Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лейбо Татьяна Владимировна

В отчете представлен анализ деятельности по направлениям

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по таким  направлениям:

        1.Экспертно - диагностическое;

        2. Аналитическое;

        3. Коррекционно-развивающее;

        4. Консультативно – просветительское;

        5. Организационно-методическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

учителя – логопеда, учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад № 21»

Лейбо Татьяны Владимировны

за 2020-2021учебный год

1. Основные цели, задачи,  направления  и принципы деятельности.

    Основными  целями моей работы, являются:

- своевременная помощь детям с ЗПР при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;

- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса;

-  коррекция речевых нарушений;

   Содержание моей деятельности, направлено на решение следующих задач:

 - выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;

- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ЗПР, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Основные направления деятельности:

-  диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ЗПР с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.

- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса.

-  аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения  программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПК, ППк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации.

   В своей  коррекционно - педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условия, развитие речи;

- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ЗПР  необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

-  систематичности  и системности в обучении, предполагающем  концентрический принцип  изучения материала;

- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ЗПР уровне;

- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода, определяющий  подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;

- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в  зависимости от его психофизических характеристик.

2. Профессиональные действия и средства коррекционно – педагогической деятельности (планирование, реализация).

Планирование   коррекционно - педагогической деятельностии ее содержательная направленность определяется, прежде всего, структурой дефекта воспитанников, степенью его выраженности, возрастом детей, и составляется на основе АООП МБДОУ.

В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности  использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,  применение которых способствует  укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического  и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные),  опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук,  возрастной психологии и детской гигиены,  и обеспечиваю охрану жизни и здоровья  воспитанников в период образовательного процесса.

Анализ деятельности по направлениям

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по таким  направлениям:

        1.Экспертно - диагностическое;

        2. Аналитическое;

        3. Коррекционно-развивающее;

        4. Консультативно – просветительское;

        5. Организационно-методическое.

         На основании результатов заседания ПМПК в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР  в 2020-2021 учебном году был зачислено в сентябре 2020 года зачислено 15 детей в возрасте 5 лет. В течении года зачислен еще один ребенок (Фадеев Виталий).

       Из них:

Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития)

Минимальные дизартрические расстройства – 9 детей

Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития)

Минимальные дизартрические расстройства – 3 ребенка

Нарушение речи системного характера (1 уровень речевого развития)

Минимальные дизартрические расстройства – 1 ребенок

Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития)

 – 3 ребенка

        На  конец  2020-2021 учебного года количество детей  –  15

Выбыл в другой регион проживания в мае 2021 года 1 ребенок (Адамович Ева)

       Изменено логопедическое заключение с «Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития). Минимальные дизартрические расстройства» на – «Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства у 3 детей.

         Изменено логопедическое заключение с «Нарушение речи системного характера (1 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства» на – «Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства у 1 ребенка.

         Продолжат воспитание и обучение в 2021-2022 году 15 детей.

1. Экспертно – диагностическое направление.

   Участие в деятельности Консультационного центра МБДОУ.

         Оказывала методическую, психолого-педагогическую, консультативную помощь родителям (законным представителям) неорганизованных детей.

        Проводила занятия с ребенком (Вотчель Платон) в рамках работы Консультационного центра ДОУ.

         Подготовила консультации для размещения на сайт МБДОУ в раздел «Консультационный центр».

Работа в ПМПК: 

            В течение года  принимала участие в проведении заседаний ПМПК

     города в должности  «учитель-дефектолог».

     Оказывала  консультативную помощь  родителям детей с ограниченными

    возможностями здоровья, в рамках ПМПК.

       В сентябре 2020 года было проведено углубленное Диагностическое обследование по программе ДИА-ДЕФ (ЧИППКРО) Авторы: Лаврова Г.Н, Шестаков С.А., Боброва Т.А.

        В мае 2021 года проведено итоговое диагностическое исследование за учебный год.

         В процессе диагностического обследования были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве.

      По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены:

  • трудности восприятия образцов артикуляции
  • бедность чувственной стороны речи
  • нарушение координации и ориентировки в пространстве
  • затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
  • процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
  • слуховое восприятие  и удержание информации
  • причинно-следственных отношений
  • произвольное и непроизвольное внимание
  • недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
  • составление рассказа по сюжетной картинке

По данным обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с воспитанниками.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
2. Аналитическое.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекции

онно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

         По результатам итоговой диагностики 15 детей  показали положительную динамику развития, 1 ребенок не показал динамику развития (Фадеев Виталий). Он был направлен к психиатру на дообследование.  Диагноз уточняется, назначено медикаментозное лечение.  Еще один  ребенок направлен к психиатру на консудьтацию. В результате психиатром изменен диагноз (нарушение поведения), назначено медикаментозное лечение (Салев Артем).

