ПРОЕКТ БЕРЕЗА -СИМВОЛ РОССИИ
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное
Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 106 «ТОПОЛЕК»
Проект
для детей старшей группы:
«Береза - символ России».
Воспитатель: Челохян Т.В.
г. Ростов-на-Дону
2020
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
- Сформировать представления о жизни берёзы, как живого
существа.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней посредством проведения исследовательской деятельности.
- Приобрести знания о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о
её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Актуальность: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: с 01.06.2020 г. по 11.06.2020 г.
Участники проекта:
- дети старшей группы;
- родители;
- воспитатели.
Предполагаемый результат:
- Повышение экологической культуры воспитанников.
- Расширение знаний участников проекта об исследуемом объекте;
- Сформированное представление у детей: о берёзе, как о почитаемом дереве на Руси.
Этапы реали зации проекта:
I этап: Подготовительный:
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Поиск различных средств достижения цели.
- Подготовка дидактического материала.
- Подбор художественной литературы.
II этап: Основной:
1. НОД «Люблю березку русскую».
2. Беседы: «Береза-символ России», «Почему березы белые?», «Что я
знаю о березе?».
3. Чтение художественной литературы:
- Л. И. Горошкина «Берёзка»;
- В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…»;
- В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев»;
- Л. М. Смирнова «Берёзка голову склоня…», «Песнь о берёзе»;
- Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»;
- П. Воронько «Береза»;
- С. Есенин «Белая береза»;
- К. Паустовский «Подарок»;
- И. Токмакова «Берёза»;
- А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
4. Рассматривание репродукций картин:
- И. Шишкин «Берёзовая роща»;
- И. Левитан «Берёзы», «Золотая осень», «Берёзовая роща».
- А. Куинджи «Берёзовая роща».
5. Аппликация «Березовая роща».
6. Подвижные игры:
- «Беги к берёзе»;
- «Берёзовый венок»;
- «Кто быстрее соберет берёзовые почки».
7. Дидактические игры:
- «Бусы для берёзы»;
- «Найди листок березы»;
- «Закончи фразу»;
- «С кем дружит береза?»;
- «Что сначала, что потом?»;
- «Что сделано из берёзы?»;
- «Для чего это нужно?»;
- «Семья слов»;
- «Вырасти дерево»;
- «Найди лишнее».
8. Рисование методом тычка «Березка».
9. Сюжетно – ролевые игры:
- «Как мы ездили в лес?»;
- «Экскурсия в парк».
10. Экспериментирование: «Рассматривание коры под лупой»,
«Как устроен лист».
11. Физкультминутка: «Березонька», «Листья березы».
12. Пальчиковая гимнастика «Березка».
13. Загадывание загадок о березе, разучивание пословиц.
14. Аппликация «Люблю березку русскую».
Приложение:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе:
«Люблю березку русскую».
Цель: Приобщать детей к русской народной культуре.
Задачи:
Обучающие: Расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении.
Развивающие: Развивать воображение, память, мыслительные процессы, основы валеологической культуры, формировать умение логично и грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Материалы: Презентация «Березы России».
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской при-роды. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина? (ответы детей). Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (ответы детей). А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (ответы детей). Что представляете вы, когда говорят о России? (ответы детей). Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (ответы детей).
Воспи татель: Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув, стоит».
Показ презентации.
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Очень давно, когда люди ещё не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Ещё из бересты делают много красивых вещей. (шкатулки, украшения, туески, резную посуду).
Воспитатель: Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Осенью)
Воспитатель: Что за золотое платье у берёзы на плечах?
Дети: Крона дерева с жёлтыми листьями.
Воспитатель: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром? (Зимой)
Воспитатель: Почему автор сравнивает снег с серебром?
Дети: Снег также блестит, переливается на солнце.
Воспитатель: Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Летом)
Воспитатель: Что автор называет зелёной кофточкой?
Дети: Крону дерева с зелёными листьями.
Воспитатель: Разве у берёзы есть белый сарафан?
Дети: Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем и порадуем березку.
Физкультминутка
Мы березку посадили,
(Выпрямиться).
Мы водой ее полили,
(Руки согнуть к плечам, ладонями вперед).
И березка подросла,
(Поднять руки вверх).
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая).
И ребят благодарила.
Воспитатель: Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отмети ли многие полезные свойства березы. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается «сокодвижение», у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
Дидактическая игра «Подбери слово».
(Дети подбирают прилагательные к слову «березка»: высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).
Дидактическая игра «Семейка слов».
(Дети подбирают однокоренные слова к слову «береза»: березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк).
Воспитатель: На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Рефлексия:
Воспитатель: Вы дети молодцы! Много сегодня узнали о нашей русской берёзоньке. Берегите и охраняйте родную природу.
Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных техник для детей старшей группы
«Березка в зеленом платье».
Цель: продолжить знакомство детей с новой техникой рисования (тычком).
Задач и:
Обучающие: Продолжить знакомство детей с новым нетрадиционным способом рисования – «тычком»;
Развивающие: развивать воображение, внимание;
Воспитательные: воспитывать интерес к природе и её изображению в искусстве.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках, тематические беседы, рассматривание картины Исаака Левитана «Золотая осень», чтение стихотворений про березку.
Материал: картинки с различным изображением березы; краски гуашевые желтого, зеленого, синего, белого, красного и черного цветов, альбомный лист, салфетки, малярный скотч, пластиковые карты, баночки с водой, кисти.
Ход:
Воспитатель: Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите? (Ответы детей). А какие деревья? (Ответы детей). Какое сейчас время года?
Хотите узнать, как рисовать невероятный пейзаж с берёзами красиво и быстро?
Рисуем пейзаж ориентируясь на следующие этапы:
- Кладём лист бумаги горизонтально. На нём мы будем рисовать. Берём монтажный скотч. Нарезаем из него полосы такой же длины, как и лист бумаги, можно немного длиннее. Слегка под наклоном приклеиваем полосы скотча.
Не придавливайте сильно. Наклейте примерно шесть полос, лишние участки срезаем ножницами. - Средней кисточкой и голубой краской начинаем рисовать небо. Делаем это не привычными штрихами, а точечными мазками. Верхнюю часть затемните синим цветом, нижняя часть неба должна быть самой светлой.
- Смешиваем зелёный, жёлтый и белый цвет. Рисуем листву будущих деревьев. Нанесение краски делается таким же образом, как и рисовалось небо. Добавляйте в краску оранжевый цвет, чтобы листва не смотрелась однотонной. Ближе к нижней части круга листва должна стать насыщенной зелёной. Можно добавить красные и жёлтые точки.
4. Переходим к берёзам. По направлению кверху снимаем ранее приклеенный скотч. Сделаем полосы на наших берёзах. Берём пластиковую карту. Наносим на её конец чёрную краску.
5. Прикладываем пластиковую карту к краю одного из стволов и аккуратно протягиваем карту к другому концу ствола. Если всё было сделано правильно, у вас должен получиться эффект берёзовой коры. Повторяем действия с оставшимися берёзами.
- Для реалистичности нашим деревьям нужно сделать тени. Промываем маленькую кисть и слегка влажным ворсом аккуратно размываем сделанные пятна с одной из сторон деревьев.
- Добавим в верхней части деревьев ветки. Они должны быть тонкими. Снизу их делать не нужно, так как низ картины и так получился насыщенным.
- Используем тонкую кисть, оранжевый и зелёный цвет. Украсим ветки листьями. Сделайте множество точек на картинке и получите пышную листву.
- У нас получилась живописная работа, на которую уходит совсем немного времени. К картине можно добавить и другие элементы природы, например, вы можете нарисовать птицу.
Пальчиковая игра.
Березка.
У красы берёзки платье серебрится.
(Прямые ладошки держим вертикально, соединив друг с другом.)
У красы берёзки зелены косицы.
(Медленно раскрываем пальчики и шевелим ими.)
Со двора к берёзке выскочили козы.
(Выпрямляем на обеих руках указательные пальцы и мизинцы,
имитируем "козу").
Стали грызть берёзку, а берёзка - в слезы!
(Подносим оба кулачка к глазам, как будто "плачем".)
Березка И стало в лесу потеплей, | Береза
|
«Люблю березу русскую…» Люблю березу русскую, | «Береза, моя березонька…» |
Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки.
На лесной опушке стоят подружки:
платьица белены, шапочки зелены.
В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.
Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит.
Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.
Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.
Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект береза-символ России
проект береза-символ России...
Проект Береза - символ России
Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и ...
познавательный проект "Береза - символ России"
приобщение к русской народной культуре....
Педагогический проект «Береза – символ России».
Направление деятельности проекта: расширение знаний детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом....
Проект "Береза - символ России"
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представл...
Эколого-патриотический проект «Береза - символ России»
Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начин...
Проект: "Береза - символ России"
Цель проекта: развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе; выяснение , в связи с чем и почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России...