Речевая карта
тест (старшая группа)
Для работы я использую данную речевую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_karta_nishcheva.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ____________________________________________________________________________
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ____________________________________________________________________________
Национальный язык _______________ Двуязычие________________________
Решением от_______ протокол №____ принят в логопедическую группу на срок________
Заключение ПМПК____________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________
Перенесенные заболевания:
До года___________________________ После года________________________
Ушибы, травмы головы_______________________________________________________
Судороги при высокой температуре____________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_____ __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ____________
Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.)_____________Стоит с (в норме: с 10 - 11 мес.)_________
Ходит с (в норме: с 11 - 12 мес.) _________Узнает близких с (в норме: с 2,5 - 3 мес.)____
Первые зубы появились в (в норме: 6 - 8 мес.)___________________________________
Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)_______________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Невролог_____________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___________ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)___ ____
Первые слова (в норме: около года)__________________________________________
Первые фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________
Занимались ли с логопедом ___________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
- Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________
- Определение направления звука_____________________________________________
• Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________
2. Исследование зрительного восприятия
• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________
• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ________________________________________________________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________
- Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_________________________________________________________ _________
• Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_______________________________________________________
• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)____________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
____________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ________
• Навыки работы с карандашом:
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________
• Манипуляции с предметами:
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________
- Движения нижней челюсти:
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
____________________________________________________________________________
• Движения губ:
Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________
• Движения языка:
«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)_________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________________________________________________
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
__________________________________________________________________________
- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
___________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
___________________________________________________________________________
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
____________________________________________________________________________
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
__________________________________________________________________________________
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
____________________________________________________________________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (по предложенным картинкам)
____________________________________________________________________________
• Понимание текста, сказка «Колобок»_________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
мышка - мишка ____________________________________________________________ почка - бочка ______________________________________________________________
катушка - кадушка __________________________________________________________ корка - горка________________________________________________________________
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
речка - редька _____________________________________________________________ коза - коса _________________________________________________________________ лук – люк___________________________________________________________ ____ рейка - лейка ______________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель: _______________________________________________________________________
Овощи: _______________________________________________________________________
Фрукты:_______________________________________________________________________
Птицы: _______________________________________________________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
Нос ____________ рукав_____________
рот_____________ воротник____________________
шея_____________ пуговица____________________
живот___________ кабина машины______________
грудь____________ руль_________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Стул, стол, шкаф_____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
ГЛАГОЛЫ.
Ответить на вопросы:
Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________________________
Как передвигается человек? (ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает?(лает)_______________________________________
А как подает голос корова? (мычит)_____________________________________________
А как подает голос петух? (кукарекает)__________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать предъявленные цвета.
Красный __________ __________ Голубой
Оранжевый _______________ ________ Синий ___________________________
Желтый ________________ ________ Белый ________ ____________
Зеленый __________________________ Чёрный __________________
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое? (круглое) _____________________________________________________
Печенье какое?(квадратное) ___________________________________________ _______ Косынка какая? (треугольная) __________________________________________________
Огурец какой? (овальный) ____________________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Рот - рты__________________________________ Лев - львы ___________________________
Река - реки___________________________ Ухо - уши ____________________________
Кольцо - кольца_______________________________
• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
Шаров ____________________ Берёз ______________________________________
Ключей ________________________ Окон ________________________________________
Ложек _________________________
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
Оранжевый апельсин ________________________________________________________ Голубая бабочка _____________________________________________________________ Белое блюдце __________________________________________________ ____________
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
Где сидит снегирь? (на дереве) _________________________________________________
Где стоит машина? (в гараже)__________________________________________________
У кого кукла? (у девочки) _____________________________________________________
Где едет машина? (по дороге) _________________________________________________
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___________________ Пять мячей _______________________________ Две розы ___________________ Пять роз _________________________________ Два окна ___________________ Пять окон ________________________________
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
Забор - заборчик __________________ Носок - носочек ______________________ Лента - ленточка __________________ Окно - окошечко ______________________
• Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ______________________ У белки ____________________________ У волчицы ________________ У козы _____________________________
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Самолет __________________________Микстура _________________________________
Скворец Парашютист __________________
Фотограф Погремушка __________________
Сестренка развешивает простыни. _____
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ____________________________________________
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ________________________________________________________
произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).
с | с' | з | з' | ц | ш | ж | ч | щ | л | л' | р | р' | н | н' | м | м' | j | |
Изолирован | ||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||
в речи |
т | т' | д | д' | к | к' | г | г' | х | х' | в | в' | ф | ф' | п | п’ | б | б’ | |||
Изолирован | ||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||
в речи |
5. Состояние дыхательной и голосовой функций.
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _________________________________________________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) __________________________________
• Продолжительность речевого выдоха _________________________________________
• Сила голоса ________________________________________________________________
- Модуляция голоса ___________________________________________________________
6. Особенности динамической стороны речи.
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ________________________________
- Ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________________
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _______________________
- Употребление основных видов интонации ______________________________________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па __________________
да-та-да _____ та-да-та __________________
га-ка-га ка-га-ка _________________
за-са-за са-за-са _______________ _
та-тя-та ____________ тя-та-тя __________________
- Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ______________________
Осень ____________ озеро __
Улей _____________ уши________________________
Иглы искры ______________________
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ Логопед _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...