«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и развития эмоциональной отзывчивости. Т.к. именно в этом возрасте преобладает чувственное познание мира, ребенок открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Поэтому деятельность педагогов должна быть направлена на создание музыкально – развивающей среды с использованием малых форм песенного фольклора в различных видах совместной и самостоятельной деятельности детей. Для формирования высокого уровня эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста, мною предлагается комплекс занятий, с использованием малых форм песенного фольклора, методологической основой которого послужила программа музыкального воспитания дошкольников Е. Борониной «Оберег».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_kompleksa_zanyatiy.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание комплекса занятий.
№ | Художественный материал | Задачи | Временной ресурс | Практическая работа с произведением | Планируемый результат |
1 | Потешка «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик - | 1.Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 2.Воспитание осторожного поведения. 3.Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка). 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Сентябрь (1 неделя) | 1.Слушание потешки. 2.Использование потешки в подвижной игре (на одной стороне площадки стоит воспитатель — ловишка, на другой стороне - дети, воспитатель читает стишок, во время которого малыши прыгают на двух ножках ко взрослому, на последних словах малыши бегут за условную черту, а воспитатель их догоняет). | Внимательно слушают потешку, проявляют эмоциональное отношение к персонажу. Двигаются аккуратно в соответствии с установкой. Эмоционально и выразительно выполняют игровые действия. Получают удовольствие от игры. |
2 | Пестушка «Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Хороши оладушки У нашей милой бабушки!» | 1.Развитие микромоторики, ощущения собственных движений. 2.Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу с воспитателем. 3.Воспитание теплых чувств к близким людям. 4.Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи. |
| 1.Повторение пестушки 2.Использование пестушки в режимных моментах: подготовке к обеду, завтраку, ужину. 3.Использование пестушки в качестве пальчиковой игры (воспитатель хлопает в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом, дети повторяют за взрослым). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют пальчиковые движения. Положительно эмоционально настроены на совместную работу с воспитателем. Получают удовольствие от приема пищи. |
1 | Пестушка «Водичка, водичка… Умой мое личико, Чтобы глазки смотрели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, И кусался зубок».
| 1.Развитие моторики обеих рук. 2.Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глаки блестели). 3.Воспитание культурно-гигиенических навыков. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Сентябрь (2 неделя) | 1.Использование пестушки в режимном моменте (умывание). 2.Использование пестушки в качестве пальчиковой гимнастики (дети повторяют действия за воспитателем в соответствии с текстом: подставляют ладони под воображаемую струю воды, ладонями «умывают» лицо, моргают глазками, трут ладонями щеки, щёлкают зубами, широко улыбаются). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют движения обоих рук. Самостоятельно эмоционально и выразительно проговаривают пестушку при проведении режимного момента. Получают удовольствие от выполнения гигиенических процедур. |
2 | Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…» | 1.Развитие слухового восприятия. 2.Развитие музыкального слуха. 3.Развитие эмоционального переживания при прослушивании.
|
| 1.Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну (воспитатель, укладывая детей спать пропевает колыбельную тихим, ласковым голосом). 2.Использование колыбельной песни детьми в самостоятельных сюжетно-ролевых играх. | Воспринимают мелодический ход колыбельной, улавливают и понимают ее ритм, характер. Проявляют эмоциональное переживание при прослушивании колыбельной песни. Активно используют колыбельную в самостоятельной игровой деятельности. |
1 | Пестушка «Ай, лады, лады, лады | 1.Развитие моторики обеих рук. 2.Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3.Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Сентябрь (3 неделя) | 1.Понимание пестушки. 2.Использование пестушки в режимном моменте (умывание). 3.Использование пестушки в качестве пальчиковой игры (дети повторяют действия за воспитателем в соответствии с текстом – имитация умывания). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют движения обеих рук. Самостоятельно, правильно проговаривают пестушку при проведении режимного момента. Получают удовольствие от выполнения гигиенических процедур. |
2 | Потешка «Наши уточки с утра кря-кря-кря! кря-кря-кря!» Наши гуси у пруда — | 1.Развитие фонематического слуха и звукопроизношения. 2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным. 3. Знакомство с многообразием мира животных. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. |
| 1.Чтение потешки с показом игрушек ,иллюстраций (воспитатель показывает детям изображение животных в соответствии с текстом). 2.Изображение голосов животных (воспитатель читает потешку, имитируя голоса животных, дети повторяют за взрослым) 3.Знакомство с домашними животными (использование потешки в НОД). | Фонематически правильно произносят звуки и звукосочетания. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажам потешки. Получают удовольствие от прослушивания потешки. |
1 | Закличка «Солнышко-ведрышко! | 1.Пополнение образных представлений, общего запаса знаний. 2.Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3.Воспитание эстетического вкуса. | Сентябрь (4 неделя) | 1.Слушание заклички. 2.Повторение заклички. 3.Использование заклички на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений (выйдя на прогулку, воспитатель беседует с детьми о солнышке, вместе ищут солнышко на небе, обсуждает с детьми какое оно, наше солнышко: теплое, желтое, яркое, ласковое). | Представляют картину солнечного дня, устанавливают связь образа с природой. Интонационно – выразительно проговаривают текст заклички. Начинают осознавать необходимость бережного отношения к природе. Любуются картинами осенней природы и получают эстетическое удовольствие. |
2 | Колыбельная «Вот и люди спят, Вот и звери спят, | 1.Развитие слухового восприятия. 2.Воспитание теплых чувств к взрослым и друг другу. 3.Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. |
| 1.Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну (воспитатель, укладывая детей спать пропевает колыбельную тихим, ласковым голосом). 2.Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях. 3.Использование колыбельной песни детьми в самостоятельных сюжетно-ролевых играх. | Воспринимают мелодический ход колыбельной песни, улавливают и понимают ее ритм, характер. Правильно пропевают мелодию колыбельной. Проявляют эмоциональное переживания при прослушивании колыбельной . Активно используют колыбельную в самостоятельной игровой деятельности. |
1 | Прибаутка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор, | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Воспитание теплых чувств к близким. 3.Воспитание эстетических переживаний от драматизации. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Октябрь (1 неделя) | 1.Чтение прибаутки с показом иллюстраций (воспитатель предлагает детям послушать прибаутку и показывает картинки персонажей на фланелеграфе) 2.Повторение текста прибаутки. 3.Инсценировка прибаутки (воспитатель показывает игровые движения, сопровождаемые текстом прибаутки, дети повторяют за взрослым: шагают высоким шагом, руки вытянуты вперед, кисти полусогнуты, как бы удерживают лошадку; скачут прямым галопом; | Получают художественное впечатление в процессе рассматривания иллюстраций. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажам прибаутки. С удовольствием выполняют игровые действия. |
2 | Прибаутка «Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Развитие коммуникативных навыков. 3.Воспитание теплых чувств к близким. 4.Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. |
| 1.Выразительное чтение прибаутки с показом иллюстраций (воспитатель показывает детям иллюстрации в соответствии с текстом прибаутки). 2.Объяснение прибаутки. 3.Инсценировка прибаутки (воспитатель с помощью плоскостного или пальчикового театра показывает действия персонажей, сопровождая их текстом прибаутки, затем предлагает детям повторить). | Получают художественное впечатление в процессе рассматривания иллюстраций. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажам прибаутки. Активно общаются между собой и воспитателем. Получают удовольствие от прослушивания произведения. С удовольствием выполняют все игровые роли. |
1 | Потешка «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую,
| 1.Воспитывать умение слушать текст потешки. 2.Развивать соответствующее эмоциональное отношение к персонажу потешки. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Октябрь (2 неделя) | 1.Использование потешки в режимных моментах: подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2.Использование потешки детьми в самостоятельных сюжетно-ролевых играх.
