Развитие познавательного интереса с помощью малых форм народного фольклора
материал по обучению грамоте на тему
Дипломная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа « Город Калининград»
МАУ «Учебно-методический образовательный центр»
Курсы профессиональной переподготовки
«Дошкольное образование»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Развитие познавательного интереса детей в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора»
Работу выполнила:
Калининград
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Особенности развития познавательного интереса у дошкольников 8
1.3 Малые жанры фольклора в педагогическом процессе 12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется все возрастающим в нашей стране вниманием к интенсивному пробуждению и формированию интереса у детей в дошкольном возрасте к фольклору, который играет значимую роль в развитии личности дошкольника: с помощью фольклора ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней; фольклор – незаменимый источник нравственного познавательного и эстетического развития личности детей.
О значимости фольклора в развитии личности дошкольника говорится в трудах многих педагогов и психологов: В.П.Аникин, М. Загрутдинова, Ф.С.Капица, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, М.А.Некрасова, Н.Орлова и другие авторы, отмечают, что через знакомство с малыми жанрами фольклора дети дошкольного возраста овладевают родным языком, осваивают его красоту и лаконичность. Фольклор открывает и объясняет дошкольнику жизнь общества и природы, с помощью фольклора познается мир человеческих чувств и взаимоотношений; усваивается суть нравственных понятий и человеческих ценностей; происходит развитие мышления и воображения ребенка, обогащается его эмоциональная сфера.
Но вместе с тем исследователи отмечают, что успешность воспитательных функций фольклора возможна лишь при наличии у детей интереса к фольклору. Познавательный интерес является необходимым условием любой деятельности дошкольника, и именно от его наличия зависит успешность этой деятельности.
Именно поэтому, чтобы воспитательные функции фольклора проявились в полной мере, необходимо активизировать познавательный интерес детей к фольклору.
Практически каждый педагог в своей работе обращается к малым формам фольклора - пословицам, загадкам, потешкам, закличкам и т.д. Но зачастую отсутствие системы, неумение подобрать методы и способы работы при знакомстве детей с малыми жанрами не позволяют педагогу добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исходя из вышесказанного, целесообразно уделить большое внимание проблеме выявления методов и способов, эффективно развивающих интерес к фольклору у дошкольников.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы исследования «Развитие познавательного интереса детей в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора».
Цель исследования: рассмотреть развитие познавательного интереса детей в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора.
Объект исследования: познавательный интерес детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития познавательного интереса дошкольников в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
- Изучить особенности развития познавательного интереса у дошкольников.
- Раскрыть специфику применения и возможности малых жанров фольклора в педагогическом процессе.
- Рассмотреть педагогический опыт развития познавательных интересов детей в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
- Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию познавательных интересов детей.
Предполагаем, что развитие познавательного интереса детей в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора будет эффективнее, если:
- знакомство с фольклором будет происходит не только на специально организованных занятиях, но и будет включаться во все процессы жизнедеятельности ребёнка;
- во время занятий будут использованы методы способствующие активизации их познавательной активности: например, обучение сопровождается обыгрыванием пословиц и поговорок действиями, введением игрового персонажа и т.д. Данное предположение и стало гипотезой исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования; метод синтеза и обобщение.
Теоретической и методологической основой исследования послужили методические и научные работы психологов и педагогов: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.С. Выготского, Р.С. Немова и других авторов, изложившие научно-обоснованные подходы к вопросам психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста; исследования и рекомендации по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в трудах А.Ф. Белоусова, Ф.С. Капицы, О.Л. Князевой, М.А. Некрасовой, М.Ю. Новицкой, Н.Орловой, Г.И. Щукиной и других специалистов, целенаправленно и системно изучающих вопросы, связанные с пробуждением познавательного интереса у дошкольников, в том числе и в процессе знакомства детей с малыми жанрами фольклора.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы: 27 страниц (без учета литературы и приложений).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был систематизирован и обобщен материал по проблеме познавательного интереса детей дошкольного возраста, уточнен терминологический аппарат по малым жанрам фольклора.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений по развитию познавательных интересов детей в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
В педагогическом словаре понятие «познавательный интерес» интерпретируется как «стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности, имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы» [16,с.446].
То есть, познавательные интересы дошкольника – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Предметом познавательного интереса личности является окружающий мир, который изучается во всем его многообразии причинно-следственных связей, закономерностей и противоречивостей.
Познавательный интерес играет значимую роль в развитии личности ребенка: выступает важнейшим побудителем активности личности, ее познавательной деятельности; на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение детей к той или иной области своей деятельности, учения; познание предметного мира и отношение к нему формирует миропонимание и мировоззрение личности ребенка; кроме того познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
С понятием «познавательный интерес» тесно связано понятие «познавательная активность», так как познавательный интерес в условиях воспитания и обучения характеризуется именно познавательной активностью ребенка, преобладанием избирательной направленностью в отношении их деятельности. Таким образом, познавательная активность связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности.
Познавательный интерес состоит из сплава важнейших для развития личности психологических процессов [16]: 1) интеллектуальные проявления – это активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач; 2) эмоциональные проявления - эмоции удивления; чувство интеллектуальной радости и успеха. В этом сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, лежащее в основе познавательного интереса детей.
Г.И. Щукина, изучая познавательный интерес дошкольников и младших школьников, выявила, что познавательный интерес формируется постепенно. Ею были выделены следующие стадии развития познавательного интереса, которые взаимосвязаны между собой [21]:
Первая стадия – это любопытство, которое являясь элементарной стадией познавательного интереса, обусловлена необычными или интересными обстоятельствами, которые привлекают внимание детей. Возникновению любопытства может стать занимательность, которая служит толчком для появления интереса к предмету, явлению. Занимательность способствует переходу со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения ребенка.
Стадия вторая – любознательность, которое характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии характерны достаточно сильные выражения эмоций радости познания.
Стадия третья - познавательная активность, где главное место занимают познавательные мотивы детей. Познавательная активность способствует проникновению ребенка в связи между явлениям, в закономерности познания.