         Эффективность коррекционно-развивающей работы достигнута благодаря проведению фронтальных и индивидуальных занятий, совместной работе воспитателей и специалиста группы, получению родителями индивидуальных консультаций. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают положительную динамику по всем направлениям развития.

Вывод: Один ребенок (Фадеев Виталий) не показал динамику, что показывает о необходимости изменения ему программы воспитания и обучение. Второму ребенку (Салев Артем) рекомендовано продолжить наблюдение у психиатра.

3. Коррекционно-развивающее направление.

В рамках коррекционно-развивающего направления работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Фронтальная коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование элементарных математических представлений
  • обучение грамоте
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

      Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

       4. Консультативно – просветительское.

В рамках консультативно-просветительского направления велось тесное сотрудничество с родителями: проводились индивидуальные консультации, размещалась информация в родительском уголке, еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей.  

Также течение года проведено 3 собрания. По результатам собрания составлены протоколы.

Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у воспитанников.

5. Организационно-методическое.

В течение года мною была оформлена следующая документация:

  1. Личные дела воспитанников.
  2. Журнал посещаемости  занятий.
  3. Журнал индивидуальных консультаций с родителями
  4. Рабочая программа..
  5. Календарно-тематическое планирование
  6. Годовой план работы.
  7. График работы специалиста.
  8. Паспорт кабинета.

Прошла курсы повышение квалификации в АНОДПО «Просвещение-Столица»

  1. Тема: Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами .
  2. Тема: Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью для педагогов и руководителей образовательных организаций.

Была участницей следующих мероприятий:

- Участница городского семинара - практикума «Организация благоприятной речевой среды и коррекционные занятия дома» 16.08.2020 г.

- Участница международного онлайн-семинара для руководителей и специалистов ПМПК 30.11.2020 г.

- Участница городского семинара «Аутизм. Симптомы. Обучение детей с аутизмом» апрель 2021 г.

Прослушала вебинары:

- Международный педагогический портал «Солнечный свет» Тема: Упрощение и автоматизация работы преподавателей в условиях дистанционного образования 16.05.2020 г.

- Международный центр образования Международный вебинар «Методики коррекционно-логопедической работы в ДОО при общем недоразвитии речи у детей» 06.04.2021 г.

  - Международный центр образования. Всероссийский вебинар «Организация дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов» 12.05.2021 г.

   - Международный центр образования. Международный вебинар.

«Проектирование организационно-педагогической деятельности по ФГОС» 14.05.2021г.

Публикации статей и конспектов НОД, консультаций  на сайтах «Инфоурок», «Солнечный свет», «Социальная педагогическая сеть работников образования».

Выступления:

Городской семинар «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования», февраль 2020 г.

Участие в методической неделе в МБДОУ «Современные коррекционно-развивающие технологии, как условие эффективной организации обучения детей с ТНР и ЗПР», март 2021 г.

Участие и призовые места в профессиональных конкурсах на порталах:

«Педразвитие», «Солнечный свет», «Сайт для педагога», «Совушка».

Участие и призовые места детей в конкурсах на порталах «Солнечный свет», «Портал педагога», «Портал образования»,

« Педразвитие», «Совушка».

Один ребенок принял участие в акции «Рисуем победу -2021».

Причины, тормозящие эффективность коррекционной работы:

  • Количество  детей  с  ЗПР в группе превышает норму.
  • Один ребенок (Фадеев Виталий) требует уточнение диагноза психиатра и изменение адаптированной программы.
  • Нерегулярное выполнение домашних заданий или вообще их не выполнение.
  • Пропуски занятий без уважительной причины.
  • Низкий  уровень  педагогической  культуры  родителей,  нежелание, незаинтересованность родителей в образовательном процессе, высокая  занятость родителей на работе.

Общий вывод: Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Для детей ЗПР было разработано календарно-тематическое планирование, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер.

Консультативно-просветительская, организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями.

Задачи на 2020-2021 учебный год.

         Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации.

После уточнения диагноза психиатра у ребенка (Фадеев Виталий), направить на ПМПК.

Повышать свой профессиональный уровнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...

Рабочая программа учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Рабочая программа учителя-дефектолога разработана для работы с детьми с ЗПР в разновозрастной группе детского сада, расчитана на три возрастные группы....

Годовой план учителя-дефектолога в группы компенсирующей направленности

Годовой план учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности, подготовительная группа....

График работы учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)

График работы учителя дефектологав группе компенсирующей направленности  (от 6 до 7 лет)...

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет

Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...