Музейная педагогика . Проект "Кукла".
проект (старшая группа)
Расширить представления о разных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах того или иного народа, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейная педагогика | 255.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР
Детский сад № 87
Музейная педагогика
Проект
«КУКЛА»
Руководители проекта:
Сапельникова С.А Медянцева Е.А.
г. Калининград 2018 г.
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Название проекта: «Кукла».
- Вид проекта: творческий
- Участники проекта: дети - родители – педагоги – общественность.
- Возрастная группа: старший дошкольный возраст
- Цель: формировать у детей старшегодошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы, кукол других стран и народностей.
- Задачи:
- Создать условия для реализации проекта.
- Расширить представления дошкольников об истории возникновения кукол.
- Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
- Воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре того или иного народа.
- Создавать условия для творческого самовыражения детей.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре народа через активные формы работы..
- Сроки проекта
- Начало проекта: сентябрь 2018г.
- Окончание проекта: май 2020г.
- Результаты проекта
Дошкольники:
- проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;
- знают названия традиционных русских кукол, их назначение;
- умеют изготавливать самостоятельно и при помощи взрослого некоторые народные куклы;
- используют в речи специальные слова, обозначающие детали
русской одежды и костюма, виды деятельности и орудия
производства.
- Авторы Проекта вос-ль – Сапельникова Светлана Александровна
вос-ль -Медянцева Елена Александровна.
II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как и какими методами воспитывать нравственность. По моему мнению, нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Ее главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. Она носитель народной культуры и родовой информации. Именно она позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
III. ЭТАПЫ.
3.1. Подготовительный этап (сентябрь 2018-февраль 2019г)
3.2. Содержательный этап (март 2019- май 2020г)
3.3.Контрольно - оценочный этап ( май- июль 2020г)
IV. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У дошкольников:
- расширятся представления о разных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах того или иного народа, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- сформируется умение изготавливать кукол своими руками.
У родителей:
- систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление народной куклы;
- активное участие в выставках совместного творчества, народных праздниках, проводимых в детском саду.
В детском саду:
накоплены и систематизированы материалы по кукле, традиционной и народной ее роли в культуре и традициях русского народа:
- мини-музей кукол в детском саду;
- составлены альбомы:
- «Народный костюм и орнамент».
- «Этапы изготовления народной куклы».
- «История куклы».
- конспекты образовательной и совместной деятельности:
- «Кукла в жизни детей».
- «Как жили люди на Руси».
- «Тряпичная кукла. История тряпичной куклы».
- «Богатыри – защитники Руси».
- «Мы входим в мир прекрасного».
- банк методического сопровождения :
- «Хороводные игры».
- «Русские народные колыбельные песни».
- «Пословицы и поговорки».
- «Русские народные потешки, заклички».
- выставка кукол, сделанная руками детей и родителей;
- книга совместных рассказов родителей с детьми «Моя любимая игрушка»;
- презентация проекта для педагогов и родителей.
VI. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре народа с применением традиционной куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
- принцип доступности изучаемого материала;
- принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
- принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
- принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Проект не является компонентом базовой части основной общеобразовательной программы МАДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер социального развития воспитанников. На специально организованных занятиях педагоги МАДОУ ЦРР д\с №87 «Берегиня» знакомят воспитанников с народной песенной и обрядовой культурой Руси, проводят совестно с детьми народные календарные праздники.
Реализация проекта «Загадка русской куклы» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию через блок «Родная культура», сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Реализация проекта «Куклы» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на:
- русском фольклоре: сказках, пословица, поговорках, закличках, потешках – кладезе многовековой народной мудрости;
- народных мелодиях и песнях – образцах духовного богатства;
- введении народных игр и кукол в жизнь детей.
Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическом возвращении к определенным темам на более высоком и сложном уровне. В течение первого года воспитанники познакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; научатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей будут расширены представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.