Стадия четвертая связана с теоретическим интересом, где познанные ребенком теоретические вопросы, используются в качестве средств познания. Эта ступень развития интереса характеризует человека как творческую личность.
Возникновение познавательного интереса детей обеспечивается следующими условиями: 1) наличие внешних условий, которые создают возможность получать впечатления в той или иной области своей деятельности; 2) накопление детьми соответствующего опыта, который делает какую-либо деятельность частично знакомой; 3) создание эмоционально-положительного отношения к данной деятельности, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса (формируется педагогом с помощью положительного отношения к ребенку и к его деятельности, веру в его возможности и т.д.) [20, с.15-18].
Таким образом, под познавательной активностью детей следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Развитие познавательных интересов – одна из важнейших задач воспитания личности. В связи с чем, развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста имеет педагогическое и психологическое значение.
Дошкольный возраст – это период формирования и становления основных личностных механизмов и образований: эмоциональной и мотивационной сферы, формируется самосознание ребенка. Дошкольный возраст можно разделить на три части [12, с.23]:
- возраст три-четыре года, который преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции;
- возраст от четырех до пяти лет - нравственная саморегуляция;
- возраст около шести - семи лет включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
Каждый возрастной этап дошкольного детства характеризуется особенностями интенсивности, степенью выраженности и содержательной направленности познавательного интереса. Рассмотрим эти этапы:
Младший дошкольный возраст (3-4 года). Объектом познания детей являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир с помощью манипуляций с предметами, участию ребенка в различных ситуациях, его наблюдению за реальными явлениями, действиями взрослых. Необходимым условием для познавательной активности детей является разнообразие их деятельности и предметной сферы окружения, предоставление ребенку свободы исследования [11].
Дети к этому возрасту накапливают много представлений и знаний об окружающей действительности, и ребенок уже пытается установить взаимосвязи между этими представлениями, явлениями. Также в этот период дошкольного детства закладываются основы его эстетического восприятия мира, формируются способы чувственного познания и совершенствуются процессы ощущения и восприятия.
Объектом познания младших дошкольников становятся предметы, их действия и признаки (цвет и форма, величина и физические качества предметов). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию [9].
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется тем, что познавательная сфера детей переходит на более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень развития: средством познания детей становится речь (ребенок начинает принимать и правильно понимать информацию, которая передана посредством слова); познавательная деятельность детей этого возрастного периода приобретает новую форму; ребёнок реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Происходит активное развитие словаря детей, который обогащается новыми словами-понятиями. В этом возрасте познавательное развитие детей осуществляется в следующих направлениях: знакомство с предметами и явлениями, которые находятся за пределами их непосредственного восприятия и опыта; происходит установление связей между предметами, явлениями и событиями, которые приводят к появлению в сознании детей целостной системы представлений; развиваются первые проявления избирательных интересов детей; формируется положительное отношение к окружающему миру [5].
Старший дошкольный возраст (6 -7 лет). Шестилетний дошкольник активно познает «большой мир». Дети в этом возрасте уже могут систематизировать полученную ими информацию, и посредством логических операций устанавливать связи между предметами, явлениями, их расположение в пространстве и во времени. Познавая различные объекты и явления дети учатся не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия, выяснять закономерности.
У детей появляется потребность созидать, творить, тем самым удовлетворяя желанию утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Накопленные к шести годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. В семь лет процесс познания детей уже предполагает содержательное упорядочивание информации: весь мир – это система, где все взаимосвязано - это понимание строится путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, предвидений возможного развития событий [4].
Как уже упоминали выше, познавательный интерес имеет тесную связь с познавательной активностью детей, которая, в свою очередь, связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [14,с.485].
Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [17,c.77-81].
Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. [там же, с.85]. Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом - ребенком, продиктована его внутренним состоянием. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество.
Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. То есть, собственная познавательная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства ребёнок овладевает способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение таких умений, как постановка цели и планирование; прогнозирование возможных эффектов действия; контроль за выполнением действий; оценка результатов и их коррекция.
В развитии познавательного интереса дошкольников существуют две основные линии: обогащение их опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, и расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
В воспитательном процессе дошкольного учреждения большое внимание уделяется знакомству детей с народным творчеством, с малыми жанрами фольклора, которые играют значимую роль в развитии личности дошкольника. Но чтобы воспитательные функции фольклора проявились в полной мере, необходимо активизировать познавательный интерес детей к фольклору.
В этой связи считаем, целесообразным рассмотреть характеристику фольклора, его виды, особенности и способы знакомства с малыми жанрами фольклора в детском саду.
1.3 Малые жанры фольклора в педагогическом процессе
Воспитание познавательной сферы детей дошкольного возраста - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Фольклор – это народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества [1, с.5].
Исследователи русского фольклора В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие авторы, отмечают огромную роль фольклора в воспитании и развитии личности дошкольников: через знакомство с малыми жанрами фольклора дети овладевают родным языком, осваивают его красоту, лаконичность, приобщаются к культуре своего народа, получают первые представления о ней [2].
Подчеркивая значимость фольклора для воспитания детей М.А. Некрасова пишет: «Народное искусство – прошлое в настоящем. Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, не обрывающаяся связь времен, эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ» [цит по кн.: 2, с.13].
Фольклор – это незаменимый источник нравственного воспитания дошкольников, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Фольклор открывает и объясняет дошкольнику жизнь общества и природы, с помощью фольклора познается мир человеческих чувств и взаимоотношений; усваивается суть нравственных понятий и человеческих ценностей; происходит развитие мышления и воображения ребенка, обогащается его эмоциональная сфера.
Значимость фольклора очень велика и в адаптационный период. Например, правильно подобранная и с выразительностью рассказанная потешка, прибаутка помогает установить контакт с младшим дошкольником, вызвать в нем положительный эмоциональный отклик. Заклички приглашают детей поиграть в игры, а использование колыбельных песен во время сна создает детям комфорт их нахождения в детском саду. Через знакомство детей с малыми жанрами фольклора происходит и расширение их кругозора, лучше усваиваются ими нормы и правила поведения.
Рассмотрим малые жанры фольклора, знакомство с которыми происходит в период дошкольного детства ребенка.
