Аналитический отчет учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
В отчете представлен анализ деятельности по направлениям
В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по таким направлениям:
1.Экспертно - диагностическое;
2. Аналитическое;
3. Коррекционно-развивающее;
4. Консультативно – просветительское;
5. Организационно-методическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_uchitelya-defektologa_2020-2021_uch._g.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
учителя – логопеда, учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад № 21»
Лейбо Татьяны Владимировны
за 2020-2021учебный год
1. Основные цели, задачи, направления и принципы деятельности.
Основными целями моей работы, являются:
- своевременная помощь детям с ЗПР при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;
- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса;
- коррекция речевых нарушений;
Содержание моей деятельности, направлено на решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ЗПР, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Основные направления деятельности:
- диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ЗПР с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса.
- аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПК, ППк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации.
В своей коррекционно - педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условия, развитие речи;
- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ЗПР необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
- систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ЗПР уровне;
- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;
- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
2. Профессиональные действия и средства коррекционно – педагогической деятельности (планирование, реализация).
Планирование коррекционно - педагогической деятельностии ее содержательная направленность определяется, прежде всего, структурой дефекта воспитанников, степенью его выраженности, возрастом детей, и составляется на основе АООП МБДОУ.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, применение которых способствует укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, и обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.
Анализ деятельности по направлениям
В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции, и осуществлялась по таким направлениям:
1.Экспертно - диагностическое;
2. Аналитическое;
3. Коррекционно-развивающее;
4. Консультативно – просветительское;
5. Организационно-методическое.
На основании результатов заседания ПМПК в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР в 2020-2021 учебном году был зачислено в сентябре 2020 года зачислено 15 детей в возрасте 5 лет. В течении года зачислен еще один ребенок (Фадеев Виталий).
Из них:
Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития)
Минимальные дизартрические расстройства – 9 детей
Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития)
Минимальные дизартрические расстройства – 3 ребенка
Нарушение речи системного характера (1 уровень речевого развития)
Минимальные дизартрические расстройства – 1 ребенок
Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития)
– 3 ребенка
На конец 2020-2021 учебного года количество детей – 15
Выбыл в другой регион проживания в мае 2021 года 1 ребенок (Адамович Ева)
Изменено логопедическое заключение с «Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития). Минимальные дизартрические расстройства» на – «Нарушение речи системного характера (3 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства у 3 детей.
Изменено логопедическое заключение с «Нарушение речи системного характера (1 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства» на – «Нарушение речи системного характера (2 уровень речевого развития) Минимальные дизартрические расстройства у 1 ребенка.
Продолжат воспитание и обучение в 2021-2022 году 15 детей.
1. Экспертно – диагностическое направление.
Участие в деятельности Консультационного центра МБДОУ.
Оказывала методическую, психолого-педагогическую, консультативную помощь родителям (законным представителям) неорганизованных детей.
Проводила занятия с ребенком (Вотчель Платон) в рамках работы Консультационного центра ДОУ.
Подготовила консультации для размещения на сайт МБДОУ в раздел «Консультационный центр».
Работа в ПМПК:
В течение года принимала участие в проведении заседаний ПМПК
города в должности «учитель-дефектолог».
Оказывала консультативную помощь родителям детей с ограниченными
возможностями здоровья, в рамках ПМПК.
В сентябре 2020 года было проведено углубленное Диагностическое обследование по программе ДИА-ДЕФ (ЧИППКРО) Авторы: Лаврова Г.Н, Шестаков С.А., Боброва Т.А.
В мае 2021 года проведено итоговое диагностическое исследование за учебный год.
В процессе диагностического обследования были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве.
По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены:
- трудности восприятия образцов артикуляции
- бедность чувственной стороны речи
- нарушение координации и ориентировки в пространстве
- затруднения в выработке системы сенсорных эталонов
- процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов
- слуховое восприятие и удержание информации
- причинно-следственных отношений
- произвольное и непроизвольное внимание
- недостаточный лексический запас по темам (транспорт, птицы, инструменты и др.)
- составление рассказа по сюжетной картинке
По данным обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с воспитанниками.
Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.
2. Аналитическое.
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекции
онно - развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.
По результатам итоговой диагностики 15 детей показали положительную динамику развития, 1 ребенок не показал динамику развития (Фадеев Виталий). Он был направлен к психиатру на дообследование. Диагноз уточняется, назначено медикаментозное лечение. Еще один ребенок направлен к психиатру на консудьтацию. В результате психиатром изменен диагноз (нарушение поведения), назначено медикаментозное лечение (Салев Артем).
Эффективность коррекционно-развивающей работы достигнута благодаря проведению фронтальных и индивидуальных занятий, совместной работе воспитателей и специалиста группы, получению родителями индивидуальных консультаций. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают положительную динамику по всем направлениям развития.
