«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
консультация
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_dou.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
Психологами установлено, что в игре развивается способность к воображению и мышлению. Но, к сожалению, в настоящее время забываются те добрые, красивые игрушки, например, которые были в нашем детстве. Детские психологи все чаще и чаще проявляют озабоченность по поводу игрушек и их влияния на психологическое состояние и психическое здоровье. Мнение психологов однозначно, современные игрушки в том виде, в котором они существуют сегодня, могут вызывать у ребенка расстройство психики, они могут учить их быть агрессивными, злыми, жестокими, капризными и пр.
Страшного вида игрушка или игра, а такими заполнены прилавки современных магазинов для детей, могут негативно влиять на формирование характера детей. При просматривании картинок или игры с агрессивными игрушками малыш программирует себя на агрессивное поведение. И зависимость такова – чем больше у ребенка агрессивных игрушек, тем резче и возбудимее, агрессивнее он становится. Те впечатления, которые ребенок получает с возраста двух до пяти лет, у него могут сохраняться очень длительно.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка с взрослым (педагогом)....
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Общие принципы отбора игровой продукции
для детей-дошкольников.
- Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: физические риски, психологические риски, нравственные риски.
Принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность: отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества.
2. Психофизиологическая безопасность — соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное,
психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Духовно-нравственная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Духовно-нравственная безопасность игровой продукции — необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
- способствующие формированию у ребенка негативного отношения к физическим недостаткам других людей по признаку расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;
- посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинства ребенка и его родителей.
2. Игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление:
- эксплуатирующие тему сексуальных отношений; формирующие представления о педофилии, детской проституции и т.д.;
- изображающие насильственные действия.
3. Игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.
- Принцип соответствия
- возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
- индивидуальным особенностям,
- специальным особенностям ребенка.
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический) — чему научит игрушка? Как разовьет умения, творческие способности?
2. Психоэмоциональный — что несет в себе игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
3. Эстетический — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
4. Социальный — даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации?
игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.
У каждого ребенка должны быть игрушки! Самые разные! Только играя, ребенок познает окружающий мир и развивается сам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....