Малые жанры фольклора можно разделить на три вида [7, с.16-22]:
- Поэзия пестования. К ним относятся:
- колыбельные песни - самый древний жанр народного творчества, небольшое музыкальное лирическое произведение; исследователи утверждают, что знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми;
- пестушки - короткий стихотворный напев, который сопровождает действия ребёнка, совершаемые им в самом начале своей жизни; пестушки помогают поддерживать у ребенка хорошее настроение («Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»);
- потешки - песенка-приговорка, которая сопровождается игрой с пальцами, руками и ногами ребёнка;
- прибаутка - небольшое выражение, чаще всего рифмованное, она всегда динамична и наполнена энергичными поступками персонажей; чаще всего прибаутки строятся в виде диалога («Кто идет? – Коза идет» и т.д.).
- Игровая поэзия. К этой группе относятся такие жанры малого фольклора, как:
- небылицы – перевертыши: небылицы - небольшой рассказ о том, чего нет на самом деле, «перевертыши» - это разновидность прибауточного жанра. Благодаря небылицам - перевертышам у ребенка развивается чувство комического, расширить границы действительности;
- считалки - веселые и ритмичные стишки, они используются при выборе ведущего, служат началом игры и ее этапа («Эники, бэники, ели вареники..»).
- скороговорка - это фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов («Ехал грека через реку. Видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека - цап!); этот жанр считаются эффективным средством избавления детей от дефектов речи, способствуют у них развитию правильной речи.
- дразнилки - зарифмованные стишки или выражения, которые отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности; дразнилки учат детей умению подмечать плохое и некрасивое.
3. Обрядовая поэзия. К ним относятся малые жанры фольклора, которые сопровождают обряд [10,с. 46-60]:
- приговорки - это общение с природой, они построены по принципу просьбы-пожелания: учат детей уважительно относится к природе, быть внимательными к своим действиям («Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем раздают, а тебе не дают»);
- заклички - краткое рифмованное высказывание, которое содержит похвалу; рождают в ребенке веру в значимость слова, укрепления веры в защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы ( Радуга-дуга, не дай нам дождя. Дай красна солнышка – да колоколнышка);
- загадка - краткое описанное явления или предмета, чаще в поэтической форме и заключает в себе задачу в виде явного или скрытого вопроса, ответ на который заставляет ребенка совершить мыслительную операцию; к тому же содержание загадок отражает растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта человека, что является немаловажным в познании ребенка окружающей действительности;
- поговорка - образное выражение, которое определяет какое-либо жизненное явление; они лишены прямого поучительного смысла и чаще выражают чувства говорящего: «Когда рак на горе свистнет», и т.д.;
- пословица - народное изречение, которое обладает законченностью суждения и дидактическим содержанием; в псоловицах выражается оценка не отдельного человека, а народная оценка; отражается духовный облик народа, его стремления, суждения о самых разных сторонах жизни («Дорога ложка к обеду», «Друзья познаются в беде» и др. [18,с.8-11].
Знакомство детей с малыми жанрами происходит в соответствии с их возрастными особенностями дошкольного возраста. По классификации Ф.С. Капицы [8]:
К ранней и младшей возрастной группе относятся: колыбельные песни; пестушки (песенки, которые сопровождают разные моменты жизни ребенка); потешки-песенки, сопровождающие забавы детей в раннем возрасте; песенки-прибаутки, забавляющие детей ритмом, мелодией и содержанием.
Для детей среднего и старшего дошкольного - календарный фольклор (закличка, колядка); дразнилки, поддевки; загадки, считалки; скороговорки, каламбуры, заговоры; пословицы и поговорки.
Таким образом, фольклор имеет огромный потенциал для развития личности дошкольника: приобщение к фольклору развивает нравственные качества детей, воспитывают в детях патриотические чувства, способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и навыков, развивает их речь, мышление, память и многие другие психические процессы.
Выводы по главе:
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические основы развития познавательного интереса дошкольников, пришли к выводу, что:
1. Развитие познавательных интересов у дошкольников - одно из важнейших условий формирования личностных и образовательных качеств ребенка данного возрастного периода. Под познавательным интересом детей понимается личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность к процессу обучения.
2. В развитии познавательного интереса дошкольников существуют две основные линии: постепенное обогащение его опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем мире, и постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
3. В воспитательном процессе дошкольного учреждения большое внимание уделяется знакомству детей с малыми жанрами фольклора, которые играют значимую роль в развитии личности дошкольника: овладение родным языком, приобщение к культуре своего народа, воспитание нравственных качеств, развитие всех психических процессов.
Но, чтобы воспитательные функции фольклора проявились в полной мере, необходимо активизировать познавательный интерес детей к фольклору, так как именно от его наличия зависит успешность этой деятельности.
В связи с чем в следующей главе рассмотрим педагогический опыт организации работы по развитию познавательного интереса дошкольников в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА
2.1 Педагогический опыт развития познавательного интереса дошкольников в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора
В системе дошкольного образования в последнее время происходят позитивные перемены, которые связаны с обновлением содержания образования и воспитания детей, где значительное место отводится возможности познания детьми истоков национальной культуры и искусства, как источника развития их нравственного воспитания, возможности создания у детей основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
О значимости знакомства детей с фольклором с целью развития их познавательной сферы свидетельствует многообразие существующих комплексных и парциальных (дополнительных) программ, в которых в разных формулировках и объемах представлено развитие познавательной сферы дошкольника, основные направления которого направлены на: развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; на формирование у них познавательных действий; на развитие воображения и творческой активности, в том числе и за счет приобщения детей к национальной культуре и традициям: например, в базисных программах «Истоки», «Детство»; в парциальных и региональных программах:«Из детства - в отрочество» (Т.Н.Доронова), «Наследие» (автор М.Ю. Новицкая), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Махнева), «Свет Руси» (В.Н.Вишневская), и др. [3, с.28].
Например, в содержании базисной «Программы обучения и воспитания в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), развитие познавательной сферы детей посредством народного творчества, представлено в разделе «Художественная литература», который знакомит детей с произведениями игрового фольклора (прибаутки), календарными обрядовыми песнями, небылицами, былинами и др. [19].
