Аналитический отчет учителя-дефектолога
методическая разработка
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности:
- даигностическое
- коррекционно-развивающее
- аналитическое
- информационно-просветительское
- организационно-методическое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_defektolog.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт
о проделанной коррекционной работе
за 2019-2020 учебный год
учителя – дефектолога
Дениевой Хеди Умаровны
Работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности велась с 20 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. На начало учебного года была проведена стартовая диагностика детей, было обследовано 7 детей из групп №2 – 4 ребенка., №4 – 3 ребенка нуждающихся в коррекционном сопровождении. По решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1, 2).
Таблица 1.
Список воспитанников группы № 2 компенсирующей направленности
№ | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Дефектологическое заключение |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
6. |
Таблица 2.
Список воспитанников группы № 4 комбинированной направленности
№ | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Дефектологическое заключение |
1. | |||
2. | |||
3. |
Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:
- Все дети подготовительного возраста
- 4 ребенка имеющие заключение ТПМПК реализуют адаптированную основную образовательную программу для детей с амблиопией и косоглазием, 3 ребенка с заключением ТПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет.
В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:
1. Диагностическое;
2. Коррекционно-развивающее;
3. Аналитическое;
4. Консультативно - просветительское;
5. Организационно-методическое.
Для детей группы компенсирующей направленности была поставлена следующая Цель: построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
И определены соответствующие данной категории детей Задачи:
- Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.
- Учить использовать оптические средства при рассматривании.
- Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
- Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле, в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них.
- Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы.
- Формирование правильного отношения к своему здоровью.
- Развитие коммуникативных навыков, формирование предпосылок к самореализации и социальной адаптации в обществе.
Для детей группы комбинированной направленности была поставлена следующая Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
И определены соответствующие данной категории детей Задачи:
- Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
- Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
- Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
- Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
- Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;
В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошли 7детей. В ноябре 2019 года в группу №2 были зачислены 6 детей; 3 – среднего возраста, 1 – старшего возраста и 2 – подготовительного возраста (таблица 3).
Таблица 3.
№ | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Дефектологическое заключение |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. |
По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены
следующие нарушения:
- трудности восприятия образцов артикуляции
- бедность чувственной стороны речи
- нарушение координации и ориентировки в пространстве
- затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
- процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
- слуховое восприятие и удержание информации
- причинно-следственных отношений
- произвольное и непроизвольное внимание
- недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
- составление рассказа по сюжетной картинке
- затруднения в умении правильно держать ручку
По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с обучающимися (13детей), а также сформированы подгруппы (3 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.
Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
- развитие слухового восприятия и формирование произношения;
- формирование ведущей деятельности возраста;
- развитие умственной деятельности.
II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим
направлениям:
- ознакомление с окружающим миром
- формирование элементарных математических представлений
- обучение грамоте
- формирование зрительного восприятия
- развитие ориентировки в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- формирование социально-бытовой ориентировки
Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:
- слухового восприятия и удержания информации;
- основных мыслительных операций;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
- обогащение словаря.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Специалист | Виды занятий | Число занятий в неделю | ||||||||||||
А.А | К. А | Н.Ю | М.С | Б.Д | Д.М | З. Е | К.И | А.Ас | Х.М | Б.Н | Д.И | К.А | ||
Учитель-дефектолог | Развитие умственной деятельности | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Развитие речи | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
Формирование пространственно-временных отношений | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Развитие познавательной сферы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Развитие слухового восприятия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Формирование ведущей деятельности возраста | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
Всего: | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Специалист | Виды занятий | Число занятий в неделю | ||
I | II | III | ||
Учитель-дефектолог | ОЗОМ | 1 | ||
ФЭМП | 2 | |||
Обучение грамоте | 1 | |||
Зрительное восприятие | 1 | 1 | ||
Ориентировка в пространстве | 1 | 1 | ||
Развитие осязания и мелкой моторики | 1 | 1 | ||
Социально-бытовая ориентировка | 1 | 1 | ||
Всего: | 4 | 4 | 4 |
Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.
Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.
На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:
Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.
Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.
Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.
Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.
№ п/п | Ф.И ребенка | № гр. | Дата рождения | Уровень интелл. развития на начало года | Уровень интелл. развития на конец года | Динамика | Примечание |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 |
По результатам итоговой диагностики 12 детей показали положительную динамику развития, 1 ребенок показал незначительную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы достигнута благодаря стабильному посещению детьми детского сада, выполнению всех домашних заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. 1 ребенок часто пропускал коррекционные занятия, поэтому динамика развития ребенка незначительна. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Выпустились из группы компенсирующей направленности - 6 детей, из группы комбинированной направленности - 1 ребенок и 1 ребенок выбыл из ДОУ. 1 ребенок по решению ТПМПК продолжает курс коррекционно-развивающей работы.
Вывод: 1 ребенок показал незначительную динамику, что показывает необходимость изменения подхода к планированию коррекционно-развивающих занятий. Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.
В рамках консультативно-просветительского направления велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей. Также участвовала в родительских собраниях.
Специалист | Всего | |
Учитель-дефектолог | Консультации | |
Выступление на родительском собрании | ||
Запросы педагогических работников |
Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у обучающихся.
В рамках организационно-методического направления велась подготовка к психолого-педагогическим консилиумам, заседаниям методических объединений, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организация обследования отдельных учащихся на ТПМПК.
В течение года мною была оформлена следующая документация:
- Журнал учета обследуемых учащихся.
- Карта динамического развития ребенка.
- Список учащихся, зачисленных на индивидуальные, подгрупповые занятия к учителю-дефектологу.
- Список групп.
- Расписание коррекционных занятий.
- Журнал посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Журнал индивидуальных консультаций с родителями
- Рабочие программы по коррекционному курсу.
- Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
- Календарно-тематическое планирование
- Годовой план работы.
- График работы специалиста.
- Паспорт кабинета
Прошла курсы повышение квалификации и итоговую аттестацию по дополнительной профессиональной программе «Особенности образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, в соответствии с ФГОС».
Общий вывод: Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Группа детей нуждающихся в помощи учителя-дефектолога была выявлена. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия, по ведущим нарушениям. Для детей с НЗ и ЗПР были разработаны календарно-тематические планирования, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы, также были составлены индивидуально-образовательные маршруты на каждого ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми.
Консультативно-просветительская, организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запросы были выполнены.
На следующий учебный год стоит цель: выявление нарушений у вновь прибывших детей, и продолжение уже начатой коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.
Учитель – дефектолог Дениева Х. У.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет учителя-дефектолога Дембирел В.В.
Творческий отчет по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Аналитический отчет за 2012 – 2015 учебный год....
отчет учителя-дефектолога о работе с родителями и социальными партнерами в 2015-2016 уч.г.
Отчет содержит в себе перечень проведенных мероприятий с родителями детей со сложными дефектами, социальными партнерами и воспитанниками других групп...
Аналитический отчет учителя-дефектолога
В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...
Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...
Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.
Аналитический отчет учителя-дефектолога Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....
Аналитический отчет учителя - дефектолога
Аналитический отчет учителя - дефектолога...
Аналитическая справка учителя-дефектолога
Аналитическая справка учителя-дефектолога...