Эколого-патриотический проект «Береза - символ России»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_proekt_bereza_-_simvol_rossii.docx | 280.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 67 «Умка»
ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Береза - символ России»
для детей от 6 до 8 лет
группы «Непоседы»
Воспитатель: Мамедова Е.А.
г. Нижневартовск , 2018 г.
Тема эколого-патриотического проекта: «Береза - символ России»
Местоположение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Умка», г. Нижневартовск
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети группы от 6 до 8 лет группы общеразвивающей направленности, воспитатели, родители
Проектная идея:
обобщить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях.
Привлечь родителей к участию в проекте.
Актуальность проекта:
Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с лесной полянки, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет во дворе нашего дома или на территории нашего детского сада?
Издавна березку называют красавицей русских лесов. Она всегда была наиболее почитаемая у славян из других деревьев, символ и гордость русского народа. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе.
Цель:
развитие творческих способностей, патриотических качеств, ассоциативного и образного мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе их знакомства с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, олицетворением нашей Родины.
2. Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту.
3. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Основные формы реализации проекта:
Деятельность педагогов: беседы; познавательные рассказы воспитателя; чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки); использование иллюстративного материала (картины известных художников, открытки и др.); народные игры.
Деятельность детей: экспериментирование; речевые игры, описательные рассказы; дидактические игры с предметными картинками; игра по модели строения дерева; подвижные игры; художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
Взаимодействие с родителями воспитанников: консультации, рекомендации, памятки; практические задания.
Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое.
Используемые технологии, методы:
Игровой метод, метод проблемного обучения, метод проектов.
Предполагаемые результаты:
- Углубленные знания и представления детей о березе.
- Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.
- Развитие у детей активности, творческого потенциала.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.
Продукт проекта:
- создание картотеки: «Стихи про берѐзку», «Загадки про берѐзку», «Пословицы и поговорки про берѐзку»;
- создание альбома: «Берѐзка в разные времена года», « Берѐза – глазами русских художников»;
- вернисаж рисунков «Люблю берѐзку русскую» родителей и детей;
- выставка работ «Русская березка» родителей и детей;
- конкурс на лучшую книжку-самоделку «Береза – символ России»;
- оформление плаката «Сохраним русскую березку»;
- оформление паспорта дерева.
Презентация проекта:
мультимедийная презентация проекта
Гипотеза проекта: если дети получат необходимый объём знаний о берёзе, то у детей сформируются представления о березе, как живом растении, и символе страны. Обогатится чувственный опыт воспитанников, появится желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, что позволит научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Этапы работы над проектом:
Образовательные области развития воспитанников:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Реализация проекта:
1 Подготовительный этап.
Погружение в проект
Цель: сформировать у детей представление о берёзе, как образе России.
Идею с темой проекта дали сами дети. Беседуя на тему: «День народного единства», у детей возник вопрос: «Почему берёза - символ России?».
1. Составление перспективного плана.
2. Подбор детской, педагогической литературы.
3. Подбор картин, иллюстраций о березе.
4. Подбор дидактических игр.
5. Подготовить материал для творческой деятельности.
5. Разработка конспектов НОД, игр, наблюдений.
2 Основной этап.
Планирование деятельности
Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.
Модель 3-х вопросов:
- Что мы знаем?
Берёза - это дерево.
Берёзка красивая.
Птицы любят сидеть на берёзе.
Можно спрятаться от солнышка.
Тонкие ветки, белый ствол.
- Что мы хотим узнать?
Чем питается?
Почему берёзку все любят?
Какую пользу приносят деревья?
Почему птички любят берёзку?
Что можно сделать из берёзы?
А берёза лечит?
- Как мы узнаем?
Спросим у воспитателя.
Спрошу у родителей
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель: развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных педагогических мероприятий в детском саду)
- Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)
- Найти информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе (история происхождения слова береза; березовое царство – хорошее лекарство) сборник загадок, стихов, пословиц, поговорок о березе.