Парциальные программы решают вопросы познавательной сферы детей посредством их знакомства с фольклором более углубленно. Например, в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы - О.Л. Князева, М.Д. Маханева) авторы считают, что для формирования у детей базиса культуры необходимо широко использовать все виды фольклора, так как в устном народном творчестве наилучшим образом сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности [18].
В учебном пособии «Родной дом» (авторы М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова) с помощью загадок, произведений детского фольклора авторы знакомят дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи [13].
Опираясь на приведенные выше программы и методики, где описан процесс знакомства дошкольников с фольклором, а также рекомендации по развитию познавательного интереса детей в трудах психологов и педагогов: А.Ф. Белоусова, Ф.С.Капицы, О.Л. Князевой и других авторов, нами была разработана и апробирована методика работы по развитию познавательного интереса детей в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
Цель методики: развитие познавательного интереса детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора.
Особенности и значимость методики состоит в возможности:
- интеграции методики с тематическими и календарными планами педагогов дошкольного образования;
- повышении уровня развития познавательного интереса к малым жанрам фольклора;
- формирования детских преставлений о народной культуре;
- качественному развитию познавательной активности детей, в возможности закрепить полученную информацию в различных видах детской деятельности;
- методика разработана с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей среднего дошкольного возраста, доступность понимания детьми используемого фольклорного материла.
Задачами методики являются:
- Развитие у детей интереса к малым жанрам фольклора, приобщение их к русской народной культуре.
- Расширение представления детей о фольклоре.
- Формирование у детей чувства уважения к народной культуре, сопричастности со своим народом и культурой своей страны.
- Развитие познавательной сферы детей, расширение их кругозора.
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Для успешной работы по развитию у детей познавательного интересов были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей и организована систематическая работа, где были реализованы следующие направления работы:
1. Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса детей к фольклору.
2. Знакомство детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, загадки, пословицы, поговорки и т.д.
Для успешной реализации данных направлений работы была создана соответствующая предметно-развивающая среда: собрана библиотека с произведениями малых жанров фольклора, руками родителей и воспитателей создан кукольный театр со сказочными персонажами, картотека загадок, пословиц, красочных иллюстраций с изображением, животных, игрушек, эмоций и т.д.
Система работы по развитию познавательного интереса ведется в двух основных направлениях:
1. На специально - организованных занятиях (конспекты занятий с детьми представлены в Приложении).
2. Обучение и закрепление полученных знаний детей в повседневной жизни в дошкольном учреждении. Например, знакомство с пословицами и поговорками происходило и в реально возникающих ситуациях: например, если замечали, что ребенок обидел своего товарища грубыми словами, то применяли к нему пословицу: «Говоря даже в шутку, подумай на минутку». Считаем, что умело подобранные пословицы и поговорки, которые применены в соответствии с ситуацией, оказывают большее влияние на воспитание детей, к тому же влияет на образность детской речи, расширяют их словарь.
Знакомство с малыми жанрами фольклора (русские народные прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, народные сказки, басни, заклички и т.д.) происходило везде: в беседе, играх, при одевании, кормлении, на прогулках, в любой детской деятельности.
Фольклорные произведения лучше запоминаются и с интересом воспринимаются детьми, если их сопровождать действиями, обыгрывать их в играх-пятиминутках во время разминок детей.
В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах, поговорках собрана вся народная мудрость, и что многие пословицы употребляются в нашем языке и сейчас, на собственном примере учу, в каких случаях их употребляют. Например, при подготовке к обеду: «Это - ложка, это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала, деток вкусно накормила». Или во время умывания: «Водичка, водичка, помой мое личико, чтобы глазки заблестели, чтобы щечки покраснели» и т.д.
При укладывании детей спать обязательно включаю колыбельные песни, которые являются универсальным терапевтическим средством.
Когда загадываю загадки даю возможность детям отгадать ее, если дети затрудняются, то использую наглядный материал (картинки, игрушки, движения и т.п.).
При чтении сказок, обращаю внимание старших дошкольников, что многие народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. После прочтения сказки «Лиса и заяц» прошу объяснить, что означает пословица «Как аукнется, так и откликнется», или при знакомстве со сказкой «У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки.
Эти приемы способствуют более глубокому пониманию у детей значения пословиц, формируют у них умение соотносить название текста с содержанием.
При изучении скороговорок, прежде ставлю перед детьми задачу: послушать внимательно, как произношу скороговорку, а потом учимся все вместе говорить её отчётливо, убыстряя темп. Интерес к скороговоркам появляется у детей, если говорить ее по ролям: если скороговорка состоит из нескольких фраз, то одна группа детей хором говорит одну часть, другая вторую, а потом все вместе заключительную часть: например: «Расскажите про покупки» - произносит первая группа детей, «Про какие про покупки?» - вторая. А потом все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!».
Тематику малых жанров фольклора можно подбирать в соответствии с временем года, народными праздниками. Это особенно способствует не только развитию интереса детей к малым жанрам фольклора, но и расширяет их кругозор, способствует сопричастности к традициям народа, его творчеству.
Например, рассказывая о празднике «Троица», происходило одновременное знакомство с русскими народными закличками о весне («Весна-красна! Что принесла? Теплое летечко, грибы в берестечко, ягоды в лукошко, открывай окошко!»), весенние припевки «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младешенька».
Также с целью привлечения внимания детей, возникновению и поддержанию их интереса к фольклору, на занятиях обязательно использую прием присутствия игрового персонажа – это могут быть различные сказочные персонажи из народных сказок: Петя-петушок, Петрушка, домовенок Кузя и др.
Таким образом, считаю, что описанные выше методы работы с детьми, а также разработанные нами занятия (см. Приложения) способствуют развитию у детей познавательного интереса в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора. Кроме того, предложенные занятия позволяют значительно расширить представления детей о русской национальной культуре, ее традициях; позволит ребенку осознать свою сопричастность со своим народом, страной; расширить их кругозор, активизировать их психические процессы (речь, мышление, память, воображение и др.).
