитание детей в традициях народной культуры» Волгоград 2008
- «Там, где музыка живет»А. кленов издательство «педагогика» 1985
- «Русские народные подвижные игры» М. Ф Литвинова Москва «просвещение» 1986
- «Традиционные народные праздники в ОУ» Санкт-Петербург 2008
- «Знакомство с русским народным творчеством» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»2008
- «От жеста к танцу» Е.В. Горшкова Москва 2003
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы» Г.А. Гладницкий Москва 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
В конспекте представлен материал по формированию у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»
Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Формирование у детей дошкольного возраста чувства национальной гордости при изучении родного языка, культуры, обычаев и традиции
Районное методическое объединение педагогов – организаторовМ Б Д О У №1 « Нальмес» КОНСПЕКТ НОД«Формирование у детей дошкольного возраста чувства национа...
"Сказки по формированию у детей духовно-нравственных ценностей"
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер....
«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».
Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края»....