- Организовать выставку репродукций известных художников «Берёза глазами художников» с последующим созданием альбома;
- Организовать экскурсию по территории ДОУ «Наши красавицы – березки»;
- Экспериментальная деятельность. Рассматривание бересты под лупой.
- НОД «Береза – символ России»;
- НОД « Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза».
- Совместная работа с родителями и детьми:
- вернисаж рисунков «Люблю берѐзку русскую» родителей и детей;
- выставка рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном…»;
- конкурс на лучшую книжку-самоделку «Береза – символ России»;
- памятка «Все о русской березе».
- Заключительный этап
Рефлексивный
Цель: защита проекта, подведение итогов.
Обработка результатов по реализации проекта.
Продукты проекта:
- картотеки: «Стихи про берѐзку», «Загадки про берѐзку», «Пословицы и поговорки про берѐзку»;
- альбомы: «Берѐзка в разные времена года», « Берѐза – глазами русских художников»;
- творческие работы детей по теме «Люблю берёзу русскую»;
- творческие работы родителей и детей «Русская березка»;
- книжка-самоделка «Береза – символ России»;
- плакат «Сохраним русскую березку»;
- паспорт дерева.
Схема реализации проекта
Образовательная область/ Деятельность | Виды детско-взрослой деятельности |
Познавательно-исследовательская деятельность Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира | 1. Поиск информации в энциклопедиях, книгах, рассматривание картинок, иллюстраций о берёзе 2. Дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?» «Что с начала, что потом?» 3. Наблюдение за берёзой на прогулке (целевая прогулка по участку ДОУ «Встреча с русской красавицей») 4. Экспериментальная деятельность. Рассматривание бересты под лупой. |
Игровая деятельность Цель: учить самостоятельно организовывать игры; активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность. | 1. Дид/игры: «Найди, о чем расскажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб?». 2. Подв/игра «Кто быстрее добежит до берёзы» 3. Проблемно-игровые ситуации: - «Я пойду березку заломаю» - «За березовым соком» 4. Сюжетно - ролевые игры: - «У бабушки в гостях» - «Путешествие в лес» |
Коммуникативная деятельность Социально-коммуникативное развитие Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе. | 1. Беседа «Красота природы бесценна». 2. Беседа «Береза-лекарь» 3. Беседа «С кем ты дружишь, березка?» 4. Беседа «Береза - символ России» 5. Беседа с детьми «Береги зеленого друга». 6. Беседа с детьми «Берёза жить помогает» 7. Беседа «Где растет береза» 8. Беседа «О березе и её коре» |
Восприятие художественной литературы Коммуникативная деятельность (речь и речевое общение) Цель: развивать связную речь у детей; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. | 1. Отгадывание загадок о березе 2. Чтение стихов, пословиц, поговорок о березе 3. Речевая игра «Опиши - мы отгадаем» 4. Словесные игры: «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов). |
Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие Цель: способствовать расширению кругозора воспитанников через пополнение знаний о березе – символе России; о ее пользе человеку | 1. НОД «Береза – символ России» 2. Рассказы о необычном дереве березе, о ее лекарственных свойствах. |
Восприятие художественной литературы Коммуникативная деятельность (речь и речевое общение) Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. | 1. НОД «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» (с использованием мнемосхемы) 2. Чтение художественных произведений: В. Бианки «Волшебная береза», И.Соколов-Микитов «Береза» А.Прокофьев «Березка», Г. Скребицкий «Зеленый шум», Л.И. Горошкина «Березка», Н.И. Птухина «Ода березе», П. Воронько «Береза»; И.Бунин «Березовый лес»; М. Пришвин «Цветут березки» 3. Вечер чтения стихотворений, загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов. |
Изобразительная деятельность Художественно-эстетическое развитие Цель: формирование знаний у воспитанников о пейзажной живописи | 1. Рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года». 2. Рассматривание иллюстраций, репродукции картин художников: И. Левитан «Березовая роща», «Весна. Большая вода»; К.Ф. Юон «Русская зима»; А.И. Куинджи «Березовая роща»; С. Луценко «Березы»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь». |
Изобразительная деятельность Художественно-эстетическое развитие Цель: привитие любви к своей малой Родине и интереса к изучению природы родного края посредством изобразительных материалов; воспитание у детей художественного вкуса | 1. Лепка «Осенний лист березы» 2. Рисование «Красавица – береза» (НТР) 3. Аппликация «Зимняя берёза» 4. Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина. 5. Оформление плаката «Сохраним русскую березку». |
Музыкальная деятельность Художественно-эстетическое развитие Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями. | 1. Пение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Ой да, у дороженьки» 2. Народные хороводы: «Хоровод на лугу», «Мы вокруг березки встанем в хоровод». |
