конспект занятия на тему: "Идет волшебница зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гибескул Мария Валерьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idet_volshebnitsa_zima.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы;
  • формировать эстетическое восприятие художественных текстов, картин природы;
  • обогащать словарный запас детей образными выражениями, сравнениями;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.

Предварительная работа:

  • чтение и заучивание загадок, поговорок, стихов на тему «Зима»
  • наблюдения за явлениями природы в зимний период на участке детского сада;
  • разучивание песен, прослушивание музыки о зиме;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. Грабаря, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Шишкина.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно в окно и скажите, какое время года наступило?

Ответы детей

Воспитатель: а вы любите зиму? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами.
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима? Чтобы ответить на этот вопрос встаньте в круг. Кому я дам снежинку, тот отвечает. После ответа снежинку можно передать кому вы захотите.

Ответы детей.

После упражнения дети садятся на коврик.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?

Ответы детей

Воспитатель: правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему?

 Ответы детей.

Воспитатель: я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.        

Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга – два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимою вьюга – летом ненастье.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Физ минутка

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)

На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

Воспитатель: рассчитайтесь на команды от одного до трех.

Дети выполняют.

Воспитатель: ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения

Дети слушают уже знакомое произведение композитора Антонио Вивальди «Зима».

Воспиатель: как называется это произведение, первая группа?

Дети отвечают

Воспитатель: назовите композитора, вторая группа?

Дети отвечают

Воспитатель: какая музыка по характеру, третья группа?

Дети отвечают.

Воспитатель: каждая группа пусть покажет то, что она представила, слушая это произведение.

Дети выполняют.

Воспитатель: Наша зима у художников, музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Мороз и солнце…»)

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный —

    Пора, красавица, проснись:

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры,

    Звездою севера явись!

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела,

    И ты печальная сидела —

    А нынче... погляди в окно:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Вся комната янтарным блеском

    Озарена. Веселым треском

    Трещит затопленная печь.

    Приятно думать у лежанки.

    Но знаешь: не велеть ли в санки

    Кобылку бурую запречь?

    Скользя по утреннему снегу,

    Друг милый, предадимся бегу

    Нетерпеливого коня

    И навестим поля пустые,

    Леса, недавно столь густые,

    И берег, милый для меня.

Воспитатель: понравилось вам стихотворение?

Дети отвечают.

Воспитатель: напомните мне еще раз, кто автор этого произведения?

Дети отвечают.

Воспитатель: с какими еще произведениями А.С. пушкина вы успели познакомиться?

Дети отвечают.

Воспитатель: как вы думаете, любил ли поэт это время года? Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: я принесла вам показать картину И. Горюшкин – Скоропудов «Зима»

Дети подходят к картине и начинают ее рассматривать.

Воспитатель: посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?

Дети отвечают.

Воспитатель: а какое настроение вызывает у вас картина?

Дети отвечают.

Воспитатель: что изображено на переднем плане?

Дети отвечают.

Воспитатель: что изображено на заднем плане?

Дети отвечают

Воспитатель: ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима.

(Просмотр фрагмента).

Воспитаель: Вам понравилось фрагмент?

Дети отвечают.

Воспитатель: как вы считате, удалось ли балеринам изобразить снег?

Дети отвечают.

Воспитатель: а теперь давайте ненадолго превратимся в исследователей. Подойдите каждый к своей команде.

Дети выполняют.

Воспитатель:  есть на свете множество веществ. Вещества могут менять состояние и быть твердыми, жидкими и газообразными. Сегодня я хочу познакомить вас со свойствами воды. Вода, лед, водяной пар – это разные состояния одного вещества. Почему же твердые тела, жидкости и газы так не похожи? Может образующие их невидимые частицы веут себя по-разному?

Демонстрация карточек по технологии ТРИЗ «Маленькие человечки»

В твердых телах человечки плотно стоят и крепко держатся за руки.

В жидких телах человечки уже не так твердо стоят, а за руки они вовсе не держатся.

В газообразных телах человечки не стоят и бегают в различных направлениях. Они находятся далеко друг о друга.

Человечки (частицы) всегда находятся в движении!

А сейчас проведем небольшой эксперимент. У меня в двух стаканах лежит снег. Каким телом является снег, первая команда?

Дети отвечают.

Воспитатель: я закутаю один стакан своим теплым шарфом. Как вы думаете, в каком стакане быстрее расстает снег, вторая команда?

Дети отвечают.

Воспитатель: снег расстаял и превратился в воду. Каким телом является вода, третья команда?

Дети отвечают.

В конце воспитатель подводит итог по проведенной работе и благодарит ребят за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7895959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"307"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7895961","at...

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница-зима"

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница-зима"...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебница зима"

расширение представлений детей о характерных признаках зимы....

Конспект занятия по развитию речи "Волшебница зима"

Закрепление и обобщение знаний детей о зиме...

Конспект занятия в старшей группе "Волшебница зима"

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Цель: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физ...