Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей”
консультация (младшая группа) на тему

Камаева Екатерина Николаевна

   Сообщение из опыта работы по теме: “Использование фольклора в валеологическом воспитании детей” на педагогическом совете по теме: “Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей воспитанников”

   Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._ped.sovet_-_folklor_v_valeologii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида комитета по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.

143982 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Чаплыгина, д.4                                тел.: 8(495)527-54-32

Сообщение из опыта работы

по теме:

“Использование фольклора

в валеологическом воспитании детей”

на педагогическом совете №2

по теме:

“Организация работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей воспитанников”

Подготовила:

воспитатель гр.№5

МБДОУ д/с №9

Камаева Е.Н.

г.о.Железнодорожный

Использование фольклора в валеологическом воспитании детей

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

Формирование валеологической культуры ребенка в системе непрерывного образования

Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра

Программа валеологического образования решает следующие задачи:

  • формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;
  • формирование творческого отношения к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;
  • учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;
  • стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.

И цель валеологического образования: введение в работу учреждений ДОУ системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.

Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников

Фольклорные физкультурные занятия

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение "Колобок") дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идет", с гордой осанкой - "лиса - всему краса".

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуем использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения "Совушка-сова" (и. п. - основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуем подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

Для выполнения общеразвивающего упражнения "Змейка" (и. п. - сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени - потянуться) можно использовать загадку:

Вьется, извивается,

На солнце переливается.

Как зашипит,

Убегать всем велит.

Отгадав загадку про белку:

Быстрый, маленький зверек,

По деревьям скок-поскок.

Дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

При проведении основных движений рекомендуем использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки "Колобок".

"Колобок покатился по тропинке" - катание мячей двумя руками на расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед "колобку": "До свидания! "

"Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь" - ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок "двигательного характера". Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например "Теремок", "Гуси-лебеди", и волшебные сказки: "Царевна-лягушка" и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак. "Кошкин дом", Г. - Х. Андерсен. "Снежная королева"), дополняя их потешками или загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме "двигательного" рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия "У бабуси были гуси" можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

Я га-га-га-голосист!

На занятиях могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия ("Путешествие с Лесовичком", "Праздник Весны", "Ярмарка").

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно "спрыгивают птички с ветки"; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет "неуклюжий косолапый медведь"; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает "петушок - золотой гребешок".

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное "душевное" состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка "Заюшкина избушка").

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия "Строим теремок для зверят", "Зайкины слезки", "Инсценировка русской народной сказки "Колобок".

4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни "Во поле березонька стояла". А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение "Красны девицы". Это занятия на темы: "Русские узоры", "Осенины", "Праздничный концерт" и т.д.

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями.

В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как "Змейка", "Горелки", "Зайцы в лесу" и т.д.

Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия "Делу время - потехе час", "Богатырская наша сила", "Скоморошьи забавы" и др.

6. Познавательные занятия из серии "Забочусь о своем здоровье" с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, "Здоровому все здорово", "Кто долго жует, тот долго живет", "Грязнулю всегда выручает... (вода)".

7. Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуем проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания ("Сердце и его работа", "Малыши-крепыши", "Сигналы тревоги" и т.д.).

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, "Потешки для малышей", "На лесной лужайке", "В гостях у бабушки-загадушки" и др.

Одной из форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) способны выразительно, грациозно и пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Помимо перечисленных форм работы считаем необходимым включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

Разработанная комплексная методика работы с включением фольклора апробирована и внедрена в систему занятий дошкольных учреждений Омска и Омской области. Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...