Вывод: Один ребенок (Фадеев Виталий) не показал динамику, что показывает о необходимости изменения ему программы воспитания и обучение. Второму ребенку (Салев Артем) рекомендовано продолжить наблюдение у психиатра.
3. Коррекционно-развивающее направление.
В рамках коррекционно-развивающего направления работа осуществлялась следующим образом:
I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, включала следующие направления:
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
- формирование пространственно-временных отношений;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
- развитие слухового восприятия и формирование произношения;
- формирование ведущей деятельности возраста;
- развитие умственной деятельности.
II. Фронтальная коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
- ознакомление с окружающим миром
- формирование элементарных математических представлений
- обучение грамоте
- формирование зрительного восприятия
- развитие ориентировки в пространстве
- развитие осязания и мелкой моторики
- формирование социально-бытовой ориентировки
Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:
- слухового восприятия и удержания информации;
- основных мыслительных операций;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
- обогащение словаря.
4. Консультативно – просветительское.
В рамках консультативно-просветительского направления велось тесное сотрудничество с родителями: проводились индивидуальные консультации, размещалась информация в родительском уголке, еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей.
Также течение года проведено 3 собрания. По результатам собрания составлены протоколы.
Вывод: Все поступающие запросы, отрабатывались, на консультациях вырабатывались рекомендации для родителей. Выражена необходимость в большем участии в родительских собраниях, для информирования родителей о специфики работы специалиста, для решения возникающих проблем у воспитанников.
5. Организационно-методическое.
В течение года мною была оформлена следующая документация:
- Личные дела воспитанников.
- Журнал посещаемости занятий.
- Журнал индивидуальных консультаций с родителями
- Рабочая программа..
- Календарно-тематическое планирование
- Годовой план работы.
- График работы специалиста.
- Паспорт кабинета.
Прошла курсы повышение квалификации в АНОДПО «Просвещение-Столица»
- Тема: Воспитательная работа с детьми с ОВЗ и инвалидами .
- Тема: Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью для педагогов и руководителей образовательных организаций.
Была участницей следующих мероприятий:
- Участница городского семинара - практикума «Организация благоприятной речевой среды и коррекционные занятия дома» 16.08.2020 г.
- Участница международного онлайн-семинара для руководителей и специалистов ПМПК 30.11.2020 г.
- Участница городского семинара «Аутизм. Симптомы. Обучение детей с аутизмом» апрель 2021 г.
Прослушала вебинары:
- Международный педагогический портал «Солнечный свет» Тема: Упрощение и автоматизация работы преподавателей в условиях дистанционного образования 16.05.2020 г.
- Международный центр образования Международный вебинар «Методики коррекционно-логопедической работы в ДОО при общем недоразвитии речи у детей» 06.04.2021 г.
- Международный центр образования. Всероссийский вебинар «Организация дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов» 12.05.2021 г.
- Международный центр образования. Международный вебинар.
«Проектирование организационно-педагогической деятельности по ФГОС» 14.05.2021г.
Публикации статей и конспектов НОД, консультаций на сайтах «Инфоурок», «Солнечный свет», «Социальная педагогическая сеть работников образования».
Выступления:
Городской семинар «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования», февраль 2020 г.
Участие в методической неделе в МБДОУ «Современные коррекционно-развивающие технологии, как условие эффективной организации обучения детей с ТНР и ЗПР», март 2021 г.
Участие и призовые места в профессиональных конкурсах на порталах:
«Педразвитие», «Солнечный свет», «Сайт для педагога», «Совушка».
Участие и призовые места детей в конкурсах на порталах «Солнечный свет», «Портал педагога», «Портал образования»,
« Педразвитие», «Совушка».
Один ребенок принял участие в акции «Рисуем победу -2021».
Причины, тормозящие эффективность коррекционной работы:
- Количество детей с ЗПР в группе превышает норму.
- Один ребенок (Фадеев Виталий) требует уточнение диагноза психиатра и изменение адаптированной программы.
- Нерегулярное выполнение домашних заданий или вообще их не выполнение.
- Пропуски занятий без уважительной причины.
- Низкий уровень педагогической культуры родителей, нежелание, незаинтересованность родителей в образовательном процессе, высокая занятость родителей на работе.
Общий вывод: Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Для детей ЗПР было разработано календарно-тематическое планирование, была разработана рабочая программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер.
Консультативно-просветительская, организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями.
Задачи на 2020-2021 учебный год.
Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.
Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации.
После уточнения диагноза психиатра у ребенка (Фадеев Виталий), направить на ПМПК.
Повышать свой профессиональный уровнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя- дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (старший и подготовительный дошкольный возраст)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограничен...
Рабочая программа учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога разработана для работы с детьми с ЗПР в разновозрастной группе детского сада, расчитана на три возрастные группы....
Годовой план учителя-дефектолога в группы компенсирующей направленности
Годовой план учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности, подготовительная группа....
График работы учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)
График работы учителя дефектологав группе компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)...
Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет
Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...
Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...