2.2 Рекомендации по развитию познавательного интереса детей в процессе знакомства с малыми жанрами фольклора
Также нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей, которые по нашему мнению, могут быть полезны при организации работы по развитию у детей познавательного интереса в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора:
1. Знакомство с малыми жанрами фольклора должно охватывать все их многообразие в различных видах детской деятельности: прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, заклички, загадки можно использовать в беседе, играх, в режимных видах деятельности (при одевании, кормлении, на прогулках).
- В практику работы педагога необходимо включать разнообразные занимательные методы подачи материала (например, присутствие игрового персонажа на занятиях, обязательно привлечет внимание детей, и они с удовольствием будут отвечать на его вопросы, повторять за ним скороговорки, считалочки, прибаутки и т.п.).
3. В качестве стимулирующего средства по повышению интереса к фольклору, можно использовать красочный наглядный материал, подвижные народные игры, разыгрывать театрализованные представления с народными игрушками и персонажами, использовать в работе только материал, доступный возрастному развитию детей.
4. Для развития познавательного интереса детей к фольклору рекомендую обращать внимание детей на пословицы и поговорки, которые могут соответствовать реальной (или вымышленной ситуации при прочтении сказок) ситуацией, что оказывают большее влияние на воспитание детей. Дети получают наглядный живой пример применения пословиц и поговорок в жизни, что дает больше возможности понимать их смысл, сферу применения.
5. Использование на занятиях и в деятельности детей игровых методов обучения, которые учитывают живые и естественные познавательные потребности ребенка.
6. Использование всевозможных форм взаимодействия ребят на занятиях, включая индивидуальные, парные и групповые формы обучения.
7. Работу по развитию у детей познавательного интереса к фольклору необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с семьей воспитанников: например, родители могут помочь в изготовлении декораций и костюмов для разыгрывания детьми обрядовых русских праздников, принять участие в изготовлении предметно-развивающей среды для изучения фольклора и др.
Выводы по главе:
Таким образом, во второй части нашего исследования был рассмотрен педагогический опыт организации работы по развитию познавательного интереса дошкольников в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
Нами была представлена методика работы с детьми среднего дошкольного возраста, основной целью которой являлась развитие познавательного интереса детей в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
Для успешной работы по развитию у детей познавательного интересов были отобраны малые формы фольклора с учетом возрастных особенностей детей и организована систематическая работа, где были реализованы следующие направления работы: созданы благоприятные условия для развития познавательного интереса детей к фольклору; происходило знакомство детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, прибаутки, потешки, загадки, пословицы, поговорки и т.д.; была создана соответствующая предметно-развивающая среда.
Обучение и закрепление полученных знаний велась как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни в дошкольном учреждении: в беседе, играх, при одевании, кормлении, на прогулках, в любой детской деятельности.
- С целью привлечения внимания детей, возникновению и поддержанию их интереса к фольклору, на занятиях используются занимательные методы подачи материала (например, присутствие игрового персонажа на занятиях, обязательно привлечет внимание детей, и они с удовольствием будут отвечать на его вопросы, повторять за ним скороговорки, считалочки, прибаутки и т.п.).
Считаю, что разработанные нами занятия и применяемые в работе над познавательной активностью детей методы, способствуют развитию у них познавательного интереса к малым жанрам фольклора.
Также нами были разработаны рекомендации для воспитателей, которые могут быть полезны при организации работы по повышению познавательного интереса детей к изучению малых жанров фольклора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:
1. Познавательный интерес играет значимую роль в развитии личности ребенка: выступает важнейшим побудителем активности личности, ее познавательной деятельности; на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение детей к той или иной области своей деятельности, учения; познание предметного мира и отношение к нему формирует миропонимание и мировоззрение личности ребенка; кроме того познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
В связи с чем, развитие познавательных интересов у дошкольников - одно из важнейших условий формирования личностных и образовательных качеств ребенка данного возрастного периода.
2. Изучение особенностей развития познавательного интереса у детей в дошкольном возрасте выявило, что развитии их познавательного интереса существуют две основные линии: постепенное обогащение опыта ребенка новыми знаниями и сведениями об окружающем мире, и постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
3. В дошкольном детстве особую значимость приобретает пробуждение и развитие интереса детей к малым формам фольклора, которые играют важнейшую роль в развитии личности дошкольника:
- с помощью фольклора ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа;
- фольклор открывает и объясняет дошкольнику жизнь общества и природы;
- с помощью фольклора познается мир человеческих чувств и взаимоотношений;
- усваивается суть нравственных понятий и человеческих ценностей;
-происходит развитие мышления и воображения ребенка, обогащается его эмоциональная сфера;
Но, воспитательные функции фольклора проявились в полной мере, необходимо активизировать познавательный интерес детей к фольклору, так как именно от его наличия зависит успешность этой деятельности.
В связи с чем, нами была разработана и предложена методика организации работы по развитию познавательного интереса дошкольников в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора.
В методике были озвучены методы работы с детьми и конспекты занятий, где были реализованы данные методы. Считаем, что:
- для достижения максимального воспитательного эффекта, необходимо включать фольклор во все процессы жизнедеятельности ребёнка, то есть знакомство с малыми жанрами фольклора должно происходить везде: в беседах, играх, при одевании, кормлении, на прогулках, в любой детской деятельности;
- умело подобранные пословицы и поговорки, которые применены в соответствии с ситуацией, оказывают большее влияние на воспитание детей, к тому же влияет на образность детской речи, расширяют их словарь;
- фольклорные произведения лучше запоминаются и с интересом воспринимаются детьми, если их сопровождать действиями, обыгрывать их в играх-пятиминутках во время разминок детей; а интерес к скороговоркам появляется у детей, если говорить ее по ролям;
- необходимо на реальных примерах, возникающих ситуациях учить детей в каких случаях употребляют пословицы и поговорки: например, во время умывания: «Водичка, водичка, помой мое личико, чтобы глазки заблестели, чтобы щечки покраснели» и т.д.;
- активно вовлекать детей в процесс изучения скороговорок, потешек, пословиц и т.д.: например, попросить детей объяснить смысл пословицы; или после прочтения сказки, подобрать к ней подходящую по смыслу пословицу - эти приемы, по нашему мнению, способствуют более глубокому пониманию у детей значения пословиц, формируют у них умение соотносить название текста с содержанием;
- познавательный интерес детей к фольклору активизируется, если тематику малых жанров фольклора подбирать в соответствии с временем года, народными праздниками - это помогает не только развитию интереса детей к малым жанрам фольклора, но и расширяет их кругозор, способствует сопричастности к традициям народа, его творчеству.