| Внимательно слушают текст потешки. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажу потешки. Самостоятельно проговаривают потешку в режимных моментах. Получают удовольствие от приема пищи. |
2 | Прибаутка «Мирись-мирись-мирись и больше не дерись, | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Воспитание гуманного отношения друг к другу. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | 1.Использование прибаутки при примирении в ссоре. 2.Использование прибаутки в качестве пальчиковой игры (воспитатель показывает детям, как с помощью пальчика - мизинца помирить поссорившихся друзей, проговаривая при этом прибаутку). | Расширяют и обогащают словарный запас. Самостоятельно проговаривают прибаутку при примирении в ссоре, при проведении пальчиковой игры. Проявляют эмоционально положительное отношение друг к другу. | |
1 | Потешка «Сорока, белобока, Где была, далеко. Кашу варила, Деток кормила. Этому дала…»
| 1.Развитие микромоторики 2.Развитие эстетических чувств заботы и сопереживания героям потешки. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Октябрь (3 неделя) | 1.Чтение потешки с показом иллюстраций (воспитатель предлагает детям послушать потешку, сопровождая чтение показом иллюстраций). 2.Использование потешки в качестве пальчиковой игры (воспитатель указательным пальцем правой руки выполняет движения по ладони левой руки ребенка, действия сопровождаются словами, затем поочередно загибает у ребенка пальчики - мизинец, безымянный, средний, указательный, большой). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют пальчиковые движения. Проявляют чувство заботы и эмоциональное сопереживание героям потешки. Получают удовольствие от пальчиковой игры. |
2 | Пестушка «Вымыли мы ручки, Вымыли мы ножки, Поиграли в ладушки, Ладушки – ладошки! Во дворе цыплятам Накрошили крошек Поиграли снова В ладушки – ладошки…»
| 1.Развитие движения кистей и пальцев рук. 2.Воспитывать умение внимательно слушать и понимать речь взрослого. 3.Воспитание чувства гуманности к животным. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | 1.Выразительное чтение пестушки. 2.Использование пестушки в качестве пальчиковой игры (воспитатель вместе с детьми выполняет движения: имитируют мытьё рук, наклоняются и растирают руками щиколотки, хлопают в ладоши, пальцами, собранными в щепоть, как будто крошат хлеб, и т.д.). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют движения пальцев и обеих рук. Внимательно слушают и воспринимают текст пестушки. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажу пестушки. Получают удовольствие от пальчиковой игры. | |
1 | Пестушка «Поехали, поехали | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Развитие слухового восприятия. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Октябрь (4 неделя) | 1.Выразительное чтение, повторение пестушки. 2. Использование в игровых моментах (воспитатель показывает движения, сопровождая их текстом пестушки, дети повторяют за ним: легкий мелкий бег, прямой галоп, остановка). | Внимательно слушают, интонационно - выразительно проговаривают пестушку. Проявляют эмоционально положительное отношение к пестушке. Получают удовольствие от игры. |
2 | Закличка «Рудуга-дуга, | 1.Пополнение образных представлений, общего запаса знаний. 2.Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3.Воспитание эстетического вкуса. |
| 1.Слушание заклички. 2.Повторение заклички. 3.Использование заклички на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений (воспитатель обращает внимание детей на природное явление – радугу, и предлагает «попросить» у нее теплого солнечного дня, при этом показывая движения: легкие прыжки на одной ноге, затем прыжки на другой ноге). | Представляют картину солнечного дня и радуги на небе, устанавливают связь образа с природой. Интонационно – выразительно проговаривают текст заклички. Начинают осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получают эстетическое удовольствие от любования природой. |
1 | Потешка «Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка - пригожий!» | 1.Развитие положительного самовосприятия (Ванечка хороший, Ванечка пригожий). 2.Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу с воспитателем. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Ноябрь (1 неделя) | 1.Выразительное чтение потешки 2.Повторение текста потешки наизусть. 3.Использование потешки в режимных моментах. | Продолжает развиваться положительное восприятие самого себя. Положительно эмоционально настроены на совместную работу с воспитателем. Получают удовольствие от прослушивания потешки. |
2 | Потешка «Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет - кашкою, Другой - простоквашкою, Третий скажет - молочком И румяным пирожком». | 1.Воспитывать умение слушать текст потешки. 2.Развитие эстетических чувств заботы и сопереживания героям потешки. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции.
