Аналитический отчет учителя-дефектолога
методическая разработка

Дениева Хеди Умаровна

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности: 

- даигностическое

- коррекционно-развивающее

- аналитическое 

- информационно-просветительское

- организационно-методическое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_defektolog.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт

о проделанной коррекционной работе

за 2019-2020 учебный год

учителя – дефектолога

Дениевой Хеди Умаровны

Работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности велась с 20 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. На начало учебного года была проведена стартовая диагностика детей, было обследовано 7 детей из групп №2 – 4 ребенка., №4 – 3 ребенка нуждающихся в коррекционном сопровождении. По решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1, 2).

Таблица 1.

Список воспитанников группы № 2 компенсирующей направленности

Ф.И.О ребенка

Дата рождения

Дефектологическое заключение

2.

3.

4.

6.

Таблица 2.

Список воспитанников группы № 4 комбинированной направленности

Ф.И.О ребенка

Дата рождения

Дефектологическое заключение

1.

2.

3.

 Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:

  • Все дети подготовительного возраста
  • 4 ребенка имеющие заключение ТПМПК реализуют адаптированную основную образовательную программу для детей с амблиопией и косоглазием, 3 ребенка с заключением ТПМПК реализует адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития от 4 до 7 лет.

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

1. Диагностическое;

2. Коррекционно-развивающее;

3. Аналитическое;

4. Консультативно - просветительское;

5. Организационно-методическое.

Для детей группы компенсирующей направленности была поставлена следующая Цель: построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Развивать зрительное восприятие: умение зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.
  2. Учить использовать оптические средства при рассматривании.
  3. Учить понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности.
  4. Формировать пространственные представления: навыки практической ориентировки на собственном теле,  в открытом и замкнутом пространстве, на микроплоскости, ориентироваться по простейшим схемам и планам, обозначать местоположение предметов в окружающем пространстве; совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них.
  5. Учить понимать и выделять бытовые звуки, звуки природы и улицы.
  6. Формирование правильного отношения к своему здоровью.
  7. Развитие коммуникативных навыков, формирование предпосылок к самореализации и социальной адаптации в обществе.

        Для детей группы комбинированной направленности была поставлена следующая Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

  1. Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений;
  2. Определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;
  3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
  4. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
  5. Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  6. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  7. Выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  8. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошли 7детей. В ноябре 2019 года в группу №2 были зачислены 6 детей; 3 – среднего возраста, 1 – старшего возраста и 2 – подготовительного возраста (таблица 3).

Таблица 3.

Ф.И.О ребенка

Дата рождения

Дефектологическое заключение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены

следующие нарушения:

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие  и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке
  • затруднения в умении правильно держать ручку

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с обучающимися (13детей), а также сформированы подгруппы (3 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. 

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим

направлениям:

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Специалист

Виды занятий

Число занятий в неделю

А.А

К. А

Н.Ю

М.С

Б.Д

Д.М

З.

Е

К.И

А.Ас

Х.М

Б.Н

Д.И

К.А

Учитель-дефектолог

Развитие умственной деятельности

1

1

1

Развитие речи

1

1

1

Формирование пространственно-временных отношений

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Развитие познавательной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие слухового восприятия

1

1

1

1

1

1

1

1

Формирование ведущей деятельности возраста

1

1

1

Всего:

3

3

3

4

3

2

3

2

3

3

4

4

4

ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Специалист

Виды занятий

Число занятий в неделю

I

II

III

Учитель-дефектолог

ОЗОМ

1

ФЭМП

2

Обучение грамоте

1

Зрительное восприятие

1

1

Ориентировка в пространстве

1

1

Развитие осязания и мелкой моторики

1

1

Социально-бытовая ориентировка

1

1

Всего:

4

4

4

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью  взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий.  Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

№ п/п

Ф.И ребенка

№ гр.

Дата рождения

Уровень интелл. развития на начало года

Уровень интелл. развития на конец года

Динамика

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По результатам итоговой диагностики 12 детей  показали положительную динамику развития, 1 ребенок показал незначительную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы достигнута благодаря стабильному посещению детьми детского сада, выполнению всех домашних заданий, получению родителями систематических консультаций. Эти дети добились хороших результатов. 1 ребенок часто пропускал коррекционные занятия, поэтому динамика развития ребенка незначительна. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

 Выпустились из группы компенсирующей направленности - 6 детей, из группы комбинированной направленности - 1 ребенок и 1 ребенок выбыл из ДОУ. 1 ребенок по решению ТПМПК продолжает курс коррекционно-развивающей работы.

        

Вывод: 1 ребенок показал незначительную динамику, что показывает необходимость изменения подхода к планированию коррекционно-развивающих занятий. Необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения.

В рамках консультативно-просветительского направления велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей. Также участвовала в родительских собраниях.

Специалист

Всего

Учитель-дефектолог

Консультации

Выступление на родительском собрании

Запросы педагогических работников

Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у обучающихся.

В рамках организационно-методического направления велась подготовка к психолого-педагогическим консилиумам, заседаниям методических объединений, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организация обследования отдельных учащихся на ТПМПК.

В течение года мною была оформлена следующая документация:

  1. Журнал учета обследуемых учащихся.
  2. Карта динамического развития ребенка.
  3. Список учащихся, зачисленных на индивидуальные, подгрупповые занятия к учителю-дефектологу.
  4. Список групп.
  5. Расписание коррекционных занятий.
  6. Журнал посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий.
  7. Журнал индивидуальных консультаций с родителями
  8. Рабочие программы по коррекционному курсу.
  9. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
  10. Календарно-тематическое планирование
  11. Годовой план работы.
  12. График работы специалиста.
  13. Паспорт кабинета

Прошла курсы повышение квалификации и итоговую аттестацию по дополнительной профессиональной программе «Особенности образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС, в соответствии с ФГОС».

Общий вывод: Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Группа детей нуждающихся в помощи учителя-дефектолога была выявлена. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия, по ведущим нарушениям. Для детей с НЗ и ЗПР были разработаны календарно-тематические планирования, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы, также были составлены индивидуально-образовательные маршруты  на каждого ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми.

Консультативно-просветительская, организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запросы были выполнены.

На следующий учебный год стоит цель: выявление нарушений у вновь прибывших детей, и продолжение уже начатой коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Учитель – дефектолог Дениева Х. У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет учителя-дефектолога Дембирел В.В.

Творческий отчет по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Аналитический отчет за 2012 – 2015 учебный год....

отчет учителя-дефектолога о работе с родителями и социальными партнерами в 2015-2016 уч.г.

Отчет содержит в себе перечень проведенных мероприятий с родителями детей со сложными дефектами, социальными партнерами и воспитанниками других групп...

Аналитический отчет учителя-дефектолога

В данном отчете представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным нарпавлениям деятельности...

Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

В отчете представлен анализ деятельности по направлениямВ учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осу...

Аналитический отчет учителя-дефектолога за 2022– 2023 учебный год.

Аналитический отчет учителя-дефектолога   Степановой О .Ф за 2022– 2023 учебный год....

Аналитический отчет учителя - дефектолога

Аналитический отчет учителя - дефектолога...

Аналитическая справка учителя-дефектолога

Аналитическая справка учителя-дефектолога...