Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»
рабочая программа (подготовительная группа)
Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль.
Программа кружковой деятельности рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Срок её реализации 1 год. Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности 2 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shahmatnoe_korolevstvo.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
«Центр развития ребёнка
Д/сад №1 «Жар-птица»
___________ И.В. Ахмадулина
«____» _________ 20____
Приказ № ____ от «____» _________ 20____
Дополнительная образовательная
программа кружковой деятельности
«Шахматное королевство»
г. Рубцовск, 2019
Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности «Шахматное королевство» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
При планировании работы используются методические пособия автора И.Г.Сухина, научного сотрудника Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует и обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль.
Программа кружковой деятельности рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Срок её реализации 1 год. Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности 2 раза в неделю.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
В возрасте 5-6 лет мозг ребенка интенсивно развивается. Именно в этот период закладывается произвольные формы памяти, идет дальнейшее развитие зрительной памяти, развивается воображение модельно-образной формы мышления, знаковая и символическая формы сознания.
В старшем дошкольном возрасте начинает происходить процесс интериоризации, т.е. перехода от внешнего действия к внутреннему, идеальному (в уме), выполняемому с образами предметов.
В этом возрасте ребенок обычно зависит от взрослого, который определяет его жизненный распорядок. Тем не менее, самостоятельность, творчество особенно важны в этот период для развития личности ребенка, которая закладывается именно в старшем дошкольном возрасте.
Шахматы, как никакой другой предмет создают наиболее благоприятные условия для развития и усовершенствования этой способности.
Актуальность.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Новизна
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматное королевство» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Шахматы благотворно влияют на подготовку к школе; помогают гиперактивным малышам стать спокойнее, уравновешеннее, учат длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы
Задачи:
1. Обучать дошкольников элементарным основам шахматной игры.
2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, здоровому досугу
3. Активизировать мыслительную деятельность (учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание
4. Развивать способность к самостоятельному принятию решений.
5. Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Методы, используемые в обучении дошкольников
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
- При знакомстве с шахматными фигурами.
- При изучении шахматной доски.
- При обучении правилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т. д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Теоретические занятия.
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Участие в турнирах и соревнованиях.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы дошкольник будет:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление и применять элементарные правила игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- иметь представление о некоторых тактических приемах;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах;
- увеличится словарный запас детей, расширится кругозор.
Содержание программы
Особенность программы кружковой деятельности «Шахматное королевство» в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
I. Шахматная доска.
Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей.
Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Дидактические игры и игровые задания.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и игровые задания «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Запретная фигура», «Что общего?», «Поиграем - угадаем».
III. Начальное положение.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек», «Да или нет?». «Мяч».
IV. Фигуры. Ходы и взятие фигур.
Место фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур. Белопольные и чернопольные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Пешки. Ладейная, ферзевая, коневая, слоновая, королевская пешка. Превращение пешки. Короткие шахматные партии. Решение шахматных задач. Игра в парах.
Шах. Понятие о шахе. Открытый шах. Двойной шах. Защита от шаха. Три способа защиты от шаха.
Мат – цель шахматной партии. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Задачи на мат в один ход.
Пат. Ничья. Отличие мата от пата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Шах или не шах», «Объяви шах», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Мат в один ход», «Два хода».
V. Шахматный турнир
Тематическое планирование
№ | Тема | Количествочасов |
I. | Шахматная доска | 4 |
II. | Шахматные фигуры | 4 |
III. | Начальное положение | 4 |
IV. | Ходы и взятие фигур. Практические игры | 50 |
V. | Шахматный турнир | 6 |
ВСЕГО: | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего | |
Шахматная доска (4 часа) | |||
1 | Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской | 1 | |
2 | Шахматная доска. Белые и черные поля | 1 | |
3 | Шахматная доска. Горизонтальная линия. Вертикальная линия. | 1 | |
4 | Шахматная доска. Диагональ. Центр. | 1 | |
Шахматные фигуры (4 часа) | |||
5 | Белые фигуры. Черные фигуры. | 1 | |
6 | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 1 | |
7 | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 1 | |
8 | Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 1 | |
Начальное положение (4 часа) | |||
9-10 | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. | 2 | |
11-12 | Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | 2 | |
Ходы и взятие фигур. (50 часа) | |||
13-14 | Ладья | 2 | |
15-16 | Слон | 2 | |
17-18 | Ладья против слона | 2 | |
19-20 | Ферзь | 2 | |
21-23 | Ферзь против ладьи и слона | 3 | |
24-26 | Конь | 3 | |
27-29 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 3 | |
30-32 | Пешка | 3 | |
33-34 | Пешка. Превращение пешки | 2 | |
35-37 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. | 3 | |
38-39 | Король. | 2 | |
40-41 | Король против других фигур | 2 | |
42-45 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 4 | |
46 | Шах. Защита от шаха. | 1 | |
47-48 | Шах. Открытый шах. Двойной шах. | 2 | |
49-51 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 3 | |
52-54 | Мат в один ход. | 3 | |
55-56 | Ничья, пат. | 2 | |
57-58 | Рокировка. | 2 | |
59-62 | Шахматная партия | 4 | |
Шахматный турнир (6 часов) 4 | |||
Шахматный турнир | 6 | ||
ИТОГО | 68 |
Мониторинг освоения детьми программного материала
Содержание программы предполагает проведение диагностики
Цель: выявление уровня сформированности навыков в игре детей в шахматы, знание шахматных терминов.
Критерии оценивания:
Высокий уровень. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает шахматные термины: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает и называет. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет правильно располагать доску м/п партнерами. Разыгрывает детский, линейный мат, шахматную партию от начала до конца. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление.
Средний уровень. Не называет половину шахматных терминов: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Умеет правильно располагать доску м/п партнерами. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает, но путает их названия. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает ходы шахматных фигур. Разыгрывает линейный мат, но не разыгрывает детский мат и шахматную партию от начала до конца.
Низкий уровень. Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не называет больше половины шахматных терминов: центр поля, диагональ, вертикаль, горизонталь, шахматное поле, пат, шах, мат, битое поле, нотация, рокировка. Знает первоначальное расположение шахматных фигур их различает, но путает их названия. Не разыгрывает линейный мат, детский мат и шахматную партию от начала до конца. Умеет правильно располагать доску м/п партнерами. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Материально-техническое обеспечение
- интерактивная доска;
- настольные шахматы;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
Литература:
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. - Обнинск: Духовное возрождение, 2011
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя детского сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М:.Изд. АСТ, 2015
Интернет-ресурсы:
- Интерактивное обучающее пособие «Шахматы» (Цабий И.В.)
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html.
- Шахматы: URL: http://www.shahmatik.ru/.
- Шахматная доска. http://chess-board.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....
Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет
Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство со словами, обозначающими признак предмета....
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Март, 2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....
Дополнительная образовательная программа кружковой работы «Шахматы в детском саду»
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. На к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой деятельности «Развивайка» для детей средней группы детского сада
Программа кружковой деятельности направлена на равитие речи детей....