| 1.Использование потешки в режимных моментах: подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2.Использование потешки детьми в самостоятельных сюжетно-ролевых играх. | Внимательно слушают текст потешки. Проявляют чувство заботы и эмоциональное сопереживание героям потешки. Активно используют потешку в самостоятельной игровой деятельности. Получают удовольствие от приема пищи. | |
1 | Пестушка «В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой». | 1.Развитие моторики обеих рук. 2.Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3.Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | Ноябрь (2 неделя) | 1.Понимание пестушки. 2.Использование пестушки в режимном моменте (умывание). 3.Использование пестушки в качестве пальчиковой игры (дети повторяют действия за воспитателем в соответствии с текстом – имитация умывания). | Согласованно, правильно, и выразительно выполняют движения обеих рук. Самостоятельно, правильно проговаривают пестушку при проведении режимного момента. Получают удовольствие от выполнения гигиенических процедур. |
2 | Потешка «Вот они, сапожки: Этот - с левой ножки, Этот - с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо!» | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Развитие слухового восприятия. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | 1.Эмоциональное чтение потешки 2.Использование потешки в режимных моментах: подготовке к прогулке (одевание). 3.Использование потешки детьми в самостоятельных сюжетно-ролевых играх. | Внимательно слушают, интонационно - выразительно проговаривают потешку. Проявляют эмоционально положительное отношение к потешке. Получают удовольствие от прослушивания потешки. | |
1 | Потешка «Идет лисичка по мосту | 1.Обогащение словарного запаса. 2.Развитие коммуникативных навыков. 3.Развивать эстетические чувства заботы и сопереживания героям потешек. 4.Способствовать проявлению эмоциональной реакции.
| Ноябрь (3 неделя) | 1.Выразительное чтение прибаутки с показом иллюстраций (воспитатель показывает детям иллюстрации в соответствии с текстом потешки). 2.Объяснение прибаутки. 3.Инсценировка прибаутки (воспитатель с помощью плоскостного или пальчикового театра показывает действия персонажей, сопровождая их текстом прибаутки, затем предлагает детям повторить). | Получают художественное впечатление в процессе рассматривания иллюстраций. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажам потешки. Активно общаются между собой и воспитателем. Получают удовольствие от прослушивания произведения. С удовольствием выполняют все игровые роли. |
2 | Потешка «Здравствуйте, ладошки, Плюх-плюх-плюх! Плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, губки, | 1.Развитие слухового восприятия. 2.Воспитание положительного самовосприятия (здравствуйте ладошки, здравствуйте ножки). 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | 1.Выразительное чтение потешки. 2.Самостоятельное проговаривание потешки 3.Использование потешки в игровых моментах (воспитатель вместе с детьми выполняет движения в соответствии с текстом: хлопают в ладоши, топают ножками, гладят и шлепают щечки, чмокают губами, щелкают зубками, нажимают на носики, машут ручками). | Внимательно слушают, интонационно - выразительно проговаривают потешку. Продолжает развиваться положительное восприятие самого себя. С удовольствием выполняют все игровые действия | |
1 | Закличка «Дождик, дождик, посильней – Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, Расти, трава, гуще…»
| 1.Пополнение образных представлений, общего запаса знаний. 2.Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3.Воспитание эстетического вкуса. | Ноябрь (4 неделя) | 1.Слушание заклички. 2.Повторение заклички. 3.Использование заклички на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений (выйдя на прогулку, воспитатель беседует с детьми о дождике, о его пользе в природе). | Интонационно – выразительно проговаривают текст заклички. Начинают осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получают эстетическое удовольствие от любования природой. |
2 | Потешка «Тень-тень-потетень, | 1.Воспитывать умение слушать текст потешки. 2.Развивать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам потешки. 3.Способствовать проявлению эмоциональной реакции. | 1.Выразительное чтение потешки с показом иллюстраций (воспитатель показывает детям иллюстрации в соответствии с текстом потешки). 2.Инсценировка прибаутки (воспитатель с помощью плоскостного или пальчикового театра показывает действия персонажей, сопровождая их текстом прибаутки). | Получают художественное впечатление в процессе рассматривания иллюстраций. Проявляют эмоционально положительное отношение к персонажам потешки. Получают удовольствие от прослушивания потешки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"
Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера. Одна из ценностей дошкольного...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Фольклор является действенным средством воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка, предполагает процессы вч...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору
Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способ...
Программа «Вместе радуемся и грустим» как средство развития эмоциональнойотзывчивости у детей младшего дошкольного возраста
Систематизация современных представлений о развитии эмоциональной сферы, в частности, эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста и выявление наиболее эффективных произведений фол...
Психолого – педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста
Развитие эмоциональной отзывчивости...
Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»
В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...
Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы
Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....