Считаю, что описанные выше методы работы с детьми способствуют развитию у детей познавательного интереса в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора. Кроме того, предложенные нами занятия позволяют значительно расширить представления детей о русской национальной культуре, ее традициях; позволит ребенку осознать свою сопричастность со своим народом, страной; расширить их кругозор, активизировать их психические процессы (речь, мышление, память, воображение и др.).
Таким образом, в данном исследовании был проведен анализ проблемы развития у дошкольников познавательного интереса к изучению фольклора. В этой связи было раскрыто понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе, охарактеризованы особенности развития и проявления интересов у дошкольников, рассмотрена роль фольклора в педагогическом процессе, и представлена методика работы по развитию у дошкольников познавательного интереса к изучению малых жанров фольклора, разработаны рекомендации.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.
Считаю, что необходимо продолжить работу над развитием познавательного интереса детей в процессе изучения малых жанров фольклора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникин, В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество [Текст] / В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2009. – 190с.
- Аришина, H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. [Текст] / Н.П. Аришина. - М.: Просвещение, 2003. – 80с.
- Белоусов, А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения. [Текст] / А.Ф. Белоусов, В.В. Головин, Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. – СПб., 2013. – 245с.
- Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. - 328с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2008. – 458 с.
- Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 480с.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание.- 2011. - №9. - С.16-22.
- Капица, Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 317 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2004. – 457с.
- Мацкевич, А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам: Работа с книгой в детском саду [Текст] / Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М. Просвещение, 2009. –С.46-60.
- Мухина В.С. Детская психология. [Текст] / –М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2009. –315с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
- Новицкая М. Ю. Родной дом: Учеб. пособие для подгот. детей к шк. / М.Ю. Новицкая, Е.В. Мартинкова . – Москва: Просвещение, 2007 . – 95с.: ил. – (Преемственность) .
- Ожегов С.И. Словарь русского языка : Ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой . – 14. изд., стер . – Москва : Русский язык, 1982 . – 814с.
- Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] / Н. Орлова //Дошкольное воспитание.- 2010.- №4. - С.8-11.
- Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.
- Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа / под ред. О. Л. Князевой, М. Д. Ма-ханевой. СПб: Детство Пресс, 2005.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Воспитание дошкольника, 2007.
- Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. - 2011.-№7.-С.15-18.
- Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конспекты занятий с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект занятия НОД
«В горнице…»
Цель занятия:
1. Воспитывать у детей эмоциональный отклик к малым фольклорным жанрам: шутки-прибаутки, загадки, пословицы и потешки.
3.Расширить кругозор детей знакомством с русской избой, традициями.
4. Расширять активный словарь, развивать речь, воображение.
Планируемые результаты: активизация интереса к фольклору, развитие контактов со взрослыми и сверстниками; овладение диалогической формой речи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».
Материал к занятию: оформление группы под деревенскую избу (русская печь, детская люлька, атрибуты русской посуды, половики, иллюстрации к русским народным потешкам художника Ю. Васнецова, угощенье для гостей, игрушки: кот Василий, мальчик Ивашечка, бабушка Нюра, дед Егор.
Предварительная работа: знакомство с потешками и их заучивание, чтение русских народных сказок, проведение русских народных игр; подготовка интерьера избы и костюмов для воспитателей: бабушки Нюры и дедушки Егора.
Ход занятия:
Хозяйка избы. Здравствуйте, детушки! Заходите в избушку, я в ней хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я про вас потешку скажу:
Наша Ксюшенька в саду
Что оладушек в меду!
У Егорушки руки в бок, глазки в потолок.
Пошел за порог – упал поперек.
И не заплакал! Встал и пошел, вот как хорошо!
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Купим Грише валенки,
Наденем на ноженьки,
Будет Гришенька ходить,
Новы валенки носить!
А у Вареньки коса –краса.
Коса расти - не путайся,
А Варя, маму слушайся!
- Всех я деток разглядела, и на всех полюбовалась, а теперь и вы, детки, оглядитесь в моей избушке. Живу я тут не одна, а с бабушкой Нюрой да с дедушкой Егором. Бабушка люлечку качает, а в ней наш Ивашечка - белая рубашечка.
Бабушка Нюра поет колыбельную:
Баю-бай, баю-бай, ты, собаченька, не лай,
Очень громко не скули, и Ванюшу не буди,
А Ванюшечке не спится – темной ноченьки боится.
Хозяйка избы. А вон, ребятушки, дедушка наш сидит на печке, в тепленьком местечке - греет свои косточки. А как его зовут, догадайтесь сами, а я подскажу:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка… (Егор)
- Правильно, ребятушки. Дедушку зовут Егором. Давайте про него вместе расскажем (показывает иллюстрацию к потешке и все вместе читают стишок) .
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор…
Дедушка Егор: Ай, молодцы, детишки! Все про меня рассказали.
Хозяйка избы: А еще в избушке у нас печь есть. «Дом без печки – нежилой дом» – так говорят в народе. «Кормилицей» и «матушкой» ласково кличут печь. А почему, дети?
Дети: в ней готовили еду, варили кашу. И от печки в избе становилось тепло.
Хозяйка избы: Правильно. А тепло любяти детки, и взрослые, и наш котик Васенька. Познакомьтесь детки с ним. Иди сюда, Васенька, не бойся деток, они хорошие и тебя не обидят. Детишки, позовите котика ласково, а то он не идет. (Дети зовут котика. Воспитатель приносит им кота-игрушку.) Погладьте дети котика, вон какая у него шубка!
Как у нашего кота шубка больно хороша! (дети повторяют прибаутки)
А у котика усы удивительной красы!
Глазки рыжие, зубки белые!
