Ребёнок имеет право
методическая разработка (старшая группа)

Батехина Марина Иннокентьевна

 Родительское собрание о правах ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_imeet_pravo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Содержание

1. Ребенок имеет право.  Методическая разработка родительского собрания в старшей группе………………………………………………………………………………………  4

2. Список литературы………………………………………………………………………9

3. Приложение 1.  Памятка о правах человека…………………………………………..10

                                                             Ребенок имеет право

                  Методическая разработка родительского собрания в старшей группе

Цель: Повышение уровня правовой культуры родителей воспитанников

Задачи: Вспомнить и закрепить представления о правах и обязанностях детей и родителей.

Познакомить с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.

Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений  с ребенком, побуждать  уважать достоинство и личные права детей.

Материал: Листы бумаги А5, ручки по количеству родителей, листы А4 с выдержками из статей Всеобщей декларации прав человека по количеству родителей, карточки с условным обозначением прав ребенка по количеству родителей.

Предварительная работа: анкетирование родителей «Что я знаю о правах ребенка», разучивание с детьми стихов, выставка документов в родительском уголке  по защите прав ребенка: Конвенция  о правах ребенка, Семейный кодекс, Закон  «Об образовании в РФ» и др.  

Ход:

Воспитатель 1:

         По извилистой дорожке

        Шли по миру чьи-то ножки

        Вдаль смотря широкими глазами,

        Шел малыш знакомиться с правами.

        Рядом мама крепко за руку держала,

        В путь дорогу  умницу свою сопровождала.

        Знать должны и взрослые и дети

        О правах, что защищают  их на свете.

Уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на собрание, тема которого «Ребенок имеет право».

   Для начала возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку. Напишите,  какие обязанности есть у вашего ребенка. А теперь переверните лист на другую сторону и напишите, какие права , по вашему мнению, имеет сын или дочь. Сколько обязанностей вы перечислили?  А сколько прав?

Получается, что прав  у наших детей гораздо меньше, чем обязанностей. Почему? Мы не хотим признавать права за нашим ребенком? Или мы их плохо знаем?

Наше собрание поможет ответить на этот вопрос.

Воспитатель 2. С наступлением ХХI века во всем мире проблема защиты детей обострилась, что объясняется рядом причин. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. В полной мере это касается и нашей страны: как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации?

Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей и педагогов.

Для того чтобы начать говорить о правах ребенка, мы бы хотели определить, что же это такое. Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о человеческой свободе, связанной с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.

В основе такого понимания- признание ребенка личностью обладающий таким же достоинством, как и взрослый, только с разницей в том, что взрослые могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов и должен гарантировать защиту. Права ребенка в массовом сознании до сих пор воспринимается как нечто вроде бы приемлемое, но и не требующее серьезных усилий педагогов, родителей и общества.

20 ноября 1989г. была принята Конвенция о правах ребенка, на территории нашей страны ее ратифицировали 15 сентября 1990г. Конвенция предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от рождения до 18 лет.

Мы взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу того, что они наши дети. Зато мы обязаны обеспечить ребенка здоровым питанием, возможностью крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от посторонних и нарушения  прав, заботой и любовью.

Воспитатель 1. Сегодня мы  с вами  ознакомимся также со Всеобщей декларацией прав человека. А помогут нам в этом старые добрые сказки.

Мы раздали вам листы с выдержками из статей Всеобщей декларацией прав человека. (Приложение 1).

Прочтите, пожалуйста, эти статьи.

А  обсудить их  нам помогут ситуации из сказок и жизни. Предлагаю вам известные сказки, попробуйте определить какие   права нарушены:

  1. «Золушка». (права на отдых).
  2. «Айболит» (право на медицинское обслуживание)
  3. «Три поросенка» (право на жилище)
  4. Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестра Аленушка и братец Иванушка» (право на жизнь)
  5. Какие правам посоветовал воспользоваться Сверчок Буратино в сказке Л.Тостого «Зотолой ключик» (право на бесплатное образование)
  6. Какое право нарушила Снежная королева, украв Кая? (право жить со своими близкими)
  7. Какое преступление совершили Гуси-лебеди в одноименной сказке украв братца? (похищение детей)
  8. Почему обитатели птичьего двора в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)

Воспитатель 2. Давайте поиграем в игру «Права ребенка»

(родители выбирают по одной карточке с условными обозначениями прав ребенка.)

  • Все дети имеют право на медицинское обслуживание.
  • Каждый ребенок имеет право  на образование.
  • Ребенок имеет право на семью.
  • Каждый ребенок имеет право на жилье.
  • Каждый ребенок имеет право на имя.
  • Все дети имеют право на любовь и заботу.
  • Все дети имеют право на игру и досуг.
  • Дети с особенными потребностями имеют право на специализированный уход и образования.
  • Ни один ребенок не должен быть насильно приобщен к труду.
  • Все дети одинаковы в своих правах.
  • Никто не имеет право разлучить ребенка с родителями.
  • Каждый ребенок имеет право говорить на своем родном языке и соблюдать традиции и культуру своего народа.
  • Ни один ребенок  не должен быть униженным и обездоленным.
  • Все дети имеют право собираться вместе, по интересам и высказывать свою точку зрения.

Каждый родитель называет «свое» право и  отвечает на вопросы, написанные на листе ватмана.

  1. В чем заключается суть данного права?
  2. Как данное право может нарушаться в условиях дома?

Воспитатель 1. Давайте разберем с вами ситуации:

  1. Мальчик есть сухарик, ему нравится, и он ест его с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин. Однако внук не хочет его съесть, а бабушка настаивает – ведь он такой полезный.

Как выйти их ситуации.

  1. Каждое утро мы собираем своих детей в детский сад. Им хочется надеть любимый наряд, но отопительный сезон еще не начался – в группе прохладно, мы предлагаем надеть теплое платье, рубашку. Однако дети не соглашаются, а вечером возможны насморк и даже кашель.

Что делать?

  1. На родительском собрании выступал папа. Он заявил, что воспитанием ребенка должен заниматься детский сад. Кто должен заниматься воспитанием – папа и мама, детский сад? ( родители, а потом уже бабушки и дедушки; наказывать должны родители, детский сад нужен для общения, познавательного развития).
  2. Пятилетняя девочка умываться хочет теплой водой – так умывает ее мама, папа (врач) говорит , что надо умываться прохладной водой – это полезно для здоровья. Мама вступает в спор с папой и обвиняет его в том, что он хочет,  чтобы их дочь заболела; папа  объясняет, что дочь не слабенькая, ее рост и вес в норме, поэтому ее не стоит нежить, а надо закалять.

Кто из родителей прав? (Никто, выяснять отношение нельзя при детях, воспитанием нужно заниматься постоянно при согласии обоих).

  1. Мама говорит дочери о немедленном и быстром завтраке, они опаздывают в ДОУ, одновременно делает замечания: « Сиди прямо. Руки помыла? Не вертись за столом.»,  « Что ты копаешься - ешь быстрее».

Как вы думаете, с каким настроением девочка придет в сад и как это отразится на ее отношении к другим детям? (По дороге в детский сад  мама может попросить прощения у дочери  «Надо уметь просить прощения у своих детей).

А сейчас мы пригласим детей,  и они расскажут стихи на тему «Ребенок имеет право»:

  1 ребенок:

 Мамы, папы всей страны

   Это знать давно должны.

   Есть права у их детишек

   Например, на чтенье книжек.

   Также на заботу, ласку

   И на жизнь, как будто в сказке.

   Еще право быть счастливым

   В нашем самом лучшем мире!

2 ребенок:

  Я люблю свою семью:

  Маму, папу я люблю

  Люблю деда и бабулю,

  И щенка, и кошку Мусю!

  Все, кого я так люблю

  Имеет право на семью!

3 ребенок:

  Пусть у каждого ребенка

   Будет светлый, теплый дом!

  Детство только раз бывает

  У ребят любой страны.

  Пусть никто из  них не знает

  Никакой беды!

4 ребенок:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым

И любить и быть любимым

Он на свете не один!

5 ребенок:

Любой ребенок в этом мире,

Имеет право отдыхать

И нет на белом свете

Того, кто может это запрещать!

6 ребенок:

Хоть ты маленький и слабый

Хоть ты сильный и большой,

Ты имеешь право по закону,

Право жить и быть здоровым!

7 ребенок:

Ребенок тоже человек,

Его нельзя обидеть, ударить, оскорбить.

Ведь он нуждается в защите

И проявлении любви.

8 ребенок:

Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой,

Ничто во веки не нарушит.

9 ребенок:

И пусть не катится слеза,

Ни от обид; ни от печали,

И словно солнышко всегда,

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу,

Сердце свое открой,

И ощущения чуда,

Будет всегда с тобой.

Воспитатель 2. Рефлексия. Все родители встают в круг. Поочередно заканчивают предложение и делают шаг вперед.

  • Я научилась…..
  • Самым интересным было…..
  • До собрания я не знала, что…..
  • Я для себя сделала вывод…..
  • Непонятным осталось…..
  • Я хотел (а) бы пожелать….

В завершении я хочу процитировать слова писателя А. Ликанова: «Права ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребенок поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие?»

                                                                                                                         

Список литературы

1. Горшенина, В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания [Текст]/ В. В. Горшенина – М.: Глобус, 2011.-160с.

2. Козлова, С. А. Мы имеем право [Текст] / С. А. Козлова.-М.: Обруч, 2010- 208 с.

3. Цветкова, Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями [Текст]/ Т. В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с.

                                                                                                                      Приложение 1

Памятка о правах человека:

Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах.

Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии и независимо от страны, в которой он живет.

Статья 3: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам.

Статья 6: Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

Статья 12: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.

Статья 13:Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительства  в пределах государства.

Статья 15: Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 16: Мужчины и женщины имеют право создавать семью, независимо от своей расы, национальности, религии.

Статья 17: Каждый человек имеет право владеть имуществом.

Статья 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений, свободно искать и распространять информацию.

Статья 23: Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы.

Статья 24: Каждый человек имеет право на досуг.

Статья 25: Каждый человек имеет право на поддержание здоровья.

Статья 26: Каждый человек имеет право на образование.

Статья 27: Каждый человек имеет право наслаждаться  искусство.

Выдержки из статей Всеобщей декларации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОМ, СЕМЬЮ, НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.

Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задават...

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Каждый ребёнок имеет право»

Каждый обладает определённым набором прав от рождения. Они всегда принадлежат человеку. Никому передавать их гражданин не может и отказаться от них тоже нельзя. То есть правоспособность - это способно...

Краткосрочный групповой образовательный проект с заданным результатом для детей 4-5 лет «Ребёнок имеет право жить!»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень тру...

Образовательная деятельность «Каждый ребёнок имеет право на дом и семью» по ознакомлению с окружающим миром

Тема занятия: «Мой дом — моя крепость» (Право на жилье и его неприкосновенностьВид занятия: Ознакомление с окружающим миромЦель: Познакомить детей с правом на жилье его неприкосновенность.Задачи:Дать ...

Правовая декада «Ребёнок имеет право» 2015

«Ребёнок имеет право», под таким девизом с 12.10 по 16.10.15, в нашем ДОУ прошла правовая декада. Цель данного мероприятия: Обеспечить защиту прав ребёнка, их соблюдение педагогами в образовательной д...

"Каждый ребёнок имеет право.." (праздник совместно с родителями)

Праздник в детском саду совместно с родителями...

развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»

обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...