конспект занятия на тему: "Идет волшебница зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель:
- углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы;
- формировать эстетическое восприятие художественных текстов, картин природы;
- обогащать словарный запас детей образными выражениями, сравнениями;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.
Предварительная работа:
- чтение и заучивание загадок, поговорок, стихов на тему «Зима»
- наблюдения за явлениями природы в зимний период на участке детского сада;
- разучивание песен, прослушивание музыки о зиме;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. Грабаря, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Шишкина.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно в окно и скажите, какое время года наступило?
Ответы детей
Воспитатель: а вы любите зиму? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами.
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима? Чтобы ответить на этот вопрос встаньте в круг. Кому я дам снежинку, тот отвечает. После ответа снежинку можно передать кому вы захотите.
Ответы детей.
После упражнения дети садятся на коврик.
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».
Игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети:
Значит, ясно будет днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети:
Жди метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …
Дети:
Ждите потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …
Дети:
Будет ясно и морозно.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?
Дети:
(по очереди)
Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.
Физ минутка
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
Воспитатель: рассчитайтесь на команды от одного до трех.
Дети выполняют.
Воспитатель: ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения
Дети слушают уже знакомое произведение композитора Антонио Вивальди «Зима».
Воспиатель: как называется это произведение, первая группа?
Дети отвечают
Воспитатель: назовите композитора, вторая группа?
Дети отвечают
Воспитатель: какая музыка по характеру, третья группа?
Дети отвечают.
Воспитатель: каждая группа пусть покажет то, что она представила, слушая это произведение.
Дети выполняют.
Воспитатель: Наша зима у художников, музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.
В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Мороз и солнце…»)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Воспитатель: понравилось вам стихотворение?
Дети отвечают.
Воспитатель: напомните мне еще раз, кто автор этого произведения?
Дети отвечают.
Воспитатель: с какими еще произведениями А.С. пушкина вы успели познакомиться?
Дети отвечают.
Воспитатель: как вы думаете, любил ли поэт это время года? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: я принесла вам показать картину И. Горюшкин – Скоропудов «Зима»
Дети подходят к картине и начинают ее рассматривать.
Воспитатель: посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?
Дети отвечают.
Воспитатель: а какое настроение вызывает у вас картина?
Дети отвечают.
Воспитатель: что изображено на переднем плане?
Дети отвечают.
Воспитатель: что изображено на заднем плане?
Дети отвечают
Воспитатель: ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима.
(Просмотр фрагмента).
Воспитаель: Вам понравилось фрагмент?
Дети отвечают.
Воспитатель: как вы считате, удалось ли балеринам изобразить снег?
Дети отвечают.
Воспитатель: а теперь давайте ненадолго превратимся в исследователей. Подойдите каждый к своей команде.
Дети выполняют.
Воспитатель: есть на свете множество веществ. Вещества могут менять состояние и быть твердыми, жидкими и газообразными. Сегодня я хочу познакомить вас со свойствами воды. Вода, лед, водяной пар – это разные состояния одного вещества. Почему же твердые тела, жидкости и газы так не похожи? Может образующие их невидимые частицы веут себя по-разному?
Демонстрация карточек по технологии ТРИЗ «Маленькие человечки»
В твердых телах человечки плотно стоят и крепко держатся за руки.
В жидких телах человечки уже не так твердо стоят, а за руки они вовсе не держатся.
В газообразных телах человечки не стоят и бегают в различных направлениях. Они находятся далеко друг о друга.
Человечки (частицы) всегда находятся в движении!
А сейчас проведем небольшой эксперимент. У меня в двух стаканах лежит снег. Каким телом является снег, первая команда?
Дети отвечают.
Воспитатель: я закутаю один стакан своим теплым шарфом. Как вы думаете, в каком стакане быстрее расстает снег, вторая команда?
Дети отвечают.
Воспитатель: снег расстаял и превратился в воду. Каким телом является вода, третья команда?
Дети отвечают.
В конце воспитатель подводит итог по проведенной работе и благодарит ребят за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7895959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"307"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7895961","at...
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница-зима"
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница-зима"...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...
Конспект занятия по развитию речи "Волшебница зима"
расширение представлений детей о характерных признаках зимы....
Конспект занятия по развитию речи «Волшебница Зима»
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи "Волшебница зима"
Закрепление и обобщение знаний детей о зиме...
Конспект занятия в старшей группе "Волшебница зима"
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Цель: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физ...