VI. План мероприятий по реализации проекта.
Мероприятия | Дата | Ответственные | |
Подготовительный этап (сентябрь-февраль2018-2019). | |||
1. | Изучение методической литературы и образовательных технологий по данной проблеме | сентябрь2018-февраль 2019г. | Сапельникова С.А. Медянцева Е.А. |
2. | Изучение интереса к кукле у детей и родителей. | Март 2019г. | Сапельникова С.А. |
2. | Изучение технологий изготовления народной куклы. | Апрель- сентябрь2019 | Сапельникова С.А. |
3. | Создание условий для реализации проекта: ∙ Создание альбома - наглядного пособия для работы с детьми «Народный костюм и орнамент»; ∙ Изготовление альбома «Этапы изготовления народной куклы»; ∙ Приобретение и сбор материала для изготовления народных кукол;
| Апрель-август 2019г | Сапельникова С.А. Медянцева Е.А. родительская общественность |
4. | Создание банка методического сопровождения по формированию интереса к народной культуре :
| Июнь – сентябрь 2019 | Сапельникова С.А. |
5. | Планирование деятельности по изучению народных традиций и изготовлению народных кукол вместе с детьми. | Июнь-август 2019г. | Медянцева Е А. |
6. | Разработка конспектов образовательной и совместной деятельности. Разработка мастер- классов с родителями | Август2019- май 2020г. | Сапельникова С.А.. |
Перспективный план
работы
на 2018-2020 уч. г.
Народные праздники и календарь изготовления кукол | Неделя | Темы по проекту |
Праздник урожая. Осенины. | сентябрь (2 неделя) | «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»
|
Кукла Крупеничка. | сентябрь (4 неделя) | «История народной куклы. Кукла Крупеничка» Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой .
|
Праздник Покров. | октябрь (2 неделя) | «Осенние народные праздники и традиции. Покров» Цель: Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.
|
Кукла Неразлучники | октябрь (4 неделя) | «Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники» Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.
|
Кукла Кувадка | ноябрь (2 неделя) | «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка» Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады
|
Праздник Кузьминки | ноябрь (4 неделя) | «Осенние народные праздники и традиции. Кузьминки»
|
Зимние праздники | декабрь (2 неделя | «Зимние забавы. Игровые куклы».
Цель:. Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».
|
Святки | декабрь (4 неделя) | «Зимние народные праздники. Игровые куклы». Цель: Знакомить детей с народным календарём и зимними праздниками. Познакомить с игровой куклой Полешко.
|
Рождество. Коляда. | январь (3 неделя) | «Куклы Коляда и Коза» . Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Коза.
|
Масленица. | февраль (2 неделя) | Обереговая кукла Масленица. Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение .
|
Масленица. | февраль (4 неделя) | «Обрядовая кукла Масленица». Цель: познакомить с народным праздником Масленица. Изготовление обрядовой куклы Масленицы.
|
Веснянка. Куклы Мартинички. | март (2 неделя) | «Куклы Мартинички» Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.
|
Кукла Птица -Радость | март (4 неделя) | «Кукла Птица-Радость». Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны» и куклой Птица- Радость.
|
Кукла Берегиня | Апрель (2 неделя) | «Кукла Берегиня»
|
Кукла Долюшка ( На счастье) | Апрель (4 неделя) | «Кукла Долюшка- женская кукла»
|
май (3 неделя) | «Обережье» (итоговое игровое занятие)
( экскурсоводы – дети).
|
Перспективный план
работы по приобщению детей к народной культуре
на 2018-2019 учебный год
Народные праздники и календарь изготовления кукол | Неделя | Темы по проекту |
Праздник урожая. Осенины. | сентябрь (2 неделя) | «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»
|
Кукла Крупеничка. | сентябрь (4 неделя) | «История народной куклы. Кукла Крупеничка» Цель: показать связь народной куклы с повседневной жизнью людей . Изготовить куклу Крупеничку.
|
Праздник Покров. | октябрь (2 неделя) | «Осенние народные праздники и традиции. Покров» Цель: показать связь народных праздников с годовым жизненным циклом русских людей. Расширять представление об обрядовых куклах
|
Кукла Неразлучники | октябрь (4 неделя) | «Обрядовые куклы. Кукла Мировое дерево» Цель: Продолжать знакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой "Мировое дерево". ∙ Беседа о свадебных обрядах на Руси. ∙ Рассматривание образцов кукол. Знакомство со свадебной обрядовой куклой Мировое дерево. ∙ Обследование способа изготовления и материалов. ∙ Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных. ∙ Художественное творчество "Украшение для куклы".
