Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная функция связной речи — коммуникативная: посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии: ·
- Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
- Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
- Технология ТРИЗ,·
- Моделирование,
- Мнемотехника,
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
- Технология синквейна
- Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
- Логоритмика,
- Игры-драматизации, инсценировки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_2021g.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
Сообщение из опыта работы
по теме: «Технологии развития связной речи у детей второй младшей группы»
Подготовила: Василенко В.А, воспитатель
первой квалификационной категории
январь, 2021г.
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная функция связной речи — коммуникативная: посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии: ·
- Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,
- Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,
- Технология ТРИЗ,·
- Моделирование,
- Мнемотехника,
- Технология обучения детей составлению сравнений
- Технология обучения составлению метафор
- Технология обучения составлению загадок
- Технология синквейна
- Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
- Логоритмика,
- Игры-драматизации, инсценировки
Все эти технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
В своей работе с детьми младшего возраста я делаю акцент на мнемотехнику и игры-драматизации (инсценировки).
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно- обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры ( круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т.к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2.Перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3.После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4.Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5.Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Игра-драматизация в развитии связной речи детей 3-4х лет играет также не мало важную роль. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: работая над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться – совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
В своей работе я использую различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф. При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры – разминки ( «Птички в саду» и др.), упражнения ( «Как воет ветер?» и др.), этюды ( «Березки», «Зайцы»,» Котята»), игры – импровизации, пальчиковую гимнастику, инсценировки ( «За рулем», «Едем на экскурсию»,,,), игры – хороводы, спектакли ( «Теремок», «Репка» …)
Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений то игра для детей будет интересна долгое время.
Необходимо уже в этом возрасте дать элементарные сведения, которые помогут поверить в себя и в свои силы, научиться общаться друг с другом и узнать об окружающем мире как можно больше.
Список используемой литературы
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
- М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
- М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
- А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
- А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя»
- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
как развить связную речь у детей четвертого года жизни...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки «Репка»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и р...
: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» ...
Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...
Конспект занятия «В гостях у сказки». Теневой театр как средство инновационной формы работы для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развитие связной речиЗадачи:Развивать знания о правилах поведения в театре.Воспитывать умение слушать знакомые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.Воспитывать доброжелател...