Двигательная деятельность Физическое развитие | 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков?» 3. Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро». |
Работа с родителями Цель: вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее. | |
1. Консультация для родителей « Проблема приобщения детей к природе» 2. Памятка «Что вы можете рассказать ребёнку дома о берёзке» 3. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе. 4. Изготовление книжек-малышек «О березе». 5. Организация творческой выставки «Береза – символ России». |
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ | Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему? | |
Дети обмениваются мнениями
| ||
Определение темы проекта: Почему береза растет только в России? Что можем ещё узнать о ней? | С помощью воспитателя формулируется тема проекта и дети являются его заинтересованными участниками. | |
Подбор оснащения для эксперимента, определения приёмов изучения: изучение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа с родителями, проведение бесед и занятий в группе. | Участие детей в совместной деятельности. | |
Систематизация иллюстраций, репродукций картин. | Собирают иллюстративный материал, рассказывают о том, что смогли узнать дома. | |
Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям | Вместе с родителями определяют тему индивидуального участия в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий, картинок | |
Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д. | Выясняют, где можно ещё получить знания о берёзе. | |
ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | 1. Проведение НОД: - по изобразительной деятельности (рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина) - по рисованию «Красавица – береза» (НТР) - по аппликации «Зимняя берёза» - «Береза – символ России» - «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» (с использованием мнемосхемы) - наблюдение за берёзой на прогулке (целевая прогулка по участку ДОУ «Встреча с русской красавицей») - сбор листьев для гербария. - рассматривание бересты под лупой. (экспериментальная деятельность) | Участвуют в НОД
Участвуют в экскурсии Участвуют в сборе гербарии Участвуют в экспериментировании |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (РЕФЛЕКСИВНЫЙ) ОФОРМЛЕНИЕ | - участие в конкурсе творческих работ «Русская березка» - участие в конкурсе на лучшую книжку-самоделку «Береза – символ России»; - коллективное оформление плаката «Сохраним русскую березку» Выставка картин и репродукций о берёзе | Участвуют в проведении выставки в виде представления своих работ Участвуют в оформлении плаката Участвуют в выставке |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Реализация данного проекта научила воспитанников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали строение березы, отметили ее красоту и роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева», оформить плакат на тему «Сохраним русскую березку».
В ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечѐнность, креативность, узнали много нового.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и природе в целом. У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.
В дальнейшем планируем проводить подобные проекты экологической направленности.
Библиография:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. 3.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.
3. Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
5. Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998;
6. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006
7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
8. Николаева Юный эколог. Система работы в старших дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет.
9. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5 лет». СПб: «Паритет» 2007г.
10. Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003;
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
12. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект береза-символ России
проект береза-символ России...
Проект Береза - символ России
Данный прект создан с целью познакомить детей с деревом Береза, которое имеет смысловое и символическое значение для нашей страны. Рассказать детям о пользе, которое приносит это дерево, об обрядах и ...
познавательный проект "Береза - символ России"
приобщение к русской народной культуре....
Педагогический проект «Береза – символ России».
Направление деятельности проекта: расширение знаний детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом....
Проект "Береза - символ России"
Данный проект актуален тем, что способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представл...
Проект: "Береза - символ России"
Цель проекта: развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе; выяснение , в связи с чем и почему на протяжении многих веков берёзу называют символом России...
ПРОЕКТ БЕРЕЗА -СИМВОЛ РОССИИ
О СИМВОЛАХ РОССИИ...