|
Именины рябины Кукла Рябинка | ноябрь (2 неделя) | «Именины рябины. Обережная кукла Рябинка» Цель: учить понимать логические связи между куклой и народным календарём.Совместное изготовление куклы Рябинки
|
Праздник Кузьминки | ноябрь (4 неделя) | «Осенние народные праздники и традиции. Кузьминки»
∙ Рассказы о русских мастерах – ремесленниках. ∙ Знакомство с обереговой куклой Филлиповкой.(27 ноября изготовление) ∙ Рассматривание образцов кукол. ∙ Совместное изготовление куклы Филипповки совместно с детьми. ∙ Народная игра "Горелки" |
Зимние праздники | декабрь (2 неделя) | «Зимние забавы. Игровые куклы»
Цель:. расширить представления об игровых куклах. Познакомить с игровой куклой Барыней.
|
Святки | декабрь (4 неделя) | «Зимние народные праздники. Игровые куклы» Цель: изготовить игровую куклу Барыню. Совершенствовать умение работать с тканью, воплощать художественный замысел.
|
Рождество. Коляда. | январь (3 неделя) | «Куклы Коляда и Коза» Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами «Коляда» и «Коза».
|
Масленица. | февраль (2 неделя) | «Обереговая кукла Масленица» Цель: на основе кукла Масленицы дополнить представления детей о назначении и свойствах обереговых кукол.
|
Масленица. | февраль (4 неделя) | «Обрядовая кукла Масленица» Цель: расширить представление о праздновании на Руси Масленицы. Масленичная неделя. Изготовление обрядовой куклы Масленицы.
|
Веснянка. Куклы Мартинички. | март (2 неделя) |
«Куклы Мартинички» Цель: расширить представления о связи народных обрядов и обычаев с годовым народным календарём . Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.
|
Кукла Птица -Радость | март (4 неделя) | «Кукла Птица-Радость» Цель: расширить представления о связи народных обрядов и обычаев с годовым народным календарём . Изготовление куклы Птицы - Радость
|
Кукла Желанница | Апрель (2 неделя) | «Кукла Желанница» ∙ Беседа «Куклы - талисманы» ∙ Повторение способа изготовления куклы – столбушки. ∙ Поэтапное изготовление куклы Желанницы и совместно с детьми. ∙ Обучение детей использованию альбома - пособия пол изготовлению тряпичной куклы. ∙ Заучивание пословиц о трудолюбии_.
|
Кукла Подорожница | Апрель (4 неделя) | «Кукла Подорожница» ∙ Беседа «Женщина – хранительница очага» ∙ Рассказы о народных весенних приметах. ∙ Рассказывание пословиц о маме. ∙ Разучивание хоровода "Земелюшка-чернозём" ∙ Знакомство с куклой Подорожницей и совместное изготовление с детьми. |
май (2 неделя) | Мастерская «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)
|
VII.Критерии педагогического мониторинга
- Эффективность проекта (для детей) оценивается в соответствии с интегративными качествами детского развития, обозначенными по ФГОСТ:
- проявляет устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного и искусства и эмоционально откликается на них;
- интересуется и классифицирует материалы, из которых выполнены работы, их содержанием.
- проявляет готовность к совместной с другими детьми деятельности и охотно участвует в ней.
- Способен ставить цель, для реализации которой потребуется осуществление нескольких взаимосвязанных действий и при поддержке взрослого добивается результата в изготовлении традиционной народной куклы.
- Эффективность проекта (для родителей) оценивается их отношением к пониманию актуальности проекта и участием в совместной деятельности через анкетирование; статистический анализ; рефлексию; обмен мнениями.
Литература:
- Берестнёва Е. В., Догаева Н. В.,Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»
- Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Гаврилова. И.Г. ,Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Князева О.Л., Маханева М. Д.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
- Комарова Т. «Народное искусство в воспитании детей».
- Котова И.Н ,.Котова А.С . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.
- Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
10.Сысоева Т.Н. Кукольный календарь Каргополь 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...