Дополнительная образовательная программа кружковой работы «Шахматы в детском саду»
рабочая программа (подготовительная группа)

Бикчантаева Людмила Владимировна

Программа  рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Каждое  занятие обеспечивается применением  доступных заданий по каждой теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 15 «Югорка»

Дополнительная образовательная программа кружковой работы

 «Шахматы в детском саду»

г. Мегион, 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Работа  составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Программа  рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Каждое  занятие обеспечивается применением  доступных заданий по каждой теме. 

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

- Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

- Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;

- Развивать мелкую моторику рук, глазомер;

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

 Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года дети должны знать:

- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Литература:

  1. Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
  2. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
  3. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
  4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
  5. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  6. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

Перспективный план работы

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Шахматная доска

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

Шахматная доска

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Дидактические задания и игры «Горизонталь»

Шахматная доска

Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Вертикаль»

Шахматная доска

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическое задание «Диагональ»

Октябрь

Шахматная доска

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»(М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14).

Шахматные фигуры

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

Шахматные фигуры

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Что общего?», «Большая и маленькая»

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Ладья

Место ладьи в начальном положении.  Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Ноябрь

Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Слон

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

Ладья против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем».

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Просмотр мультфильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Декабрь

Ферзь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Ферзь против ладьи

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Ферзь против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Январь

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Конь против ферзя

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Конь против ладьи

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Февраль

Конь против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

Пешка

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка против ферзя

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, псложные положения), «Ограничение подвижности».

Март

Пешка против ладьи

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка против коня        

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Пешка против слона

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Апрель

Король против других фигур

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Шах

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Мат

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Май

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Ничья, Пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Июнь

Праздник «В Королевстве шахматных фигур»

Популяризировать шахматы среди дошкольников; прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы, вовлекать их в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур.

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

Шахматная партия

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Июль

Шахматная партия

Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером

Август

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером

Шахматная партия

Игра всеми фигурами из начального положения

Шахматная партия

Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"

Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...

Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"

Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....

Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...

Тарханова Анастасия. Дополнительная общеобразовательная программа «Обучение детей плаванию в детском саду». МАДОУ «Радуга» ХМАО-Югра, г. Советский.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным , ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя п...

Программа кружковой работы "Мультстудия в детском саду"

Программа «Мультстудия Пчелки» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивае...