Ребёнок имеет право
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Ребенок имеет право. Методическая разработка родительского собрания в старшей группе……………………………………………………………………………………… 4
2. Список литературы………………………………………………………………………9
3. Приложение 1. Памятка о правах человека…………………………………………..10
Ребенок имеет право
Методическая разработка родительского собрания в старшей группе
Цель: Повышение уровня правовой культуры родителей воспитанников
Задачи: Вспомнить и закрепить представления о правах и обязанностях детей и родителей.
Познакомить с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком, побуждать уважать достоинство и личные права детей.
Материал: Листы бумаги А5, ручки по количеству родителей, листы А4 с выдержками из статей Всеобщей декларации прав человека по количеству родителей, карточки с условным обозначением прав ребенка по количеству родителей.
Предварительная работа: анкетирование родителей «Что я знаю о правах ребенка», разучивание с детьми стихов, выставка документов в родительском уголке по защите прав ребенка: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Закон «Об образовании в РФ» и др.
Ход:
Воспитатель 1:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.
Уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на собрание, тема которого «Ребенок имеет право».
Для начала возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку. Напишите, какие обязанности есть у вашего ребенка. А теперь переверните лист на другую сторону и напишите, какие права , по вашему мнению, имеет сын или дочь. Сколько обязанностей вы перечислили? А сколько прав?
Получается, что прав у наших детей гораздо меньше, чем обязанностей. Почему? Мы не хотим признавать права за нашим ребенком? Или мы их плохо знаем?
Наше собрание поможет ответить на этот вопрос.
Воспитатель 2. С наступлением ХХI века во всем мире проблема защиты детей обострилась, что объясняется рядом причин. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. В полной мере это касается и нашей страны: как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации?
Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей и педагогов.
Для того чтобы начать говорить о правах ребенка, мы бы хотели определить, что же это такое. Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о человеческой свободе, связанной с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.
В основе такого понимания- признание ребенка личностью обладающий таким же достоинством, как и взрослый, только с разницей в том, что взрослые могут сами защищать свои интересы, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов и должен гарантировать защиту. Права ребенка в массовом сознании до сих пор воспринимается как нечто вроде бы приемлемое, но и не требующее серьезных усилий педагогов, родителей и общества.
20 ноября 1989г. была принята Конвенция о правах ребенка, на территории нашей страны ее ратифицировали 15 сентября 1990г. Конвенция предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от рождения до 18 лет.
Мы взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу того, что они наши дети. Зато мы обязаны обеспечить ребенка здоровым питанием, возможностью крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от посторонних и нарушения прав, заботой и любовью.
Воспитатель 1. Сегодня мы с вами ознакомимся также со Всеобщей декларацией прав человека. А помогут нам в этом старые добрые сказки.
Мы раздали вам листы с выдержками из статей Всеобщей декларацией прав человека. (Приложение 1).
Прочтите, пожалуйста, эти статьи.
А обсудить их нам помогут ситуации из сказок и жизни. Предлагаю вам известные сказки, попробуйте определить какие права нарушены:
- «Золушка». (права на отдых).
- «Айболит» (право на медицинское обслуживание)
- «Три поросенка» (право на жилище)
- Какое правило нарушила ведьма в сказке «Сестра Аленушка и братец Иванушка» (право на жизнь)
- Какие правам посоветовал воспользоваться Сверчок Буратино в сказке Л.Тостого «Зотолой ключик» (право на бесплатное образование)
- Какое право нарушила Снежная королева, украв Кая? (право жить со своими близкими)
- Какое преступление совершили Гуси-лебеди в одноименной сказке украв братца? (похищение детей)
- Почему обитатели птичьего двора в сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (он был не похож на других)
Воспитатель 2. Давайте поиграем в игру «Права ребенка»
(родители выбирают по одной карточке с условными обозначениями прав ребенка.)
- Все дети имеют право на медицинское обслуживание.
- Каждый ребенок имеет право на образование.
- Ребенок имеет право на семью.
- Каждый ребенок имеет право на жилье.
- Каждый ребенок имеет право на имя.
- Все дети имеют право на любовь и заботу.
- Все дети имеют право на игру и досуг.
- Дети с особенными потребностями имеют право на специализированный уход и образования.
- Ни один ребенок не должен быть насильно приобщен к труду.
- Все дети одинаковы в своих правах.
- Никто не имеет право разлучить ребенка с родителями.
- Каждый ребенок имеет право говорить на своем родном языке и соблюдать традиции и культуру своего народа.
- Ни один ребенок не должен быть униженным и обездоленным.
- Все дети имеют право собираться вместе, по интересам и высказывать свою точку зрения.
Каждый родитель называет «свое» право и отвечает на вопросы, написанные на листе ватмана.
- В чем заключается суть данного права?
- Как данное право может нарушаться в условиях дома?
Воспитатель 1. Давайте разберем с вами ситуации:
- Мальчик есть сухарик, ему нравится, и он ест его с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин. Однако внук не хочет его съесть, а бабушка настаивает – ведь он такой полезный.
Как выйти их ситуации.
- Каждое утро мы собираем своих детей в детский сад. Им хочется надеть любимый наряд, но отопительный сезон еще не начался – в группе прохладно, мы предлагаем надеть теплое платье, рубашку. Однако дети не соглашаются, а вечером возможны насморк и даже кашель.