Замечательные лапки, а в лапках цап-царапки!
Х о з я й к а. Пора котика покормить. А что кушает котик, кто знает: (Следуют ответы детей.)
Вот тебе котик молоко. Вот тебе котик рыбка.
- Пел наш котик и умылся лапкой. Теперь спать лег котик. А мы давайте притворимся мышками и будем вокруг него ходить и приговаривать, может проснется.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот
(дети водят хоровод вокруг кота).
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
(останавливаются и грозят пальцем друг другу)
Вот проснется Васька-кот,
( дети громко хлопают в ладоши)
Разобьет наш хоровод!
(Дети разбегаются, а котик ловит их)
- Ай, какие молодцы, весело поиграли! А как быстро бегали, так быстро, что наш котик никого не поймал, а умаялся и спать к дедушке пошел. Давайте споем ему колыбельную: (поют все вместе) «Спи, мой котик, бархатный животик»
Воспитатель: Ребята, как мы с вами хорошо в гости сходили. Но, пришло время прощаться с хозяюшкой. Вам понравилось в избушке у хозяюшки? (Ответы детей). Деи попрощайтесь с хозяюшкой (прощаются)
Хозяйка избы: Ребята, приходите ко мне в гости ещё! Буду вас ждать!
Конспект занятий НОД по пословицам и поговоркам
Цели:
1. Познакомить детей с пословицами и поговорками.
2. Развивать у детей память, мышление; учить давать полный ответ на вопрос.
3. Воспитывать познавательный интерес к народному фольклору.
Оборудование: игрушка Незнайка, ПК, листы бумаги и цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Пословицы и поговорки учат нас народной мудрости. И у народа на всякие случаи есть пословицы. Пословицы о смелости, верности, дружбе, о любви к труде. Они высмеивают плохое в человеке –лень, злость, зависть. Во многих пословицах говорится о животных, а подразумеваются люди.
Дети, к нам на занятие пришёл Незнайка, вы ведь все знаете, кто он, из какой книжки? (ответы). Он мне шепнул на ушко, что не знает, ни одной пословицы. Давайте ему поможем. И расскажем какие пословицы знаете вы? (дети отвечают).
- Правильно, детишки. Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем еще какие есть пословицы.
Слайд №1. Дети, видите на экране изображена курица, которая высиживает цыплят. Как вы думаете, почему в пословице: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) . Правильно, так говорят, когда считают молодого менее опытным и он не может ничему научить старшего. Только взрослый мама, папа, ваши дедушки и бабушки, воспитатель или учитель, может научить чему- либо ребёнка и передавать вам знания и умения, пока вы не станете взрослыми.
Слайд№2. «Сделал дело, гуляй смело». Дети, а что, по вашему, означает эта пословица? Правильно. Только сделав дело, человек может отдохнуть. И достижения и успехи нужно считать по конечному результату. И чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы трудимся.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (дети изображают плавание.)
А во вторник — рисовал. (дети изображают рисование.)
В среду долго умывался, (дети изображают умывание .)
А в четверг в футбол играл. (дети изображают, как пинают мяч )
В пятницу я прыгал, бегал, (дети прыгают и изображают бег на месте.)
Долго-долго танцевали (дети танцуют)
А в субботу, воскресенье (хлопают в ладоши)
Целый день мы отдыхали (дети садятся на корточки, складывают ладошки под щечки и показывают как засыпают.)
Слайд№3. «Готовь сани летом, а телегу зимой» - эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она во времена, когда люди ездили на лошадях, летом запряжённых в телегу, а зимой - в сани. Тот кто заботился о будущем, всегда знал, что сани к зиме нужно готовить летом, чтобы, когда выпадет снег, можно было на них ездить, а зимой стоит подумать и о лете - чинить телегу. Эта пословица и сейчас уместна. Например, летом вы нужно ремонтировать санки, а зимой велосипеды.
Слайд№4. «Погонишься за двумя зайцами – ни одного не поймаешь» Как вы думаете, что означает эта пословица? Правильно, дети, нельзя браться сразу за несколько дел, потому что ни в одном не добьешься успеха. Нужно все делать постепенно. Сделал одно дело, потом другое.
Слайд№5. Предлагаю детям объяснить смысл поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После ответов детей, поясняю, что воз – это то, что везёт лошадка. А впереди на возу сидел человек и управлял лошадкой. Человек смотрел вперед и не видел, что делается сзади, и если с воза что-то упадет, то оно так и останется лежать на дороге – то есть пропадет для человека, который управляет лошадкой.
Воспитатель: Вот мы с вами и обсудили пословицы. Давайте повторим, какие пословицы вы сегодня изучали? (ответы детей). Правильно. Вы молодцы, а теперь давайте нарисуем с вами пословицу. Вы можете выбрать любую, которая вам нравится. И подарим на память их Незнайке, чтобы он знал эти пословицы. (Дети рисуют).
Воспитатель: Незнайка прощается с вами, и пойдёт тоже рисовать пословицы, которые покажет вам в следующий раз, когда придет в гости. Давайте скажем ему все вместе: До свидания, Незнайка.
Конспект занятия
«Зайчишка-трусишка»
Цель занятия:
- Помочь детям запомнить потешку,
- Научить читать громко, выразительно, правильно выговаривая слова.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к русскому фольклору.
- Развивать речь детей, память.
Ход:
Собираю детей вокруг себя, в руках держу игрушку - большого зайца, показываю и говорю:
Зайка скачет, скок - скок - скок!
Да на беленький лужок
Приседает, слушает,
Не идет ли волк!
Раз - согнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, потянулся.
три в ладони три хлопка.
Головою три кивка.
- Ребята, повторим упражнение вместе с зайцем. (дети выполняют упражнение)
-Я сейчас вам прочитаю потешки про зайчика - трусишку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Читаю:
Зайчишка - трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел.
Капусту нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь -
Хозяин идет!
Во время чтения потешки показываю овощи, которые зайчик грызет в огороде.
По прочтению потешки прошу одного ребенка отобрать и назвать овощи, которые грыз зайчик - трусишка.
Другой ребенок называет все овощи, лежащие на столе у воспитателя.