Что делать?
- На родительском собрании выступал папа. Он заявил, что воспитанием ребенка должен заниматься детский сад. Кто должен заниматься воспитанием – папа и мама, детский сад? ( родители, а потом уже бабушки и дедушки; наказывать должны родители, детский сад нужен для общения, познавательного развития).
- Пятилетняя девочка умываться хочет теплой водой – так умывает ее мама, папа (врач) говорит , что надо умываться прохладной водой – это полезно для здоровья. Мама вступает в спор с папой и обвиняет его в том, что он хочет, чтобы их дочь заболела; папа объясняет, что дочь не слабенькая, ее рост и вес в норме, поэтому ее не стоит нежить, а надо закалять.
Кто из родителей прав? (Никто, выяснять отношение нельзя при детях, воспитанием нужно заниматься постоянно при согласии обоих).
- Мама говорит дочери о немедленном и быстром завтраке, они опаздывают в ДОУ, одновременно делает замечания: « Сиди прямо. Руки помыла? Не вертись за столом.», « Что ты копаешься - ешь быстрее».
Как вы думаете, с каким настроением девочка придет в сад и как это отразится на ее отношении к другим детям? (По дороге в детский сад мама может попросить прощения у дочери «Надо уметь просить прощения у своих детей).
А сейчас мы пригласим детей, и они расскажут стихи на тему «Ребенок имеет право»:
1 ребенок:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке.
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
2 ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабулю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеет право на семью!
3 ребенок:
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
4 ребенок:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем – то новым
И любить и быть любимым
Он на свете не один!
5 ребенок:
Любой ребенок в этом мире,
Имеет право отдыхать
И нет на белом свете
Того, кто может это запрещать!
6 ребенок:
Хоть ты маленький и слабый
Хоть ты сильный и большой,
Ты имеешь право по закону,
Право жить и быть здоровым!
7 ребенок:
Ребенок тоже человек,
Его нельзя обидеть, ударить, оскорбить.
Ведь он нуждается в защите
И проявлении любви.
8 ребенок:
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души,
Пусть безмятежный тот покой,
Ничто во веки не нарушит.
9 ребенок:
И пусть не катится слеза,
Ни от обид; ни от печали,
И словно солнышко всегда,
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу,
Сердце свое открой,
И ощущения чуда,
Будет всегда с тобой.
Воспитатель 2. Рефлексия. Все родители встают в круг. Поочередно заканчивают предложение и делают шаг вперед.
- Я научилась…..
- Самым интересным было…..
- До собрания я не знала, что…..
- Я для себя сделала вывод…..
- Непонятным осталось…..
- Я хотел (а) бы пожелать….
В завершении я хочу процитировать слова писателя А. Ликанова: «Права ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребенок поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие?»
Список литературы
1. Горшенина, В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания [Текст]/ В. В. Горшенина – М.: Глобус, 2011.-160с.
2. Козлова, С. А. Мы имеем право [Текст] / С. А. Козлова.-М.: Обруч, 2010- 208 с.
3. Цветкова, Т. В. Социальное партнерство детского сада с родителями [Текст]/ Т. В. Цветкова – М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с.
Приложение 1
Памятка о правах человека:
Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах.
Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии и независимо от страны, в которой он живет.
Статья 3: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам.
Статья 6: Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
Статья 12: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.
Статья 13:Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительства в пределах государства.
Статья 15: Каждый человек имеет право на гражданство.
Статья 16: Мужчины и женщины имеют право создавать семью, независимо от своей расы, национальности, религии.
Статья 17: Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Статья 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений, свободно искать и распространять информацию.
Статья 23: Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы.
Статья 24: Каждый человек имеет право на досуг.
Статья 25: Каждый человек имеет право на поддержание здоровья.
Статья 26: Каждый человек имеет право на образование.
Статья 27: Каждый человек имеет право наслаждаться искусство.
Выдержки из статей Всеобщей декларации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОМ, СЕМЬЮ, НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию без боязни ошибиться, задават...
Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Каждый ребёнок имеет право»
Каждый обладает определённым набором прав от рождения. Они всегда принадлежат человеку. Никому передавать их гражданин не может и отказаться от них тоже нельзя. То есть правоспособность - это способно...
Краткосрочный групповой образовательный проект с заданным результатом для детей 4-5 лет «Ребёнок имеет право жить!»
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень тру...
Образовательная деятельность «Каждый ребёнок имеет право на дом и семью» по ознакомлению с окружающим миром
Тема занятия: «Мой дом — моя крепость» (Право на жилье и его неприкосновенностьВид занятия: Ознакомление с окружающим миромЦель: Познакомить детей с правом на жилье его неприкосновенность.Задачи:Дать ...
Правовая декада «Ребёнок имеет право» 2015
«Ребёнок имеет право», под таким девизом с 12.10 по 16.10.15, в нашем ДОУ прошла правовая декада. Цель данного мероприятия: Обеспечить защиту прав ребёнка, их соблюдение педагогами в образовательной д...
"Каждый ребёнок имеет право.." (праздник совместно с родителями)
Праздник в детском саду совместно с родителями...
развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»
обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...