Затем спрашиваю у детей:
- Понравилась ли им потешка? Про кого она? А как начинается? (все вместе повторяем две строчки)
- Какой был зайчишка? (трусишка)
- Куда он забежал? (в огород)
- Что он там нашел? (морковку и капусту)
- Что он с ними делал? (грыз)
- Кого он боится? (волка, хозяина огорода)
- Давайте вместе прочитаем потешку (дети читают)
Объясняю, что потешку надо читать не спеша, проговаривая все слова. Читаю потешку, после чего вызываю для чтения троих - четверых детей.
- Дети, а как вы думаете, догрыз свою морковку зайчишка - трусишка? Убежал оно или сидел грыз? (ответы детей)
- Дети, отгадайте загадку:
Расту в земле на грядке -
Красная, длинная, сладкая (морковка)
- Ребята, а давайте мы угостим нашей морковкой зайчика, читаю:
Дети зайку угощали,
Ему морковку подавали,
Протянули сотни рук:
«Кушай, заинька - наш друг».
Затем раздаю шапочки зайчиков. Пою песню, а дети выполняют движения. Игра выполняется два - три раза.
Зайка выйди в сад,
Беленький, выйди в сад.
Вот так, вот так, выйди в сад.
Заинька топни ножкой.
Беленький, топни ножкой
Вот так, вот так, топни ножкой.
Заинька, покружись,
Беленький, покружись.
Вот так, вот так, покружись.
Заинька попляши.
Беленький попляши.
Вот так, вот так, попляши! Попляши!
Твои ножки хороши!
Интегрированное занятие «Игрушки из бабушкиного сундучка» в средней группе
Цель занятия:
1. Вызвать у детей интерес к народному творчеству, к русскому фольклору, приобщать их к русской народной культуре.
2. Формировать словарный запас, используя русский народный фольклор.
3.Развивать воображение, моторику рук детей, развивать познавательную и эмоциональную сферу.
Предварительная работа: чтение и разучивание с детьми потешек и колыбельных
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, вы любите играть? У каждого из вас дома много игрушек. Много игрушек и у нас в группе. Назовите свою любимую игрушку. С какими игрушками любят играть мальчики? А во что больше всего любят играть девочки? Конечно в куклы. У меня в детстве тоже была кукла с длинными волосами, с голубыми глазами, моя кукла, ее звали Рита, умела открывать и закрывать глаза. И моя мама тоже любила играть в куклы, и мама моей мамы. А вот бабушка моей бабушки не могла даже и мечтать о таких игрушках как у нас. Их игрушки были очень просты и чаще всего их мастерили для своих детей сами родители. Хотите посмотреть на такую игрушку? Она хранится в этом сундучке. Но сундучок откроется только в том случае, если вы прочитаете потешку. Чтение детьми потешек.
Воспитатель. Сундучок открылся. Посмотрите, а в нем необыкновенная кукла. С ней играла бабушка моей бабушки. Она сделана из травы. Укладывала ее бабушка в люльку и пела ей песенки. А вы знаете колыбельные песенки. Чтение детьми колыбельных.
Воспитатель. Давайте и мы с вами уложим нашу куклу и споем ей колыбельную.
Колыбельная: Баю, баюшки баю
Не ложися на краю…
Разукрашивание акварельными красками платья для куклы.
Воспитатель. Наша кукла уснула. Пока она спит, мы разукрасим для нее платья, чтобы она всегда была нарядная.
Подвижная игра «Башмачки»
Воспитатель. В какие игрушки вы играете на прогулке? А вот во времена бабушки моей бабушки таких игрушек не было. Играли дети с тем, что было под рукой. И мы с вами поиграем в такую игру, называется она «Башмачки». Дети снимают обувь, ставят на край ковра, отворачиваются, произносят слова:
Вот стоит малыш
До чего ж хорош,
До чего ж пригож,
Ну, а ножки то босы
Раз, два, три
К башмачкам беги.
В это время воспитатель переставляет обувь. На счет три, дети ищут свою обувь и быстро обувают.
Хороводная игра «Заинька»
Воспитатель. А еще играли в хороводные игры.
Заинька поскачи
Серенький поскачи
Вот так этак поскачи,
Во так этак поскачи.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши
Вот так этак попляши,
Вот так этак попляши.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой
Вот так этак топни ножкой,
Вот так этак топни ножкой.
Игровое упражнение «Сложи картинку»
Воспитатель. В нашем сундучке есть еще одна игрушка. Хотите посмотреть? А, чтобы сундучок открылся, вы должны сложить картинку. Дети складывают разрезные картинки с изображением матрешки.
Рассказ воспитателя о матрешке
Воспитатель. Дети, что получилось на картинке? Да, правильно матрешка. Сделана матрешка из дерева. Матрешку можно собирать и разбирать. И, когда ее разберешь, то получится несколько кукол матрешек. Вокруг было много леса и игрушки детям делали из дерева.
Придумали мастера занятную игрушку- деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку. Одета в сарафан, на голове яркий платок. В большой кукле пряталось целое семейство маленьких кукол- одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли Матрена. И куклу стали ласково называть матрешка. Детям предоставляется возможность поиграть с матрешками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Знакомство с малыми формами народного фольклора "Миша в гостях у ребят". Занятие в средней группе.
Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки? Сегодня мы познакомимся с малыми фо...
Перспективное планирование по программе Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами малых форм народного фольклора
Перспективное планирование по рабочей программе воспитателя в подготовительной группе...
Статья на тему "Развитие речи детей с помощью малых форм фольклора"
Развитие речи детей в младшей группе....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Малые формы русского фольклора. В гостях у сказки."
Основными задачами данной ООД являются: сформировать у детей представление о формах русского фольклора; развивать у детей действие замещения (выбор заместителей персонажей по заданному признаку), разв...
Консультация на тему Влияние малых форм народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста
Для ребёнка в три четыре года жизни очень важно общение с детьми своего возраста. Особенно в нынешних условиях жизни, когда большинство семей имеет по одному ребёнку. И не столько для игр и...
Картотека малых форм народного фольклора
Картотека малых форм народного фольклора...